№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВИЭ В КЫРГЫЗСТАНЕ![]() Развитие энергетики способно изменить * ВИЭ (возобновляемые источники энергии) — это использование энергии рек, ветра, солнца, и даже отходов хозяйственной деятельности человека для получения дешёвого электричества, газа, тепла, топлива для автомобилей. Проблема внедрения данных технологий в жизнь продиктована постепенным сокращением всех видов ископаемого топлива, что грозит человечеству коллапсом всей социальной и экономической системы в целом. Также как неисчерпаема человеческая глупость, так же и неисчерпаемы источники ВИЭ. С применением данных технологий даже безжизненная пустыня превращается в лакомый кусок для инвестирования капитала, так как там можно одновременно поставить и солнечные батареи, и ветровые генераторы, которые способны взаимодополнять друг друга. По прогнозам учёных, солнце будет светить ещё как минимум 5 млрд. лет, ветер, соответственно, будет дуть примерно такое же время, и поэтому конец света вследствие исчерпания природных ресурсов с применением технологий ВИЭ, откладывается на неопределённое время. Существует определённое правило: когда говорят о ВИЭ, не задумываясь люди, часто относят к ним различного рода гидроэлектростанции малой мощности, гелиоустановки и ветряки, биогазовые установки. Но почему-то никто не задаётся вопросом: почему к ВИЭ не относить ГЭС большой мощности, типа нашей Токтогулки? Мнение автора: различие только в масштабах предприятия не может служить определяющим фактором для включения или невключения такового в качестве элемента ВИЭ. Построение ветроустрановок каскадного типа громадных размеро, в в наших ущельях и на склонах гор, вдали от густонаселённых районов, с выработкой энергии в сотни МВт. также будет являться элементом технологии ВИЭ. Потому, что работает основной принцип — не масштаб, а источник энергии: вода реки, ветер, солнце или биогаз. Масштаб — не главное. Итак: Тезис первый В Кыргызстане на основе использования возобновляемого вида сырья построена практически вся энергосистема страны. Электроэнергия Нарынского каскада ГЭС во много раз перекрывает количество энергии, вырабатываемой путём сжигания горючего топлива на ТЭЦ городов Бишкек и Ош. Не от хорошей жизни республике пришлось увеличивать выработку энергии на р.Нарын. Ведь вода, в отличие от узбекского газа и казахского угля бесплатна, т.к. формируется на территории нашей республики и является нашей собственностью. Кыргызстан расходует средства только на обслуживание и ремонт ГЭС, а получает взамен огромное количество электроэнергии, которая также идет и на экспорт. На вырученные деньги закупается у соседей топливо для столичной ТЭЦ. Тогда, учитывая данное обстоятельство, целесообразно (со временем постараться) заменить дорогостоящую теплоэлектроцентраль экономически выгодным каскадом ГЭС? Тогда вся энергосистема будет построена на использовании восполнимых, самовоспроизводящихся источников энергии. Тезис второй Изменения в энергосистеме начались давно: начиная с развала СССР постоянный (из года в год, в геометрической прогрессии) рост потребления электроэнергии, переориентация Токтогулки с ирригационно-энергетического режима работы в преимущественно энергетический в 90-х гг., ввод новых Шамалды-Сайской и Таш-Кумырской ГЭС в 2001-2002 гг., начало борьбы с «коммерческими потерями» в последние годы. И вот новый этап: постоянно растущий спрос на электричество диктует необходимость ввода новых мощностей. Но возникают проблемы: какие проекты отнести к задачам первостепенной важности, а какие переложить на более позднюю перспективу? Как не допустить распыления средств? Наиболее приемлемым вариантом здесь является вложение государственных средств в строительство именно масштабных, крупных ГЭС, которые не по карману большинству частных инвесторов, а развитие ВИЭ меньшей мощности целесообразно отдать на откуп частным структурам и международным организациям. Именно средний и крупный бизнес, в условиях ограниченности ресурсов может стать локомотивом развития ВИЭ малой и средней мощности в Кыргызстане, но только при должном уровне правовой защищенности и экономической выгодности, о которых речь пойдёт ниже. Тезис третий Для развития системы возобновляемых источников энергии силами заинтересованных групп частного капитала необходимы и определённые искусственно создаваемые условия. Во-первых, для строительства будь то ветро-, гео-, гидро-, гелиоэлектростанции, биогазовой установки требуется в комплексе дорогостоящее специальное оборудование, во-вторых, также необходим как минимум один специалист, который будет следить за работой данного предприятия. В-третьих, КПД малого предприятия в силу естественных физических законов всегда более низок, чем у большой электростанции. Следовательно и затраты на производство 1 кВт\ч электроэнергии становятся в значительной степени выше, чем на больших ГЭС. А тут к тому же и необходимо платить налоги, получить огромное количество разрешительных документов. Таким образом, сумма для вложения становится впечатляющей. Срок окупаемости проекта в этом случае становится значительным. Именно для сокращения последнего необходимо на определённое время не взимать с предприятия ВИЭ некоторые виды налогов и ввести специальную надбавку для малого предприятия ВИЭ, которая будет добавляться к основному тарифу за электричество, компенсируя значительную часть затрат предпринимателя. Данную надбавку поверх основного тарифа целесообразно распределить по всем категориям потребителей равномерно. Она может достигать максимум 5% от основного тарифа. Причём действовать она должна только на время окупаемости проекта. После того, как прибыль покрыла все издержки, целесообразно, отменить надбавку. Для нас с вами, это не выльется в ощутимую сумму, но для развития комплекса малых и средних ВИЭ, это станет ощутимым привлекательным фактором для вложения своего капитала не в заграничные ценные бумаги, а в собственное производство в собственной стране. Тезис четвёртый Для развития комплекса малых и средних ВИЭ существует и значительное число бюрократических препятствий, основные из которых выглядят следующим образом: как осуществить доставку электроэнергии от станции ВИЭ к потребителю, через сети каких компаний; кто должен осуществлять надбавку на основной тариф и кто её будет собирать; как не допустить местной монополии станции ВИЭ в сельской местности, когда питание целого района будет запитано на своего локального производителя электричества; кто будет заниматься строительством линий электропередач к новым станциям. И здесь, необходимо создание новых законов, которые бы чётко прописывали эти проблемные ситуации и выходы из таковых. Те декларативного характера законы, которые выходили ранее не предусматривали многих проблем, которые сдерживают повсеместное внедрение и развитие ВИЭ. Помимо всего, необходимо уделить большее значение тому моменту, как защитить предпринимателей от беспредела чиновников. Т.е. всё сводится к тому, чтобы максимально минимизировать коррупцию в данной сфере, защитить учредителя станции ВИЭ. Пример этому: немецкие инвесторы вложили свои деньги в малую энергетику республики, после того, как стало возможным приобретать малые ГЭС в полную собственность иностранным предпринимателям, и когда их интересы стали, в определённой степени, представляться созданной под подобные проекты Дирекцией по развитию малой и средней энергетики. Тезис пятый Развитие энергетики республики, особенно, основываясь на самовосстанавливающихся источниках энергии, т.е. на бесплатных собственных ресурсах, наконец-то создаст условия для формирования мощного экспортного потенциала. Электроэнергия может стать для Кыргызстана в плане экспорта, как те же нефть и газ, для богатых этими углеводородами стран. Нужно понимать, что электроэнергия ничем не хуже, а экологически чистая электроэнергия во много раз-лучшая экспортная статья. Не только на нашем внутреннем рынке, но и (особенно) на рынках сопредельных Китая, Казахстана и Ферганской долины. Спрос на электричество из года в год будет расти. Бурно развивающийся Китай буквально «всасывает» в себя любые ресурсы, как например казахскую и российскую нефть и газ, лес, зерно. Так почему же не предложить южному соседу электричество по приемлемой цене? Перспективными выглядят и планы по транзиту нашей энергии через территорию Китая в Пакистан и Афганистан, тем более, что последние находятся в поле влияния США, которые в свою очередь, как показала история с американской авиабазой в «Манасе», конъюнктурно заинтересованы в нашей республике. Тем более, что Штаты не отбросили идею создания «Большой Центральной Азии», в которой энергоресурсы текут с севера через Афганистан и Пакистан на юг. Многовекторная политика Кыргызстана позволяет, не имея особых противоречий с соседями, поставлять электричество всем, кто готов платить. А там глядишь, и внешний долг «раскидаем». Тезис шестой Расширение комплекса предприятий ВИЭ — не только строительство больших ГЭС, но и малых, ветро-, гелиоэлектростанций способно в будущем заместить тот объём энергии, которую вырабатывает Бишкекская ТЭЦ. Тем более, что последняя покрывает только около 10% всего энергопотребления республики. Если это произойдёт, то можно будет в значительной степени отказаться от импорта узбекского газа и казахского угля. Да и потомки нам только спасибо скажут за сохранение экологии. А ведь именно многократное увеличение цен на газ, привело многие предприятия республики к нерентабельности (к примеру: Кантский цементно-шиферный, Майли-Суйский электроламповый заводы). Так, Кантский завод был вынуждён на период около полугода полностью остановить работу, отправить своих сотрудников в неоплачиваемый отпуск, лишь для того, чтобы полностью перестроить внутреннюю систему предприятия с дорогого газа на более дешёвые виды топлива. Если получит бурное развитие технология производства биогаза — то это уже прорыв в обеспечении сельских жителей дешёвым топливом, для приготовления пищи и для обогрева жилищ зимой. Возможна и продажа газа в баллонах, для приготовления шаурмы и гамбургеров в столичных кафе. Чем нерентабельное предприятие? К тому же, с помощью этих установок производится дешёвое удобрение, которое значительно повышает урожайность. Если же пойти намеченным президентом путём, на укрупнение фермерских хозяйств и создание сельскохозяйственных ассоциаций, то централизованно массово произведённый биогаз возможно направить по трубам в города. Тем более, что по оценкам значительного числа экспертов, при помощи производства биогаза возможно полностью отказаться от импорта дорогого узбекского газа. К тому же, развитие энергетики ВИЭ способно как создать новые рабочие места на строительстве этих энергообъектов, так и даст работу части местных жителей по содержанию установок в рабочем состоянии — а это уже помощь в решении проблем трудовой миграции. Тезис седьмой Как мы смогли увидеть выше, не столько экологическая мотивация должна нас подвигать к развитию системы ВИЭ, сколько мотивация экономическая. Ведь это дело вполне прибыльное и для государства, и для частного капитала, в одинаковой степени. А для частных инвесторов — это ещё и поле игры, на котором пока практически нет конкурентов. Необходимы только в этом деле определённые финансовые ресурсы и ясный экономический расчёт. Но мы забыли ещё об одной мотивации — политической. Именно правящей элите, более всего, выгодно запустить «маховик перемен», показать населению, что процесс идёт, что жизнь при действующей власти становится лучше. И пусть это будет хотя бы 30% правды, но всё равно, процесс пойдёт в правильном направлении. Для правящего слоя и для того, кто принимает основные решения, важно направить процесс, делать определённые шаги по воплощению планов в реальные действия — и тогда поддержку основного числа избирателей не придётся «стимулировать» при помощи «административного ресурса». И ещё: даже если наши бюрократы разворуют половину денег на развитие ВИЭ, будет сделано главное — определённая часть этих технологий перейдёт с бумаги в реальность. Окупив себя и принося прибыль, система уже начнёт развиваться сама. Мы вечно не верим в собственные силы, не верим в возможность что-то изменить, и находим крайних где-нибудь в другом месте, кроме того места, где находимся сами. Посмотрим на примере: даже в Центральной и Восточной Африке, где не прекращаясь десятилетиями, идут войны, где коррупция «развита» ещё сильнее, чем у нас, где политическая культура только в процессе становления, государства развиваются, преодолевают экономические кризисы и, кстати, тоже всё активней пользуются благами ВИЭ. Роман ВЕЙЦЕЛЬ 9 июля 2009 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
17:40 // Политика
Тернистый путь парламентаризма в Кыргызстане: двухпалатный Жогорку Кенеш (март 1995 г. — март 2005 г.) |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |