№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Барские щедроты бедного Кыргызстана, или Анклав, еще анклав…22 апреля 2004 года прошло совместное заседание двух комитетов Жогорку Кенеша КР – по бюджету и финансам, который возглавляет депутат М.Султанов, и по налогам, таможенным и другим сборам, возглавляемый депутатом А.Жапаровым. Примечательным это заседание явилось для нас благодаря тому обстоятельству, что правительство Кыргызской Республики намерено передать в собственность Республике Казахстан четыре объекта на берегу озера Иссык-Куль: дом отдыха «Автомобилист Казахстана» (с.Корумды), дом отдыха «Самал» (п.Бостери), санаторий «Казахстан» (г.Чолпон-Ата) и спортивно-оздоровительный лагерь «Университет» (п. Бостери). Такое решение было принято в ходе официального визита Президента КР в Казахстан 25-26 декабря 2003 года. Тогда же был подписан Протокол о признании прав собственности Республики Казахстан на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории Кыргызской Республики, под которым свою подпись от имени нашей страны поставил К.Осмонов. Именно этот документ, для легитимности которого, согласно законодательству, требуется его ратификация парламентом, и был представлен председателем Госкомимущества Р.Жеенбековым на совместном заседании комитетов. Протокол предусматривает, что в течение 1 месяца со дня его подписания будут произведены все юридические процедуры и вышеуказанные имущественные комплексы будут признаны собственностью Казахстана. Эти объекты зарегистрируют как самостоятельные юридические лица, а казахская сторона обязуется вкладывать в них инвестиции для их дальнейшего развития. Вот, собственно и все, весьма лаконично и односторонне, что особенно подчеркивается пунктом об обязательстве казахской стороны вкладываться в свои же (согласно протоколу) объекты собственности. Решение комитетов было однозначным и единодушным: внести данный вопрос на рассмотрение палаты и рекомендовать не ратифицировать данный Протокол. Кроме того, Р.Жеенбекову было поручено представить справку относительно наличия и состояния объектов недвижимости Кыргызской Республики за границей, в частности, в странах СНГ. Ниже мы публикуем все документы, относящиеся к рассматриваемому вопросу, а именно, сам Протокол, решение комитетов, законопроект, справку-обоснование и Постановление правительства. Также представляем вам отдельные документы из досье редакции, чтобы читатель смог воочию и документально проследить за тем, как власти пытались решить вопрос собственности на объекты курортно-рекреационного хозяйства на протяжении 12 лет, чтобы, в конечном итоге, в нарушение всех ранее принятых решений, просто отдать их другой стороне…
СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ Комитета по налогам, таможенным и другим сборам и По законопроекту «О ратификации Протокола между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Казахстан о признании прав собственности Республики Казахстан на объекты недвижимого имущества, находящихся на территории Кыргызской Республики» Комитет по налогам, таможенным и другим сборам совместно с Комитетом по бюджету и финансам рассмотрев, законопроект «О ратификации Протокола между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Казахстан о признании прав собственности Республики Казахстан на объекты недвижимого имущества, находящихся на территории Кыргызской Республики», внесенный постановлением Правительства от 13.04.04г. № 252, решили: — внести на рассмотрение Законодательного собрания Жогорку Кенеша данный вопрос и рекомендовать не ратифицировать данный Протокол; — Докладчиком по вопросу определить Р. Жеенбеков Председателя Госкомитета по управлению государственным имуществом. Председатель Комитета по налогам, таможенным и другим сборам
ПРОТОКОЛ Правительство Республики Казахстан и Правительство Кыргызской Республики, далее именуемые Стороны, в соответствии со статьей 2 Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года согласились о нижеследующем; 1. В течение одного месяца с момента подписания данного Протокола, провести необходимые юридические процедуры и признать собственностью Республики Казахстан имущественные комплексы объектов, расположенных на территории Иссык-Кульской области Кыргызской Республики и построенных за счет средств Республики Казахстан. Данные объекты: Дом отдыха «Автомобилист Казахстана» (с. Корумды): Дом отдыха «Самал» (пос. Бостери); Санаторий «Казахстан» (г. Чолпон-Ата-2); и Спортивно-оздоровительный лагерь «Университет» (пос. Бостери). 2. Стороны достигли договоренности о том, что Казахстанская сторона согласна вкладывать инвестиции а объекты, указанные в пункте 1 настоящего протокола, для их дальнейшего развития. 3. Стороны договорились о регистрации вышеуказанных объектов как самостоятельных юридических лиц на территории Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 4. Настоящий Протокол вступает в силу с даты подписания. Совершено в г, Астане «___» ____________года в двух подлинных экземплярах, каждый на русском языке. За Правительство За Правительство
Проект Закон Кыргызской Республики Статья 1. Ратифицировать Протокол между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики о признании прав собственности Республики Казахстан на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории Кыргызской Республики. Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования. Президент Кыргызской Республики А.Акаев
Справка к проекту Закона Кыргызской Республики «О ратификации Протокола между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики о признании прав собственности Республики Казахстан на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории Кыргызской Республики» В ходе официального визита Президента Кыргызской Республики в Республику Казахстан 25-26 декабря 2003 года, был подписан Протокол между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Казахстан о признании прав собственности Республики Казахстан на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории Кыргызской Республики. Согласно, закону Кыргызской Республики «О международных договорах» от 21 июля 1999 года N 89 международные договора подлежат согласованию с министерствами и ведомствами и ратификации в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики. В связи с этим, а также во исполнение поручения Первого вице-премьер-министра от 20.01.2004 г. №16-832, Госкомимуществом был подготовлен проект Закона Кыргызской Республики «О ратификации Протокола между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики о признании прав собственности Республики Казахстан на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории Кыргызской Республики» и направлен в Правительство Кыргызской Республики с просьбой поручить министерствам и ведомствам рассмотреть подготовленный Госкомимуществом проект Закона. • Министерство экономического развития, промышленности и торговли Кыргызской Республики • Министерство финансов Кыргызской Республики • Министерство внутренних дел Кыргызской Республики • Министерство сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики • Государственное агентство по регистрации прав на недвижимое имущество при Правительстве Кыргызской Республики Даны замечания и предложения Министерством юстиции и Министерством иностранных дел, которые учтены и отражены в данном проекте Закона. Во исполнение поручения Вице-премьер-министра Кыргызской Республики от 16.02.2004 г. №16-2976 Госкомимуществом направляется на рассмотрение и принятие решения согласованный с министерствами и ведомствами проект Закона Кыргызской Республики «О ратификации Протокола между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики о признании прав собственности Республики Казахстан на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории Кыргызской Республики». Председатель Госкомимущества Р. Жеенбеков
Правительство Кыргызской Республики Торага Уважаемый Абдыганы Эркебаевич! Правительство Кыргызской Республики в соответствии со статьями 64 и 65 Конституции Кыргызской Республики направляет на рассмотрение Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики проект Закона Кыргызской Республики «О ратификации Протокола между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики о признании прав собственности Республики Казахстан на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории Кыргызской Республики», в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от « 13» апреля 2004 года № 252 с обоснованием на государственном и официальном языках. Премьер-министр Н. Танаев
Постановление от 13 апреля 2004 года №252 г.Бишкек, Дом правительства О проекте Закона КР «О ратификации Протокола между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики о признании прав собственности Республики Казахстан на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории Кыргызской Республики» В целях урегулирования прав собственности иностранных государств на территории Кыргызской Республики Правительство Кыргызской Республики постановляет: 1. Согласиться с проектом Закона Кыргызской Республики «О ратификации Протокола между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики о признании прав собственности Республики Казахстан на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории Кыргызской Республики». 2. Внести указанный законопроект на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 3. Назначить председателя Государственного комитета Кыргызской Республики по управлению государственным имуществом официальным представителем Правительства Кыргызской Республики при рассмотрении вышеуказанного законопроекта палатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Премьер-министр Н.Танаев
Из досье редакции: 9 октября 1992 года в Бишкеке страны-участники подписали «Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности», в котором стороны взаимно признают переход в их собственность имущества, расположенного на территориях Сторон. При этом пункт 4 Соглашения предусматривал, что объекты (или соответствующие доли участия) социальной сферы, а именно, объекты курортно-рекреационного назначения являются собственностью стороны, на чьи средства они были построены. Но именно этот 4 пункт Соглашения и является исключением для Кыргызстана; с этой оговоркой документ был ратифицирован парламентом Кыргызстана спустя 15 месяцев после его подписания. 16 декабря 1992 года было принято Постановление Верховного Совета Республики Кыргызстан за №1080-XII «О принятии в собственность Республики Кыргызстан объектов курортно-рекреационного хозяйства, находящихся в пользовании юридических лиц других государств СНГ». В документе говорилось, что объекты курортно-рекреационного хозяйства, построенные на территории республики, продолжают эксплуатироваться организациями, не являющимися юридическими лицами Республики Кыргызстан. Сложившаяся ситуация, по мнению Верховного Совета, наносила моральный, политический и экономический ущерб интересам народа Республики Кыргызстан. Ввиду этого Правительству вменялось принять до 10 января 1993 года в собственность Республики Кыргызстан объекты курортно-рекреационного хозяйства, расположенные на территории республики и находящиеся в пользовании юридических лиц других государств СНГ. Принять эти объекты на баланс Фонда государственного имущества Республики Кыргызстан следовало безвозмездно, со всем оборудованием, инвентарем и мебелью, транспортом, вспомогательными и подсобными хозяйствами, сооружениями, жилыми домами, насаждениями по состоянию на 1 июля 1992 года. Также Правительству, главам областных и районных государственных администраций поручалось: обеспечить сохранность имущества указанных объектов; принять все необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, участвующих в хищении и вывозе этого имущества; создать необходимые условия и оказать действенную помощь Фонду государственного имущества Республики Кыргызстан по приемке этих объектов. Далее правительству и Фонду госимущества поручалось подготовить предложения о передаче принимаемых объектов курортно-рекреационного хозяйства соответствующим республиканским и областным органам государственного управления. Постановлением Правительства КР № 467 от 7 октября 1996 года была утверждена «Концепция разгосударствления и приватизации объектов курортно-рекреационного хозяйства и туризма в Кыргызской Республике». Сей документ, помимо всего прочего, примечателен следующим содержанием: «Согласно законодательству бывшего Союза ССР, указанные объекты должны быть сданы на баланс и в ведение местного республиканского органа управления курортами с момента ввода в действие учреждений отдыха и санаторно-курортного лечения ,независимо от принадлежности и средств застройщиков этих объектов, что до настоящего времени оставалось нереализованным. 18 января 2002 года распоряжением Правительства КР №20-р была утверждена правительственная комиссия, возглавляемая Танаевым Н.Т., которой поручалось провести все необходимые мероприятия по передаче объектов курортно-рекреационного хозяйства, находящихся в пользовании Республики Узбекистан и Республики Казахстан, в ведение Кыргызской Республики. В последующем, а именно, 16 июня 2003 года было внесено дополнение, что исполнительными органами Правительственной комиссии по передаче объектов курортно-рекреационного хозяйства являются Государственный комитет Кыргызской Республики по управлению государственным имуществом и привлечению прямых инвестиций и Министерство иностранных дел Кыргызской Республики, а самой комиссии следовало ежеквартально представлять отчет о проделанной работе в Правительство Кыргызской Республики. Также отметим, что был у рабочей комиссии План мероприятий, затем была создана комиссия по инвентаризации и приему-передаче этих комплексов. 15 февраля 2003 года была создана экспертная группа для проведения переговоров на уровне экспертных групп от Кыргызской Республики и Республики Казахстан по изучению вопроса об урегулировании прав собственности объектов курортно-рекреационного хозяйства, расположенных на территории Иссык-Кульской области КР. Что же касается Узбекистана, то было решено начать переговоры с узбекской стороной только по завершении процесса урегулирования отношений с Казахстаном.
Комментарий «Общественного рейтинга»: История межгосударственных отношений Кыргызстана с другими центральноазиатскими странами знавала разные времена. Во времена Союза Кыргызстан, будучи щедро вспоен дотациями из Москвы, тем не менее всегда оставался в тени более удачливых соседей, таких, как Казахстан и Узбекистан, чьи руководители являлись членами Политбюро и имели реальную возможность лоббировать больше внимания, больше средств и больше солнца из союзного бюджета для возглавляемых ими республик. И все же, говоря об этапах становления государственности нашей страны, нельзя не отметить, что советские годы стали тем знаменательным периодом, при котором народ Кыргызстана достиг расцвета своей государственности. Последовавший за этим распад СССР, приведший к параду суверенитетов и созданию такого аморфного межгосударственного надстройства, как СНГ, запустил неумолимый процесс размежевания территориальных границ и имущества, находившихся в подчинении союзного государства и республик. Можно также сказать, что новообразовавшиеся независимые государства с самого начала оказались под пристальным вниманием мировых держав и институтов, признание независимости со стороны которых позволило уберечь эти новые страны от конфликтов. Этому же способствовали и визиты глав государств, парламентских делегаций разных стран и непосредственно России, по-прежнему сохранявшей свой военный потенциал. Несмотря на декларированную суверенность, кризис 1998 года, одинаково отразившись на экономиках всех стран СНГ, показал их высокую взаимозависимость. При этом центробежные силы, особенно в период второго срока правления Б.Ельцина, продолжали нарастать. Однако приход В.Путина к власти в России, всердцах сказавшего: «Тот, кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца. Тот, кто желает вновь возродить СССР, у того нет разума» и заложившего основы поступательного (ускоренного) экономического развития России, вдохнул новую жизнь в начавшие ослабевать интеграционные процессы. Надо сказать, что потенциал выбывшей на десятилетия из мировой элиты России за эти годы был прочно освоен другим глобальным игроком – Америкой, которая умело играла на противоречиях и комплексах, типа «младший и старший брат» и щедрой финансовой помощью (впрочем, не сравнимой с дотациями союзного периода) перестроила, перенаправила интересы государств СНГ, способствуя их выходу на международную арену. Сами отношения между центральноазиатскими странами, трактуемые, в зависимости от случая, как добрососедские, международные, демаркационные, а то и характеризующиеся размежеванием, претерпевали, как и сами государства, значительные изменения. Надо сказать, что в отличие от Таджикистана, окунувшегося в гражданскую войну, и Узбекистана, совмещающего диктатуру, феодализм, социализм и элементы государственного капитализма, Кыргызстан и Казахстан смело шагнули в рыночную экономику. При этом они имели разные стартовые позиции. Казахстан, обладая колоссальными нефтегазовыми и другими природными ресурсами и сочетая все это с жестким авторитарным правлением Президента Н.Назарбаева, быстро выдвинулся на авансцену, где вместе с Россией в качестве регионального лидера обозначил новые евразийские интеграционные процессы. Собственно, это и нашло свое отражение в таком примере регионального сотрудничества, как ШОС, где уровень влияния Кыргызстана был определен ресурсными возможностями его экономики (доля Кыргызстана в бюджете ШОС на 2004 год составляет всего 9%, опережая лишь таджикские 6%). Так уж сложилось, что Кыргызстан и по нынешний день не сумел использовать свои преимущества, связанные с тем, что водные запасы региона создаются на территории двух республик – Таджикистана и Кыргызстана. Вода, как бы того ни хотелось кыргызам и таджикам, в отличие от нефти и газа, так и не стала товаром. С учетом этого можно сделать вывод, что сегодня межгосударственный вес Кыргызстана и Казахстана определяется как уровнем развития их экономик, политических элит, так и торговым режимом, складывавшимся между ними. Причем, последовательности, тем паче положительной, отнюдь не наблюдалось. Однако визит Президента Кыргызстана в Казахстан, состоявшийся в декабре 2003 года, обещал преодолеть застой в отношениях, их относительно слабую динамику. В ходе этого визита ключевыми, в числе прочих, были следующие два вопроса: а) о предоставлении национального транспортного режима для кыргызской стороны; б) о признании Кыргызстаном права собственности Республики Казахстан на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории Кыргызской Республики. Взаимоувязывание этих двух вопросов было очевидным, хотя и отрицалось обеими сторонами. Можно сказать, что официальный Казахстан не позволял и намека на отдельные виды зависимости от южного соседа, в то время как вступление Казахстана в ВТО требовало урегулирования с Кыргызстаном вопросов торгового, транзитного и экономического характера. По мнению экспертов, вопрос предоставления национального режима для автотранспорта Кыргызстана на территории Казахстана мог и должен был решаться в рамках обсуждения вопроса о согласии Кыргызстана на вступление Казахстана в ВТО. Куда больший интерес вызывает подписанный нашим правительством Протокол о признании прав собственности Республики Казахстан на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории Кыргызской Республики. Согласно этому документу Кыргызстан в одностороннем порядке признает четыре объекта курортно-рекреационного хозяйства собственностью Казахстана. Речь идет о домах отдыха «Автомобилист Казахстана» в селе Корумды и «Самал» в поселке Бостери, санатории «Казахстан» в г.Чолпон-Ата, спортивно-оздоровительном лагере «Университет» в поселке Бостери. Остается непонятным, почему Правительство КР проявило такую уступчивость и легко согласилось на односторонний характер Протокола. Ведь в той же ссылке Протокола идет речь о статье 2 Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года, где нетленной оставалась оговорка Кыргызстана, согласно которой мы не признали, что находящиеся на нашей территории объекты (или соответствующие доли участия) социальной сферы — санатории, дома и базы отдыха, пансионаты и т.п., — строительство которых осуществлялось за счет средств республиканских бюджетов других сторон, а также средств предприятий и организаций республиканского и бывшего союзного подчинения, расположенных на территориях других сторон, являются собственностью этих сторон или их юридических и физических лиц. В связи с этим немаловажно определить отношение к этому Протоколу самого Президента. Остается неясным, действительно ли Президент Акаев являлся инициатором передачи вышеуказанных объектов в собственность Казахстана. При этом очевидно другое: на уровне президентов интересы Казахстана частенько преобладают над интересами Кыргызстана. То же самое можно сказать и в отношении правительства, чья исполнительская сущность нередко идет вразрез с присягой, даваемой каждым членом кабинета перед лицом Конституции и народом Кыргызстана. Остается только надеяться на депутатов Жогорку Кенеша КР, два комитета которого на совместном заседании рекомендовали палате не ратифицировать указанный Протокол. Можно не сомневаться, что в мае, когда будет рассматриваться этот вопрос, чиновники из правительства станут осаждать коридоры и кабинеты парламента, призывая, уговаривая нардепов ратифицировать Протокол. Теперь уже согласны, что Кыргызстану явно не хватает того административного культурно-делового Центра, на строительство которого, по словам премьера, понадобится 250 млн. долларов США (и где Президенту не придется отказываться от представительских функций). Может быть, это позволит нашему правительству вобрать в себя немного гордости и достойнее отстаивать интересы своего народа. Ведь получается совсем смешно, когда бедный Кыргызстан готов только за обещание инвестиций в отдаваемые им же объекты безвозмездно передать собственность, к слову, принадлежащую народу Кыргызстана. Очень жаль, что практика постоянных уступок вошла в привычку, в кровь наших официальных лиц. Понятно, что казахи и кыргызы должны жить в мире и добрососедстве, но… «табачок врозь», и счет денег – непременный атрибут государства, убежденного в приоритете собственных интересов. В который раз приходиться констатировать, что самые лакомые куски нашей экономики и территории повышенного инвестиционно-привлекательного характера за сущий мизер, а то и просто даром, отдаются могущественным соседям Казахстану и Узбекистану (учитывая прецедент). Остается только взывать к сердцам кыргызстанцев, мнение которых в совокупности, надеюсь, не позволит продолжать эту порочную практику. Редакция между тем уже в течение года непосредственно занимается этой темой и следит за развитием событий. В рамках нашей работы мы неоднократно, и зачастую безрезультатно, обращались к соответствующим государственным органам, дабы понять следующее. Почему принимаемые с 1992 года нормативные акты по рассматриваемому сегодня вопросу (см. досье редакции) так и не были выполнены и соблюдены правительством? (Запрос об этом был направлен премьер-министру два месяца назад, но ответ нами так и не получен). Когда, как и на каких условиях Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года вступило в силу для Кыргызской Республики? (Запрос об этом был направлен в МИД КР два месяца назад, но ответ нами так и не получен). Наконец, почему правительство, зная о том, что пункт 4 вышеуказанного Соглашения не распространяется на Кыргызстан, подписало Протокол, основываясь на статье 2 этого же Соглашения? |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |