ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
16 апреля 2024, 10:19

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 10:22
Раздел: Общество

«Цивилизация шумеров и древних кыргызов»

Продолжение.
Начало в № 47 (367)

Часть II

Из истории древних кыргызов

Одной из наиболее сложных проблем истории Кыргызстана является вопрос этногенеза (происхождения) кыргызского народа. Ею интересовались русские ученые еще до Великой Октябрьской революции. В их исследованиях дается ряд интересных гипотез по этому вопросу, которые сводятся к тому, что тянь-шаньские кыргызы являются прямыми потомками енисейских кыргызов (т. е., по моему определению, кыргызов ичкиликских племен), переселившихся на территорию современной Киргизии в эпохи древности и средневековья (Г. Ф. Миллер. Описание Сибирского царства..., кн.1,СПб., 1750; Е. И. Фишер. Сибирская история..., СПб., 1774).
Особенно большое значение для изучения истории и этногенеза кыргызского народа имеют работы известных русских ученых А. Аристова и А. Н. Бернштама. Они написали специальные работы об этногенезе кыргызского народа. В их работах было доказано, что ядром кыргызской народности являются именно енисейские кыргызы.
О внимании к проблеме этногенеза свидетельствует состоявшаяся в 1956 г. во Фрунзе научная сессия по этногенезу киргизов, на которой были подведены результаты исследований, где говорится о том, что киргизский народ сформировался в результате взаимодействия переселившихся на Тянь-Шань киргизов из Центральной Азии. (История Киргизии. Т. 1., Фрунзе, 1963, с. 20).

Да и не только тянь-шаньские кыргызы являются прямыми потомками енисейских кыргызов, на самом деле более тридцати тюрко¬язычных народов, проживающих в Центральной, Средней Азии и в Европе, формировались на базе енисейских кыргызов (об этом подробно изложено в статье в газете «Общественный рейтинг», 13–19 декабря 2007 г.)

Таким образом «дикая Сибирь», «дикая Степь» являются прародиной кыргызов. На том же пространстве, где проживали народы тюркского происхождения, возникли скифы, саки, сарматы, позднее другие народности.
По данным ученых от Геродота до современности, о культуре скифов и саков нет единого мнения. Одни ученые считают, что по языку они принадлежат к североиранской языковой группе, другие относят их к тюркской группе.
Однако в европейской науке тюркские народы ассоциируются с кочевниками. Еще Ч. Валиханов писал: «В Европе до сих пор господствуют ложные понятия, представляющие кочевые племена в виде свирепых орд и беспорядочных дикарей; понятие о кочевом ...киргизе тесно связано с идеей грубого и скотоподобного варвара. Между тем большая часть этих варваров имеет свою литературу и сказания — письменные или устные...» (Ч. Валиханов. Собр. соч., А-А., т. 1,1961, с. 390).

Еще Лев Гумилёв мудро замечал: «истории следует избегать очень опасной методологической аберрации, заключающейся в стремлении отыскивать в культуре другого народа те черты, которые нам представляются значительными, и при отсутствии их считать данный народ примитивным.

Однако никем не доказано, что каменная лачуга или глиняная мазанка есть высшая форма жилища по сравнению с войлочным шатром, теплым, просторным и легко переносимым с места на место». (Лев Гумилев. Древние тюрки., СПб 2002, с. 80–81.).

Надо признать, что для содержания животноводства, как части экономики древних кыргызов, использовались летние пастбища и зимовки. Но это нисколько не означает, что кыргызы были кочевниками.

22 ДРЕВНИХ ГОРОДА

В противовес европейской науке современные русские археологические экспедиции Уральского и Челябинского университетов во главе с выдающимися профессорами В. Ф. Генингом и Г. Б. Здановичем совершили научное открытие века. От Урала и до Алтая они обнаружили 22 древних города с мощными округлыми внешними и внутренними оборонительными стенами, с лепесткообразным расположением жилищ. В ученом мире это сенсационное открытие названо «Страной городов» (Нарымбаева А. К., «Аркаим», 2007).

Каждый город создавался по заранее продуманному плану при четкой разметке местности, при наличии даже макета будущего города. Могу привести планировку одного города Аркаим (Аркаим — название гор, открытый русскими археологами древний город в долине Караганка был назван также Аркаимом), где имеются 2 оборонительные стены, развалы жилищ, центральная площадь и 4 входа. Диаметр внутренней стены — 85 метров, диаметр внешней — 143–145 метров. Толщина наружных стен с бойницами и башнями составляет 4–5 метров, а высота — 3,5–5 метров. Город надежно укреплен по кольцу рвами шириной до 7 метров, глубиной 1,5–2,5 метра.

В городе существовала система водоснабжения, водостока и водоотстойника, даже водопроводы в желобах и небольшие бассейны (Нарымбаева А. К., «Аркаим», 2007, с. 19–20).

По данным археологических раскопок, одним из основных занятий в городах было производство и обработка металла. В каждом жилом доме археологи обнаружили металлургические и гончарные печи, наборы кузнечных орудий, изделия из бронзы и керамики — бронзовые топоры, копья, ножи и кинжалы, металлические наконечники стрел, разнообразные женские украшения.

Археологические раскопки полностью подтвердили письменные сообщения шумеров: в могильнике Сынтасты найдена боевая колесница, которой более 5000 лет. Шумеры все это вобрали в себя в степи, и эту культуру они принесли с собой на новую родину в Месопотамию.

В книге А. К. Нарымбаевой подробно изложены особенности, формы и пути развития земледелия, где выращивали просо, пшеницу и ячмень. Археологами был обнаружен уникальный памятник — остатки оросительной системы. Одновременно население разводило крупный и мелкий рогатый скот, занималось охотой и рыболовством.

Далее археологами была обнаружена научная обсерватория. Для сравнения можем привести такой пример: до Аркаима самой совершенной обсерваторией бронзового века считался британский Стоунхендж, но теперь слава его померкла. Так, например, Стоунхендж: 22 элемента, точность до 10 минут, а в Аркаиме можно было отслеживать 18 явлений при помощи 30 элементов с точностью до одной минуты (Нарымбаева А. К., «Аркаим», Алматы, 2007, с. 55).

Как показывают археологические свидетельства, письменность, язык народов «дикой Сибири», «дикой Степи» задолго до нашей эры начинают массированное продвижение с Востока на Запад.

Об этом писал Дж. П. Мэллори: «Археологические данные убедительно свидетельствуют о потоке населения из степных областей на Запад — до Тисы и на Балканы. Стимулом к началу миграции могла стать очень мобильная экономическая стратегия при наличии социальной организации, способной ассимилировать и подчинить к себе различные этноязыковые группы. (Дж. П. Мэллори. Индоевропейская прародина. ВДН, № 1, 1997, с. 76).

ЯЗЫК ДО ПЕРСИИ ДОВЕДЕТ

Влияние тюркского языка убедительно подтверждает обилие кыргызских слов в персидском языке, входящем в индоевропейскую языковую семью: азад – «азат», аш – «аш», алфба – «алипе», арман – «арман», арзан – «арзан», ардагер – «ардагер», айнек – «айнек», амбар – «амбар», байрак – «байрак», байпак – «байпак», бак – «бак», бакыт – «бакыт» и многие, многие другие слова (Л. З. Рустемов. Казахско-русский толковый словарь арабо-иранских заимствованных слов. А-А., 1989).

Не менее мощным было влияние тюркского языка и на другие индоевропейские языки. В этом нетрудно убедиться, если проанализировать и сопоставить тюркские слова и словарь русского языка, включенного в индоевропейскую семью.

Е. Н. Шилова пишет, что всего в русском словаре около 2 тысяч тюркских слов. Но это, в основном, видимые, явные, узнаваемые тюркизмы. А сколько невидимых тюркизмов в русском языке, которые употребляются в повседневной жизни.

Характер, формы, пути, особенности массового перемещения народов из Центральной Азии в Среднюю Азию и Европу были непосредственно связаны с племенами древних кыргызов-ичкиликов. Ныне небольшая их часть живет в Кыргызстане со своими сородичами. При этом они как мастера, способные использовать подземные материальные ресурсы, заняли регионы, богатые разными месторождениями. Поэтому кыргызы-ичкилики не случайно заселились и живут по сей день в районах Сулюкта, Хайдаркан, Кадамжай, Кызыл-Кия, Улуу-Тоо, Майлусуу, Ташкомур. Даже некоторые представители племени доолос выбрали Джети-Огузский район, где имелись золоторудные месторождения.

У каждого народа своя судьба, своя история со своими взлетами и падениями. Но надо, наконец, признать исторический вклад кыргызов в тюркскую и мировую культуру.

Саит ОМУРЗАКОВ,
профессор, заслуженный
деятель образования

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
10:52 // Политика
Принцип отделения властей, или О моде на негосударственное правление
10:45 // Политика
В ожидании «Первого»...
10:41 // Политика
Феликс Кулов: «Выход из кризиса = честная власть + электрификация!»
10:31 // Экономика
Зачем сидеть на долларах?
10:29 // Общество
Неухоженное наследство
10:24 // Общество
Когда деревья станут большими
10:22 // Общество
«Цивилизация шумеров и древних кыргызов»
10:07 // Интервью
Марина Ким: «Журналистику нельзя объять, даже если тратишь на нее всю жизнь»
10:05 // Общество
Авто ревю. Caterham
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg