ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
29 марта 2024, 14:54

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 14:40
Раздел: Политика

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: СЛОЖНЫЙ СЦЕНАРИЙ «БОЛЬШОЙ ИГРЫ»

Часть III. «Чужие среди своих»

В последнее время идея создания Центрально-азиатской региональной организации периодически «всплывает» на разных уровнях. В таком случае вместо соседствующих по территории стран на карте появился бы влиятельный и самостоятельный (относительно, разумеется) геополитический регион. Действуя вместе, Центрально-азиатские республики могли бы более эффективно выстраивать и внутреннее сотрудничество между собой, и внешнюю политику — на равных разговаривая с ведущими мировыми державами. Но это лишь гипотетический сценарий. Виртуальный, если так можно выразиться. Потому, что в реальности достаточных предпосылок для региональной интеграции пока нет.

Европейская модель «общего рынка» могла бы работать, если бы экономическая политика государств строилась в расчёте на долгосрочную перспективу. Интеграция рынков сырья, сбыта, финансовых и трудовых ресурсов послужили бы общему экономическому подъему и развитию предпринимательства. Со временем подобная политика принесла бы солидные дивиденды всем правительствам региона. Но сейчас они не заглядывают в будущее. Чаще всего правящие режимы озабочены текущими социально-экономическими ситуациями в своих странах, и спешно латают бюджетные дыры. Часто делая это за счёт своих соседей — повышая цены на энергоносители или транзитные пошлины, ужесточая миграционную и таможенную политику. Понятно, что подобные действия не способствуют экономической интеграции региона и делают её перспективы всё более сомнительными. Сотрудничество и совместные действия вряд ли возможны в ситуации, когда нет взаимного доверия, а есть стремление быстро обогатиться за чужой счёт.

Советская модель объединения нынешней Центральной Азии не подходит, поскольку в регионе нет доминирующего государства и лидирующей идеологии (при создании СССР эти роли играли РСФСР и идея марксизма). В советский период развития внутри региональных связей и контактов не происходило, поскольку центром притяжения для союзных республик была Москва. А после распада сверхдержавы правительства региона проводили политику национально-государственного и культурно-информационного обособления. В результате, на сегодня у стран региона нет ни общих истории и культуры, ни единой ментальности и языка. Есть лишь группа стран и народов, привыкших рассуждать друг о друге на уровне стереотипов и шаблонных представлений. К тому же политэлиты региона особых мотивов к реальной интеграции тоже не имеют. Делить лояльность «своих подданных» с другими правительствами никто из Центрально-азиатских лидеров не согласится. Плюс — очевидные различия политических режимов, сложившихся за постсоветский период. В Кыргызстане и Казахстане есть (пусть и ослабленная, но всё-таки) легальная оппозиция, а в Узбекистане и Туркменистане об оппонировании властям даже речи быть не может. Объединить такие разные системы можно только путём их полного демонтажа. Силой идеологии и оружия. О чём, похоже, и мечтают радикальные исламистские организации Центральной Азии (к сожалению, такие уже есть).

События последних лет показывают, что волны радикализма и насилия, которые не так давно бушевали за периметром региона, постепенно просачиваются внутрь. А сообщения о перестрелках силовиков с экстремистами, об обнаружении складов оружия и нападениях террористов, постепенно становятся обыденными элементами информационно-новостного потока. Когда 26 мая в Андижанской области произошла серия террористических акций, власти соседнего государства предположили, что преступники могли проникнуть туда из Кыргызстана. А 30 июня кыргызские силовики объявили, что один из трёх уничтоженных в Ошской области боевиков был гражданином Узбекистана. Аналогичные примеры могут привести и другие страны региона. Суть же ситуации заключается в том, что прописка или место рождения экстремистов уже не играют принципиальной роли. При определённой их концентрации, деструктивные организации и течения становятся общей угрозой для всей Центральной Азии. И вопрос о том, откуда именно они явятся, станет далеко не главным.

* * *

Сложность сценария новой «Большой игры» определяется той исторической ситуацией, которую переживает мир и запутанной внутренней структурой самой Центральной Азии. Мировые державы давно оставили бы «срединный» географический регион вариться в его соку, но не могут. Потому, что юго-восточней Центральной Азии три ядерных государства с совокупным населением, более двух с половиной миллиардов человек. А к северо-западу огромная ядерная Россия с выходом к миллиардной, ядерной Европе. Как удержать этот пятидесятимиллионный центр тяжести, удерживающий в равновесии чаши с двумя третями населения, и большей частью ядерного вооружения современного мира? Да к тому же, Афганистан с запасами наркотиков, террористов и нестабильности. Все понимают, что нельзя пускать «срединный» регион на самотёк. Потому и влияют, как могут и пока могут. Но насколько хватит такого многорукого и многоножного равновесия с хрустальной вазой на весу, сразу не скажешь. Туманные перспективы…

Н.Ракымбай уулу

2 июля 2009 г.

P.S.: Наступает момент, когда Центрально-азиатские государства попали в зону тонкого льда. Сегодня от руководства всех стран региона потребуется максимально взвешенная и согласованная политика. Новый конкурент, который намерен вмешаться в «Большую игру», похоже, не намерен считаться с границами и картами, внутренними законодательствами и международными соглашениями. Никто не сможет выстоять перед лицом экстремизма без посторонней поддержки и совместных действий. В регионе и его окрестностях слишком много горючего (перенаселение, безработица и бесконтрольная миграция, неэффективное управление, бедность и этническая рознь, дефицит земли и воды, социальное неравенство и коррупция). И всё это — благодатная почва для тех, кто предпочитает террористические способы преобразования мира. Они — главная опасность. Все остальные вопросы (о линии границ, использовании водных ресурсов рек, поставках, ценах энергоносителей, транзите и пошлинах на товары) можно и нужно решать. Пора понять, что кто бы ни вёл «Большую игру», делать это он будет на нашей территории. И что Центральная Азия может быть не только ставкой в этой игре, но и её случайной жертвой. Поэтому, окунаться в неё с головой, государствам региона не стоит. Кто бы и почему бы их к этому не подталкивал.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
14:22 // Политика
«Способен ли Кыргызстан овладеть своими территориями?»(продолжение)
14:09 // Общество
Профессор А. Исманкулов – бренд №1 в медицине Кыргызстана
13:40 // Экономика
Практика корпоративного управления в Кыргызской Республике (Продолжение)
13:09 // Экономика
Участие страны в Международном союзе электросвязи — основа устойчивого развития телекоммуникаций
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg