№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Разграбленные курортные богатства![]() Огромный интерес к нашим природным ресурсам может привести к их потере В девяностые годы прошлого столетия в республике создавалась новая отрасль — курортно-рекреационное хозяйство (КРХ). К ней относятся курорты, санатории, дома отдыха, пансионаты, молодежные лагеря, базы отдыха, альпинистские базы, гостиницы, отели, кемпинги и др. То есть все те объекты, в которых граждане отдыхают, набираются сил и здоровья, а также получают санаторно-курортное лечение. Являясь рекреационным (т. е. восстановительным) туризмом, отрасль приносила и приносит большие доходы стране. В Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоне (КРЗ) сейчас насчитывается порядка двухсот объектов КРХ. Также имеется более 50 КРЗ, такие как Джалал-Абад, Арсланбоб, Сарычелек, Яссы, Ош, Майлысуу, которых в других странах СНГ нет. Поэтому соседние страны проявляют к ним огромный интерес. Ратифицированное Жогорку Кенешем КР 11 апреля сего года Межправительственное соглашение от 4 июня 2006 года о правах собственности Казахстана на 4 объекта КРХ на Иссык-Куле вызвало полное несогласие фракций СДПК, коммунистов и отдельных депутатов партии «Ак Жол» в ЖК КР, всех членов оппозиции, а также недовольство простых граждан. Хотелось бы высказаться и дать оценку с точки зрения эксперта. Но прежде изложу политику в отношении объектов КРХ в республике. ОБРАЗОВАНИЕ ОТДЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ КРХ В первом законе о приватизации госимущества объекты КРХ приватизировались бесплатно в качестве подразделений заводов, фабрик и объединений. В 1991-92 годах бесплатно было отдано 8 объектов. Эта политика не учитывала особенности страны, а именно — ее особенные курортные, рекреационные и климатические условия. Используя их разумно и эффективно, наша республика могла стать туристической державой. В 1992 году я ставил вопрос о развитии рекреационного туризма. Выступил против той экономической политики, по которой объекты КРХ после реформы оставались, как и прежде, придатком предприятий. Был против безвозмездной приватизации объектов КРХ. Фактически объекты КРХ не были собственностью головных организаций. В этой закрепившейся политике не присутствовали интересы всей страны и населения, поэтому и не ставились как задачи реформы. В 1992-94 годах, работая заведующим отделом Фонда госимущества КР, я предлагал руководству прекращение бесплатной приватизации объектов КРХ. Так как они сами могли приносить прибыль. Возмездная приватизация открывала путь к отдельной отрасли КРХ республики. Мне удалось добиться этих целей. 3 августа 1992 года постановлением Правительства КР и Фонда госимущества КР была прекращена безвозмездная приватизация объектов КРХ. Позже собственноручно я формулировал изменения в закон о приватизации. Затем разработал концепцию и составил программу приватизации объектов КРХ. Эта программа реализовалась, и в итоге были получены следующие достижения в стране. В отличие от фабрик и заводов, многие из которых перестали существовать после приватизации, объекты КРХ все же функционируют. На основе возмездной приватизации немало средств поступило в госбюджет. Эти объекты стали работать прибыльно и образовали отрасль — курортное рекреационное хозяйство, отличающее Кыргызстан от остального мира. Все это было высоко оценено иностранными экспертами и названо чуть ли не единственным достижением без потерь в реформах. Считаю, что эту отрасль нужно признавать и учитывать в управлении государством, беречь и развивать как достояние, как собственность во всех регионах нашей страны! НАС ВВОДЯТ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ Вместе с тем, в 1992 году я ставил вопрос о возврате в собственность Кыргызстана объектов КРХ, которые находятся в пользовании других стран на Иссык-Куле и в южных областях. Соседи с первых дней обоснования эксплуатируют наши курортно-рекреационные ресурсы и объекты КРХ, имеют права на их использование. Эти объекты, по законодательству бывшего Союза ССР, начиная с 1960 года, по мере ввода в действие должны были быть безвозмездно сданы на баланс в ведение нашей республики, что не было выполннено. Претензии иностранных республик на то, что эти объекты являются их собственностью, противоречат законодательству бывшего Союза ССР, нарушают права собственности Кыргызстана на его природные ресурсы и на объекты, бесплатно эксплатирующие эти ресурсы. Согласно этому законодательству, деньги, материалы, оборудование, транспорт на строительство КРХ выделялись из союзного бюджета в планах государственного соцстрахования Госпланом СССР. Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС касательно сферы КРХ — свидетельства о правах собственности Кыргызстана на данные объекты КРХ. Поэтому доводы о том, что строительство объектов КРХ на нашей территории, находящихся в пользовании других стран, осуществлялось только из бюджета Казахстана или Узбекистана и, соответсвенно, объекты являются их собственностью — неверны, несостоятельны и вводят в заблуждение всех нас! Число таких объектов в Кыргызстане – 21 единица. Из них в пользовании Казахстана — 8, Узбекистана —13, на берегу Иссык-Куля – 15, на юге страны – 6. Все они были построены при СССР в шестидесятых-семидесятых годах ХХ века. Первый из объектов – пансионат «Золотые пески» – получил курортные земли в 1959 году. Включая годы суверенитета и период СССР с 1960 года, почти полвека, Казахстан и Узбекистан эксплуатируют наши уникальные курортно-рекреационные ресурсы бесплатно, как свои собственные. За эксплуатацию наших национальных богатств оплаты нам не производят, как во время СССР, так и сейчас. ДРУГИМ СЛОВОМ, ГРАБЕЖ Для ясности приведу аналогию. Вы, открыв в Казахстане предприятие, перерабатываете сырье. Для производства исходное сырье берете бесплатно, как ваше собственное, не оплачивая его цену. После переработки сырья, получив готовый продукт, его тоже присвоив себе, продаете, а выручку и прибыль от реализации также забираете себе... Как с вами в этом случае поступили бы казахские власти? После первых же таких операций вас привлекли бы к уголовной ответственности за махинацию, незаконное присвоение чужих ресурсов, выручки и прибыли. Иначе говоря — за грабеж. А что же делает власть у нас? Она с советских времен и сегодня поступает как раз наоборот. После полувековой противозаконной деятельности это предприятие вам же, бесплатно, в вашу же собственность отдают! В Кыргызстане указанные действия совершают иностранные государства Казахстан и Узбекистан с нашими национальными курортно-рекреационными богатствами. Уже 50 лет они незаконно используют наши ресурсы. За них ни одного тыйына не платят. Отстранив нас от наших же богатств, откровенно отнимают! Земельные налоги и другие выплаты совершаются ими наравне с нашими объектами. Темная деятельность заключается также в следующем. Отдохнув, восстановив силы, избавившись от усталости и болезней, вылечившись в санатории, граждане-отдыхающие этих республик получают пользу, повышают свою производительность труда, и все это уносят за пределы нашей страны. За эту пользу и выгоду нам не платят, мол, объекты построили сами. Напротив, при Советской власти, нарушив закон, оставив управление объектами КРХ себе, соседние страны присваивали и выручку от реализации путевок, и прибыль от этой выручки. Кыргызстан от всех таких действий терпит одни только убытки. Следовательно, вся указанная деятельность и есть незаконное производство и незаконное присвоение чужого продукта! ПОТЕРИ, УБЫТКИ И УПУЩЕННАЯ ВЫГОДА Кто оплатит указанные потери, убытки и упущенную выгоду на объектах КРХ, которые полвека несет и терпит Кыргызская Республика? Если не иностранные государства, то тогда кто же их восстановит? Нам следует уяснить, что объекты КРХ, находящиеся в пользовании соседних стран, расположены на самых ценных берегах нашей жемчужины, озера Иссык-Куль. Такие КРХ, как: «Фламинго» («Дорожник»), «Алматы» («Минтяжстрой»), «Казахстан», «КазГУ», «Самал», «Автомобилист Казахстана», «Олимп», «Строитель», «Золотые пески», «Дилором», «Рохат-НБУ», «Ташсельмаш», «Юбилейный», «Шахтер» и другие — не просто объекты, а целые комплексы со вспомогательными хозяйствами. Это флагманы туризма республики. Их имущество исчисляется миллионами, а в целом – миллиардами долларов. Прибавьте сюда стоимость курортно-рекреационных ресурсов, приходящихся на долю отведенных им земель, плюс всё возрастающую рыночную стоимость этих земель. Значит, на двадцать один объект КРХ придется ряд месторождений золота, ГЭС с тем отличием, что золото может кончиться, а объекты КРХ, т. е. наша собственность, функционирует. И её власть начала отторгать от своей страны! СТРАНА НЕ ПРИЗНАВАЛА ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ КАЗАХСТАНА После распада СССР указом Президента КР А. Акаева указанные объекты должны были быть приняты в собственность нашей страны. Но это не было сделано. Поэтому в 1992 году другие страны эти объекты включили в проект межправительственного соглашения стран СНГ. Четырежды участвуя в разработке документов в качестве эксперта, я не пропускал это соглашение. Потом меня отстранили, а соглашение подготовили как межгосударственное. Перед его подписанием с одобрения руководства я, как заведующий отделом Фонда госимущества, а также заведующие правовыми отделами Правительства и Президента КР и наш представитель в СНГ – представили Президенту КР свои предложения. На следующий день, 9 октября 1992 года, в Бишкеке президентами стран СНГ было подписано «Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности» между государствами-участниками. Президент А. Акаев подписал соглашение с указанием особой позиции Кыргызской Республики — «За исключением статьи 4-й». Тогда Кыргызстан по Соглашению Содружества Независимых Государств не признал и отверг право собственности Казахстана и Узбекистана на объекты КРХ, расположенные на собственной территории на все оставшееся время. Согласно этой статье, наша страна была обязана признать право собственности на объекты КРХ, находящиеся в пользовании Казахстана и Узбекистана на всей своей территории, без условий и фактически в одностороннем порядке. Тогда мы это предотвратили. Теперь же власти нарушают эту норму и заново признают чужое право. И все доводы и откровенная беззастенчивая ложь, которая сейчас идет из уст чиновников и в проправительственных СМИ, просто возмутительны! Поскольку Кыргызская Республика в 1992 году ратифицировала Соглашение за исключением статьи 4-й, и действие его распространяется на все страны СНГ, как акта международного права. Страны СНГ Казахстан и Узбекистан подписали Соглашение, не исключив эту статью. Таким образом, условия статьи 4-й указанного Соглашения в полной мере действует и на них. И в последующем эти республики не правомочны подписывать какие-либо протоколы или соглашения с Кыргызской Республикой о признании их прав собственности на объекты КРХ на нашей территории, кроме как на условиях этой статьи. ПОДЛОЖНЫЙ ПРОТОКОЛ — НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ Поэтому Протокол от 25 декабря 2003 года между правительствами Казахстана и Кыргызстана о признании прав собственности РК на объекты недвижимого имущества на территории КР был именован и составлен хитро — он стал основанием подписанного 4 июня 2006 года Соглашения. Протокол подписали на основе статьи 2-й известного нам Соглашения стран СНГ 1992 года. Но сутью данного Протокола являются четыре перечисленные в нем объекта КРХ. Права собственности на эти объекты признаются статьей 4-й этого же Соглашения, но не статьей 2-й! Поэтому брать за основу статью 2-ю Соглашения 1992 года, по которой признаются права собственности по всем другим отраслям, но только не на объекты КРХ, является в Протоколе явным подлогом. Наше правительство ответственно за все вышеуказанные нарушения законности, прав республики, а также норм и правил при подписании международных актов. Подписание Соглашения государствами СНГ 9 октября 1992 года закрыло путь к подписанию будущих актов на предмет признания прав собственности на объекты КРХ за другими членами СНГ в Кыргызстане. Думаю, об этом не следовало забывать! Поэтому Соглашение между правительствами Казахстана и Кыргызстана от 4 июня 2006 года, подписанное при неправомерном использовании Соглашения СНГ 1992 года, а также на основании известного подложного межправительственного Протокола, полагаю, вдвойне недействительно и неправомочно! РАТИФИКАЦИЯ, ОКАЗАВШАЯСЯ ВНЕ ВСЯКИХ ПРАВОВЫХ НОРМ На всех вышеприведенных основаниях закон КР о ратификации соглашения между правительствами Казахстана и Кыргызстана об урегулировании собственности Казахстана на объекты КРХ на Иссык-Куле, принятый 11 апреля 2008 года, полагаю, также становится неправомочным и находится вне законодательства. Следует отметить, что эта ратификация Жогорку Кенешем КР осушествлена вразрез с действительными правами собственности Кыргызстана на объекты КРХ, находящиеся в пользовании Казахстана. Будет таким путем принятый закон подписан Президентом КР или нет – это другой вопрос. Но Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности между странами СНГ с особой позицией Кыргызстана действовало с 1992 года, действует и после 11 апреля 2008 года в международном праве. Поэтому указанная ратификация Соглашения нынешним созывом парламента по этой причине оказалась вне всяких правовых норм. Однако преодолеть эту международную норму, думаю, невозможно. Как говорится, поезд уже ушел. Так как вся противоправовая цепочка — протокол, соглашение, ратификация, подписание закона о ратификации — остались фактически вне действующей нормы международного права. Указанные права собственности нашей республики и факты полувекового присвоения чужими странами наших национальных курортно-рекреационых богатств, полагаю, оградят нашего Президента теперь от бесплодного преодоления особой позиции нашей страны в указанном Соглашении СНГ на саммите, который скоро состоится в Бишкеке. В другом же случае Президент может оказаться вместе с другими ветвями власти в ситуации, аналогичной описанной нами выше. Кыргызстан — суверенное государство. Так почему же мы сами ставим себя в зависимость, причем с признаками колониальности? Саткын АЙТУГАНОВ, к.э.н., эксперт Саткын Дженбекович АЙТУГАНОВ, кандидат экономических наук, эксперт. Родился 1949 году в Иссык-Кульском районе, кыргыз. Окончил среднюю школу в селе Бостери в 1966 году. В 1972 году окончил КГУ по квалификации бухгалтер-экономист. В 1966 году трудовую деятельность начал разнорабочим, сакманщиком, помощником чабана на конезаводе № 54. В 1968 году – экономист по ценам в Иссык-Кульском курортторге. До 1986 года – старший преподователь на учетно-экономическом факультете КГУ, и. о. доцента. В 1974 году поступил в очную целевую аспирантуру Московского финансового института. Защитил в Москве кандидатскую диссертацию в 1977 году. 1987-1992 гг. — зав. отделом НИИ экономики Минагропрома. Внедрял экономические механизмы управления в сельское хозяйство. 1992-1994 гг. — зав. отделом Управления государственной доли собственности Фонда госимущества КР. Был экспертом и полномочным представителем КР при подготовке проекта соглашений по правам собственности среди стран СНГ. В 1995 году — зав. отделом Госкомтурспорта КР. 1995-1997 гг. — начальник управления и замгендиректора Центра агроземреформы Минсельхозпрода КР. 1998-2000 гг. — зав. кафедрой Балыкчинского института менеджмента и права. Ныне частный предприниматель. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |