№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Цивилизация шумеров и древние кыргызы«Можно не знать тысячи наук Начало подлинно научному изучению истории кыргызского народа и Кыргызстана положил распад СССР и создание суверенной кыргызской государственной системы. И теперь, открывая новые страницы истории суверенного Кыргызстана, нам ничего не остается, как последовать завету великого В. И. Ленина «учиться урокам истории». К великому сожалению, ныне сознание кыргызов переполнено всякими иллюзиями, ложными идеями и самое главное, искажениями истории. Что весьма обострилось на спекулируемых сегодня страстях, противоречиях между северными и южными кыргызами: от простых бытовых разногласий до злободневных проблем страны, особенно вокруг кадровой системы. С одной стороны на нас, на кыргызов, большое влияние оказывают так называемые кыргызские санжыра, с другой стороны, по сей день мы не можем отойти от стереотипов нашей истории, навязанных нам еще со времен Российской империи. Я же постараюсь обосновать, почему мы апеллируем к древности своего народа и не согласны с вердиктами о возникновении нашей нации на рубеже 17-18 веков, как учили нас советские учебники. Итак, факты науки… По данным китайских, иранских, арабских, американских и других источников этноним «кыргыз» наравне с этнонимом «тюрк» является самым древним из всех современных названий тюркских народов. В настоящее время к тюркоязычным народам относятся более 40 наций и народностей. Численность их различная: от караимов – 2,6 тыс., живущих в основном в Литве, до турков – 55 млн. (подробно изложено в моей книге «История кыргызов и Кыргызстана»). От Алтая до Алатоо Возникает вопрос – в силу каких причин кыргызы (2 млн. 930 тыс. по переписи А третья часть кыргызов, т.е. ичкилики–кыргызы: кыпчаки, найманы, кангы, доолосы, теиты и другие, появились и жили в Сибирском регионе, т.е. в Центральной Азии, и поэтому огромная часть их в силу исторических движений, еще задолго до нашей эры, оказались в разных регионах Средней Азии и Европы. Таким образом, Алтайское нагорье является прародиной тюрков, особенно кыргызов – ичкиликов, откуда они до нашей и в нашу эру вели периодически военные и мирные перемещения с Востока на Запад. К шумерам Перемещение ичкиликов-кыргызов на запад шло по 3 направлениям. Во-первых, по южной части Центральной Азии они продвигались через Среднюю Азию в Афганистан, Иран и создали на территории древней Месопотамии (современный Ирак) государство шумеров, известное всему миру цивилизованное государство, которое участвовало в развитии мировой культуры. Шумеры (моя версия шумкары) перебазировались в этот регион 6 тысяч лет тому назад. По пути в этом направлении часть ичкиликов-кыргызов оседали в Средней Азии, Афганистане и Иране, потомки которых живут по сей день под другими тюркскими названиями, в частности: карадагцы 25 тыс., каджары 37тыс., шахсевены-300тыс., кашкайцы 720 тыс. в Иране, далее афшары 700 тыс. в Афганистане и Иране, карапапахи 100 тыс. в Иране и Турции. Далее, кроме названных, в этом районе живут малые тюркские народности бахарлу, эйнанлу, нафар, доросани, пичагчи, карагозлу и др. В настоящее время в Иране население составляет более 68 млн. человек, где основную часть составляют персы (51%), азербайджанцы (24%) и курды (7%). Таким образом, более четверти населения говорят на языках тюркской группы (азербайджанцы, туркмены, кашкайцы и др.). Сначала было слово… Основным источником изучения происхождения народа является его язык. Недаром принято считать, что язык народа это его история. Анализ памятников шумеров, в том числе клинописных текстов, проведенный многими учеными, свидетельствует о том, что большинство шумерских слов буквально повторяют кыргызские и карачаево-балкарские слова (И. М. Ми-зиев, М. Ч. Джуртубаев «История и духовная культура карчаево-балкарского народа», январь-февраль 1994 г.), а порой целые фразы. Или же в надписи, посвященной божеству Гудею (удивительно напоминающее «Кудай»-бог), на его памятнике 24-го века до н.э. можно прочесть карачево-балкарское слово «Занымдагынан», т.е по кыргызски «Жанымдагынан». Таких уникальных совпадений очень много, более 4-х сотен (подробно в книге автора «История кыргызов и Кыргызстана») (Таблица №1). Таких совпадений очень много. Но даже приведенных сходств вполне достаточно, чтобы убедиться в родстве шумерского, карачаево-балкарского и кыргызских языков. Таким образом, северокавказские тюркоязычные народы имели с шумерами самые тесные культурно-экономические связи, обнаруженные в предметах вооружения, украшения и больше всего в культуре. С другой стороны, после падения шумерского государства в результате греческих, арабских нашествий, определенная часть шумеров, возможно, продвинулась в Иран, Турцию, Кавказ, Крым, и далее на юг Европы. Вперед, на Запад Во-вторых, кыргызы-ичкилики продвинулись из Центральной Азии на Запад по центральному направлению и участвовали в формировании многих тюркских народов, в частности, казахов, узбеков, кара-калпаков и туркмен в Средней Азии, кумыков, карачаев, балкар, ногайцев на Северном Кавказе, крымских татар на Украине, гагаузов в Молдове, больше половины населения в Венгрии (почти 200 лет государственным языком был ичкиликский язык), башкиров, чувашей и татар в европейской части России. В перечисленных выше тюркских народах господствуют ичкиликские племена — найманы, кыпчаки, кангы, в некоторых регионах доолосы. Роль ичкиликских племен в формировании казахов признают и наши соседи. На первом всемирном Курултае казахов в 1992 г. основным докладчиком от имени правительства выступил академик М. Козыбаев, где он обосновал кыпчакское происхождение казахского народа. Мы должны помнить о том, что родоплеменная организация – действительный создатель языка, как и подлинный его хранитель является источником истории. Примером являются следующие факты: Читатели помнят главу государства Венгрии Яноша Кадара (Кадыр Жаныш по-нашему), покойного президента Туркменистана Сапармурада Ниязова. Они являются представителями племени кыпчаков. По данным кыргызского общества в Узбекстане, президент Узбекистана И. Каримов тоже представитель племени кыпчаков-ичкиликов. А ичкиликов-кыргызов кроме родов, языка, материальной, духовной культуры связывает с карачаевцами и балкарами письменность, которая была обнаружена на их территории в рунических надписях. Эти факты доказывают, что Алтайское нагорье является также прародиной кавказских тюркоязычных народностей. Дорога на Север В-третьих, ичкилики-кыргызы продвинулись на Запад по северному направлению, оставив на местах сахов (Якутия), на Таймыре долганов – 8 тыс., перебрались в северную часть Европы, потому караимы – 2,6 тыс. и живут в Литве. В этом регионе кыргызы имели определенное влияние на быт и культуру местного населения. И весьма интересные факты приводит известный ученый-филолог А. Бекбалаев. Он в своей научной статье показывает близость готско-немецких и гунно-кыргызских слов, и трудно определить, к какому языку принадлежат первично приведенные им слова (Таблица №2). Большой интерес представляет название кыргызских рунических надписей. Эта графика была открыта в долине Енисея в 1721-1722 гг. Д. Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра I и сопровождавшим его с пленным шведским офицером Ф. Таббертом. Из-за внешнего сходства в начертаниях со скандинавскими рунами они называли вновь открытое письмо руническим. Отсюда возникает вопрос – руническое письмо считается скандинавским или кыргызским? Трагические уроки истории На родине ичкиликов-кыргызов ныне живут хакасы 83 тыс., тувинцы 222 тыс., алтайцы – 75 тыс, шорцы 17 тыс., тофалары – 0,7 тыс. и др., которые остались после массового уничтожения ичкиликов – кыргызов завоевательными войсками России. По истории, в последней четверти ХVI в. началось присоединение к России огромных зауральских пространств протяженностью 8500 км, превосходивших своей площадью не только Русское государство, но и всю Европу в целом. Заобская Сибирь для русских людей была страной «человецев незнаемых». Для завоевания трех Енисейских кыргызских золотых княжеств Россия заключила военное соглашение с Джунгарским государством (в начале ХVIII в.) о насильственном переселении основной массы непокорных енисейских кыргызов в пустынные степи Лоб-Нора, что и было с успехом и особой жестокостью осуществлено со стороны этих объединенных сил, в одиночку не сумевших сломить сопротивление и утопить в крови политическую независимость свободолюбивых и воинственных кыргызов. Это удалось им сделать только сообща – таковы трагические страницы истории кыргызского народа, падения и взлетов, утраты и возрождения его государственности, культуры и общественно-политической жизни. (Ч. Т. Нусупов. Политико-исторические проблемы... кыргызского народа. Бишкек-2000, с. 16). О судьбе енисейских кыргызов писал живой свидетель того времени, известный ученый мыслитель Чокан Валиханов: «Страна, в которой обитали хагасы, или древние кыргызы, была далеко от нынешней их области распространения, а именно находилась в южных частях нынешней Енисейской и Томской губерний, а в китайских пределах – в долине верхнего Енисея до гор Тап-ну на юге. В этой стране застали кыргызов русские еще в ХVII в. В течение ХVII века енисейские кыргызы вели против русских завоевателей Сибири отчаянную борьбу, которая кончилась их уничтожением: большая часть их погибла в битвах, часть бежала на юго-запад в киргиз-кайсацкие степи (где смешались с кровно-родственными казахскими племенами), часть смешалась с другими племенами Енисейской губернии, утратив навсегда свою самостоятельность и даже свое имя. Момент истины Вторым доказательством является общность языка, сходство культуры и влияние древне-кыргызской рунической письменности. Американский исследователь истории кыргызов Каннен Катиснер в своей книге «Языки мира писал: «Если опираться на известные сведения, следует считать, что самый древний тюркский народ — кыргызы. Их письменные памятники имеют место еще 2000 лет назад, до нашей эры». На территории вышеназванных народов название озер, рек, гор, степей по сей день носят кыргызские названия. Некоторые тюркоязычные народы до сих пор имеют общую материальную и духовную культуру. Доказательством можно принять проведение в Таласе 19-20 октября 2007 года научно-теоретической конференции народов Алтая, посвященной сохранению и развитию эпоса «Манас» в интересах будущего поколения, и национальный фестиваль исполнителей-манасчи, где участвовали представители из Казахстана, Якутии, Алтая и Китая. Поэтому мы, кыргызы, в условиях суверенного развития особенно нуждаемся в целенаправленной идеологии, которая будет вести племена кыргызов к объединению, созданию единой кыргызской нации, с чувством ответственности за свое будущее на равных правах с остальными цивилизованными народами. Саит Омурзаков |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
11:42 // Экономика
Привлечение частных инвестиций и расширение экспорта — ключ к экономическому развитию 11:32 // Интервью
Аликбек Джекшенкулов: Зарубежные «диаспоры кыргызов» можно назвать «армией янычаров» |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |