№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
«А мы, кыргызстанцы, свои права отстаиваем вяло, нерешительно...»Во многих странах мира, например, в Америке, Турции, Болгарии, проблема продажи питьевой воды и ее цены давно уже решена. В Кыргызстане она была поднята в конце прошлого века Турдакуном УСУБАЛИЕВЫМ, проработавшим с 1961 по 1981 гг. первым секретарем ЦК Компартии Киргизии, экс-депутатом ЖК КР. Им была написана целая книга «Вода — дороже злата. Водные ресурсы Кыргызстана — это его национальное богатство» (1998 г.). В ней ставится вопрос межгосударственного использования водных ресурсов Кыргызстана на взаимовыгодной экономической основе с сопредельными государствами с учетом мирового опыта. Сегодня мы публикуем некоторые материалы, взятые из данной книги. Ученые определили общие запасы на земле всех видов воды, они оцениваются огромной цифрой —1386 млн. км3. Но эти запасы в основном сосредоточены в Мировом океане. Они горько-соленые. А человеку для его жизнедеятельности нужна вода определенного качества — пресная. Кыргызстан, как и другие бывшие центральноазиатские республики, суверенное государство, все природные богатства его территории являются государственной собственностью. Сток всех рек Кыргызстана до самых границ соседних государств является его собственностью, а не всего Центрально-Азиатского региона. Исходя из этого положения, Кыргызстан, как и другие независимые государства, должен установить свои принципы на управление своими природными ресурсами, в том числе водными. Это диктуется новыми политическими, социально-экономическими жизненными реалиями, возникшими вследствие распада Советского Союза. Ныне в Кыргызстане, как и в других центральноазиатских государствах, действуют рыночные отношения в экономике. С распадом Союза прекратилась федеральная материально-техническая и финансовая поддержка межгосударственных гидроузлов, построенных на территории Кыргызстана, и используемых совместно с соседними государствами. Кыргызстан уже не в состоянии должным образом содержать и эксплуатировать межгосударственные ирригационные объекты только своими материально-техническими и финансовыми возможностями. В этих трудных экономических условиях Кыргызское государство вынужденно рассматривать свои водные ресурсы, как товар. Такая политика основывается на международных правовых нормах, и она отвечает и интересам соседних государств, использующих водные ресурсы Кыргызстана. До сих пор существующее бесплатное пользование водными ресурсами Кыргызстана со стороны центральноазиатских государств дальше не может быть сохранено, этого требуют коренные изменения, происшедшие в государственной жизни бывших советских республик, ныне независимых государств. Кыргызстан глубоко понимает необходимость цивилизованного сосуществования со своими соседями в мире и дружбе, в полной мере учитывает их нужды и запросы по воде. Вместе с тем Кыргызстан желает, чтобы соседние государства тоже с полным пониманием отнеслись к его водной политике, требующей компенсации и возмещения того колоссального экономического ущерба, который он несет один в течение десятилетий, направляя свои огромные ресурсы на возмещение убытков от затопленных земель, содержание и эксплуатацию межгосударственных гидроузлов, оросительных систем, водохозяйственных объектов, построенных на его территории. Историческая справедливость, связанная с использованием гидроэнергетических и водных ресурсов Кыргызстана со стороны соседних государств, должна быть восстановлена. Ныне все центральноазиатские государства, как демократические, вошли в мировое содружество цивилизованных государств, следовательно, наши государства должны учитывать опыт этого содружества во всех областях и этот опыт говорит о том, что во всём мире вода, потребляемая для отраслей экономики, в том числе питьевая, признается экономическим товаром, вода продается и покупается между государствами. Ставя вопрос о справедливом межгосударственном пользовании водными ресурсами Кыргызстана, мы проявляем заботу не только о кыргызском народе, но и о стотысячном узбекском населении, о казахском, таджикском населении, о всех других национальностях, проживающих в Кыргызстане. Учитывая всё вышеизложенное, депутатская комиссия вносит на рассмотрение сессии Собрания народных представителей Жогорку Кенеша следующие предложения: 1. Поручить Правительству Кыргызской Республики, опираясь на международный опыт по водопользованию и в целях обеспечения сохранения в надежном техническом состоянии и эксплуатации межгосударственных гидроузлов, установить плату за воду, подаваемую соседним государствам для сельского хозяйства и промышленности, коммунально-бытовых нужд, в первую очередь из Токтогульского, Кировского, Орто-Токойского и Папанского водохранилищ, а также из малых рек Ошской и Джалал-Абадской областей, из которых подается вода для Ферганской долины Узбекистана и Таджикистана, а также Курдайского и Меркенского районов Казахстана. В связи с этим в Закон Кыргызской Республики «О воде» внести следующую редакцию: «Поверхностные или подземные воды (водотоки), формирующиеся в пределах территории Кыргызской Республики и пересекающие ее границы, являются ее транснациональными водами (водотоками). Совместное использование транснациональных вод с сопредельными государствами осуществляется только на основе заключенных с ними договоров и соглашений на взаимовыгодной основе». Это положение вытекает из международных правовых норм. А мы, кыргызстанцы, свои права отстаиваем вяло, нерешительно, словно стесняемся очевидное называть своими собственными именами. Единому органу управления, который будет функционировать, наверняка, в Ташкенте, предлагается передать все вопросы регулирования, водораспределения, выдачи лицензии, учета и контроля по использованию и охране водных ресурсов Кыргызстана, включая все его водохранилища ирригационно-энергетического назначения, озера, ледники, притоки всех рек и водоохранные полосы. Но и это — еще не всё. От Кыргызской Республики требуют сохранить до 2010 года установленные в 1981 году Минводхозом и Госпланом СССР принципы водопользования среднеазиатскими республиками. Такая постановка вопроса ущемляет права Кыргызской Республики, противоречит ее Конституции и Закону «О воде». Здесь игнорируются, как уже говорилось, международные правовые нормы, по которым определено: водные ресурсы, которые формируются на территории того или иного государства, являются его собственностью. Более того, наши соседи как бы сознательно переступают через интересы Кыргызстана, отлично понимая, что то, что было вчера, не может быть руководством к действию сегодня. Конституционные права Кыргызской Республики нарушены подписанным министрами водного хозяйства центральноазиатских государств от 18 февраля 1992 года в Алма-Ате Соглашением между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан и Республикой Туркменистан о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной всех водных ресурсов региона. В статье 1 этого Соглашения записано: «Признавая общность и единство водных ресурсов региона, стороны обладают одинаковыми правами на пользование и ответственность за обеспечение их рационального использования и охрану». Скажем прямо, эта статья в руках соседних государств является козырной картой, открывающей им неограниченные неконституционные права для контролирования всех водных ресурсов Кыргызской Республики вплоть до мельчайших притоков рек, ледников и озер, дальнейшего их безвозмездного использования в своих интересах. Эту статью нельзя не расценивать, как грубое нарушение суверенитета Кыргызской Республики. Здесь следует серьезно упрекнуть и кыргызских экспертов-чиновников, участвовавших в подготовке этого документа к подписанию, и проявивших некомпетентность, дав согласие на включение указанной статьи в Соглашение. Но это было в то время, когда суверенизация республик только началась и наши близкородственные связи были еще крепки. Однако развивающиеся новые формы взаимоотношений требуют доработки прежних документов, с полным анализом складывающейся ситуации и точным указанием прав республик. Далее следует также поручить Правительству поставить перед Правительствами соседних государств вопрос о внесении уточнений в межгосударственное соглашение между пятью министрами водного хозяйства центральноазиатских государств от 18 февраля 1992 года в г. Алма-Ата, в котором реки (водотоки) Кыргызстана ошибочно названы трансграничными и межгосударственными, а также в той части Соглашения, где предусмотрено создание единого управления, в руках которого будет сосредоточено управление всеми водными ресурсами Кыргызской Республики, что противоречит ее Конституции и Закону «О воде». В текст этого межреспубликанского соглашения необходимо внести соответствующие уточнения и изменения. Если установить плату за воду, отпускаемую соседним государствам из главных межгосударственных гидроузлов и других оросительных систем на уровне цен, установленных в отдельных зарубежных государствах, то это позволит нам обеспечить возмещение убытков от затопленных земель, содержание и эксплуатацию этих гидроузлов в надежном техническом состоянии. Вот некоторые данные, подготовленные на этот счет специалистами. Токтогульский гидроузел в среднем за год подает Узбекистану, Казахстану и Таджикистану 11 млрд. кубов воды при продаже ее по ценам 4, 5 и 12 центов за кубометр. В бюджет республики ежегодно поступят следующие доходы (в долларах): 11.000.000.000×0,04=440.000.000 11.000.000.000×0,05=550.000.000 11.000.000.000×0,12=1.320.000.000 Кировское водохранилище подает Казахстану 800 млн. кубов воды в год: 800.000.000×0,04=32.000.000 800.000.000×0,05=40.000.000 800.000.000×0,12=96.000.000 Орто-Токойское водохранилище подает Казахстану 180,8 млн. кубов воды (то есть 23 процента от общего объема водохранилища): 180.800.000×0,04=7.232,000 180.800.000×0,05=9.040,000 180.800.000×0,12=21.696.000 Папанское водохранилище подает Узбекистану 77 млн. кубов воды в год: 77.000.000×0,04=3.080.000 77.000.000×0,05=3.850.000 77.000.000×0,12=9.240.000 Всего Кыргызская Республика ежегодно из собственных запасов только поверхностных вод ныне подает соседним государствам 35 млрд. кубов воды. Доходы, которые мы могли бы получать ежегодно от продажи оросительной воды только из межгосударственных водохранилищ соседним государствам-водопотребителям, значительно покроют все расходы Кыргызстана, связанные с выплатой за узбекский газ и казахский уголь. Подготовила Гульнара КАЛЫГУЛОВА |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |