№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Путь к демократии — прозрачность государства?Международное бюджетное партнерство не слишком популярно во многих странах мира. И неудивительно: его эксперты во главу угла ставят абсолютную прозрачность государства и публичность любой информации о бюджете страны и ее расходах. Чересчур смело, не так ли? Между тем, в идеале эта смелость не должна считаться таковой, а должна быть обычным явлением, считает эксперт МБП в Кыргызстане Нурбек ТОКТАКУНОВ. НОВОВВЕДЕНИЕ ДЛЯ БЮДЖЕТА И СТРАНЫ Международное бюджетное партнерство (МБП) было образовано в 1997 году в составе неправительственной организации «Центр по бюджету и приоритетной политике» (Вашингтон) для обучения неправительственных организаций анализу, мониторингу бюджетного процесса и гражданскому влиянию на бюджетный процесс. Цель МБП — сделать бюджетные системы в развивающихся странах и странах с переходной экономикой более прозрачными и подотчетными общественности. МБП ежегодно выпускает Индекс бюджетной прозрачности (ИБП), охватывающий в среднем 59 стран мира. В него входят такие государства, как Кыргызстан, Россия, Казахстан, Азербайджан, Грузия, США, Южная Африка, Уганда, Индия и т. д. Рейтинг страны по ИБП является мерилом того, насколько государственная власть соблюдает свои обязательства по подотчетности и прозрачности. Всё это в первую очередь касается обеспечения гражданских прав, наиболее важным из которых является право на информацию. КЫРГЫЗСТАНУ ВЫСТАВИЛИ «ДВОЙКУ» ПО ДЕМОКРАТИИ ИБП оценивает количество и качество информации, предоставляемой общественности в семи основных бюджетных документах и в гражданском бюджете, которые должны быть изданы в течение года. Для того чтобы считаться открытым, государство обязано предавать гласности такие документы: Бюджетное послание Если большая часть этих документов не доступна гласности, ИБП «проваливает» страну по степени прозрачности и демократии. К сожалению, в Кыргызстане получилось именно так. — ИБП по Кыргызской Республике показывает, что наше Правительство предоставляет общественности минимальную информацию по бюджету и финансовой деятельности в течение бюджетного года,— рассказывает Нурбек Токтакунов.— Это ослабляет ответственность власти за управление бюджетом. Общественности доступны лишь уже утвержденный бюджет страны, а также текущий и годовой отчеты, но не аудиторский и не сам документ бюджета, который должен утверждаться в Жогорку Кенеше. Это означает максимальную скрытость и непрозрачность государства и низкое мнение его о собственных гражданах: мол, не тот у рядового кыргызстанца уровень, чтобы читать такие документы. Как выясняется, доступ, скажем, к аудиторскому отчету в нашей стране имеют только Президент и Жогорку Кенеш. Даже ведущие специалисты Минфина не могут по своему запросу получить этот столь важный для них документ. — Бюджетный законопроект должен быть доступен общественности и законодательному органу, по крайней мере, за три месяца до начала бюджетного года. Это нужно, чтобы предоставить заинтересованным сторонам возможность для его анализа и общественной дискуссии по нему,— объясняет Н. Токтакунов. — В Кыргызской Республике проект бюджета не предоставляется общественности для обсуждения перед его принятием, т. е. граждане не имеют четкого представления о планах Правительства по налогам, сборам и затратам бюджета на предстоящий год. Более того, весьма трудно проследить за расходами, сборами и займами в течение бюджетного года. Кыргызстан публикует достаточно детальные отчеты в течение года, но не делает оценку исполнения бюджета за полугодие. Публикация данного документа позволила бы усилить общественный контроль, предоставляя обновленные данные о том, как выполняется бюджет в течение года. Грубо говоря, деньги из бюджета запросто могут улетучиваться в неизвестном направлении, но зачастую доказать это никак невозможно, и факты казнокрадства остаются в рамках бездоказательных домыслов. А если бы были сняты запреты с публикации хотя бы еще двух вышеперечисленных документов, граждане республики, т. е. мы с вами, получили бы гораздо более полную картину того, что творится в нашем бюджете. Как-никак, а нас это касается напрямую. А КАК У НИХ? Бюджет является планом правительства по использованию общественных ресурсов для нужд общественности. Прозрачность его означает, что все граждане могут получить информацию о том, сколько выделено на различные цели, сколько собрано налогов и как используется международная донорская помощь и другие общественные ресурсы. По мнению Маршала Хофмана и Делании МакКалоу, представителей МБП из США, именно граждане должны уделять максимум внимания подобной информации и добиваться ее доступности. ИБП 2008 г. показывает, что 68 из 85 исследованных стран, т. е. 80%, не предоставляют общественности своевременную, подробную и полезную информацию. Почти 50% из исследованных 85 стран показывают минимальную информацию либо не предоставляют ее вообще. 32% предоставляют некоторую информацию, только пять стран дают расширенную информацию. В этом списке такие государства, как Южная Африка, Соединенные Штаты Америки, Словения, Шри-Ланка и Ботсвана. Похоже, Кыргызстану еще далеко до «пятерки». Нас признали весьма неудовлетворительными. Анна МОСТФА 5 февраля 2009 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |