№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ПУТЬ![]() Беседа с заместителем министра образования и науки КР, доктором экономических наук, профессором Борисом Кубаевым После неоднократных попыток встретиться с Борисом КУБАЕВЫМ, наконец, такая встреча удалась. Мы попросили его ответить на несколько вопросов редакции нашей газеты. – Уважаемый Борис Хамитович, проблемы образования, сейчас, у всех на устах. О них говорят на кухне, в транспорте, на конференциях, собраниях самого высокого уровня. Как человек, знающий эту систему изнутри и являющийся одним из руководителей Министерства образования и науки КР, как бы Вы охарактеризовали современное состояние этой архиважной сферы страны? – Да, действительно, об образовании говорят все, начиная от тех, кто работает в этой отрасли и кончая теми, которые имеют весьма фрагментарные представления о ней, но зато очень категоричны в своих суждениях. Справедливости ради нужно сказать, что Кыргызстан был и остается страной с очень развитой системой образования. Так было, так есть и основы этого были заложены еще на заре Советской власти. Посудите сами, сегодня в Кыргызстане общая численность сидящих за школьной партой и студенческой скамьей превышает полтора миллиона человек. К этому следует добавить около трехсот тысяч человек работающих в этой системе, плюс исследователи, соискатели, аспиранты. Таким образом, на пять с лишним миллионов человек, почти два миллиона заняты в сфере образования. Это очень высокий показатель. По этому показателю Кыргызстан входит в первую десятку стран мира. И этим надо гордиться. А, с другой стороны, этим надо очень дорожить. Но, к сожалению, есть и другая, менее отрадная статистика. По подсчетам специалистов девяносто девять с лишним процентов населения Кыргызстана грамотные (умеют читать и писать). А вот не вызывает особой радости тот факт, что где-то только пятнадцать процентов являются образованными в полном смысле этого слова. Причем, даже поверхностный анализ показывает, что даже в самой системе образования нередко встречаются слабо образованные люди. – Может быть, уважаемый профессор, Вы правы, что эти количественные показатели отрадны, но ведь немало проблем и просто негатива, порой даже граничащего с преступностью в образовании. – К сожалению, Вы правы. Более того, Ваш вопрос дан в весьма скромной редакции. Именно поэтому, уже на заре своей деятельности в качестве президента страны, Курманбек Бакиев, неоднократно выражал свою озабоченность положением в системе дошкольного воспитания, школьного образования и в вузовской среде. В своем выступлении 1 сентября 2009 года в Жогорку Кенеше президент поставил четкие, конкретные задачи о развитии образования сегодня и в будущем. Как Вы знаете, специальная рабочая группа и Министерство образования и науки КР, под эгидой Секретариата президента, интенсивно работает над принципиальным изменением и реформами нашей отрасли. Однако сразу хочу заметить, что это весьма деликатная работа. Система образования не терпит резких, грубых административных подходов, а тем более, как не раз бывало в прошлом «кавалеристских наскоков» сверху. Это вполне закономерно, потому, что речь идет о серьезном смещении акцентов, глубоком реформировании системы, в которой задействована огромная масса людей. Мы это осознаем, но осознаем и другое, что работу по совершенствованию дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего образования нельзя осуществлять эпизодически, нельзя прерывать, а наоборот шаг за шагом настойчиво проводить новые идеи, осуществлять новые подходы к таким аспектам, как совершенствование управления, изменение содержательной части государственных стандартов и учебных планов, улучшение комплекса воспитательной работы. – И все же согласитесь, люди хотят знать, какой негатив, какие отрицательные явления и какие проблемы присущи разным уровням образования республики. – Вот именно, хорошо Вы подметили — разным уровням образования. Начнем с дошколят. За время правления бывшего Президента, эта система (как в прочем и многие другие) была полностью разрушена. Из 4 000 детских садов и яслей в стране уцелели два-три десятка. Все эти здания и сооружения, т.е. материально-техническая база дошкольной системы была либо разрушена, либо перепрофилирована во что угодно, — от казино до складских помещений. Сегодня, слава Богу, создается новая база, построены уже более полусотни новых дошкольных детских учреждений. Идет интенсивная работа по кадровому обеспечению, т.е. подготовке в колледжах, техникумах и вузах воспитателей, учителей и менеджеров именно для этой системы. Но, как Вы понимаете, это потребует порядка четырех-пяти лет. Что касается средней школы, то здесь свой букет проблем, таких как необеспеченность учительскими кадрами, перегруженность учебных программ, недостаточность учебников и учебно-методических пособий, коррупционные проявления, отсутствие у значительной части учащихся, да и их наставников должной ответственности, дисциплины и атмосферы творчества. Первые, правда, робкие шаги, Министерство образования и науки КР уже сделало, значительно сократив учебные программы, и тем самым, сняв напряженность, вызванную перегрузкой детьми. Специальным приказом отменены всякие сборы и поборы (других слов не подберешь), на очереди решение такой проблемы как повышение квалификации директоров средних школ и подготовка менеджеров школьного образования. Конечно, эта работа на начальной стадии и ее надо проводить поэтапно, продуманно, в целом по стране. Третья ступень в образовательной системе — это среднее профессиональное образование, т.е. техникумы, колледжи, училища, лицеи. Таких образовательных учреждений — более ста. Однако этого количества недостаточно. Если мы говорим об излишнем количестве вузов, то численность средних профессиональных учебных заведений требует увеличения. Анализ, проведенный нами в последние полгода, показывает, что с каждым годом растет интерес к получению специальности в возможно краткие сроки. С другой стороны, серьезные изменения ожидают и классификацию специальностей, по которым работают техникумы и колледжи. Она должна быть увязана с потребностями экономики и социальной сферы Кыргызстана сегодня и в перспективе. Многие СПО продолжают свою деятельность по изъезженной и ухабистой колее. Первый шаг в этом направлении сделан. Полностью переработан государственный стандарт среднего профессионального образования, причем на основе компетентности. Убежден, это сыграет свою позитивную роль. Вместе с тем следует признать, что и в этой системе предстоит значительная реконструкция организационной структуры, коренное изменение, с учетом возрастных особенностей, всего комплекса воспитательной работы. Думаю, наступило время провести, чем мы и должны заняться, аттестацию руководящего состава колледжей и техникумов. Пользуясь, предоставленной газетой возможностью, внес бы предложение передать всю систему профтехобразования в Министерство образования и науки. Это не только логично, по сути, но и правильно для улучшения подготовки рабочих кадров. Позвольте несколько слов сказать о системе высшего образования. Думаю, я на это имею право не только как заместитель министра образования, но и как человек, посвятивший всю свою трудовую деятельность этой системе. Возможно, мои мысли по данному поводу покажутся кое-кому категоричными, но всё же я их изложу здесь. Во-первых, надо очистить систему высшего образования. Именно очистить от студентов, которые хотят только диплом получить, искоренить резкими мерами всякого рода крышевание, найти и обезвредить, так называемых, «разводящих», избавиться от тех преподавателей, которые облагают непонятным налогом студентов, навязывают свои сомнительные книжки. Все это и кое-что еще несовместимо с интеллектуальным понятием — высшее образование. Слишком далеко зашли метастазы этих заразных явлений. Без такого очищения не надо затевать такой реформы и браться за какое-то совершенствование. Далее, я думаю, нужно поэтапно сократить численность вузов. Слабую попытку в этом направлении Министерство уже предприняло и тут же натолкнулось на «подводные рифы», имея в виду оголтелое сопротивление отдельных руководителей вузов и приемы «протеже». Наверняка будет целесообразным создать систему государственных высших учебных заведений (не более семи), сохранить региональные вузы, но поставив перед ними задачу качественного повышения уровня преподавательского состава. Остальным вузам не разрешать в 2010 году прием на первый курс, дав возможность успешно завершить ныне обучающихся студентов и выборочно предложить перейти на программу среднего профессионального образования. Особо внимательно необходимо проанализировать деятельность частных вузов. Серьезного реформирования требует вузовская наука. То, что сегодня в этой части делается можно назвать «маршем на месте». Те робкие достижения, которые мы видим в отдельных крупных вузах не могут увидеть белый свет из-за отсутствия средств. В этой части перед вузами надо поставить вопрос о проведении таких исследований, которые имели бы прикладной характер и позволили вузу заниматься предпринимательской деятельностью, используя результаты научно-практических исследований. Анализ показывает, что настало время критически посмотреть на профессиональный уровень менеджмента в вузах, вплоть до проведения жесткой аттестации ректоров, проректоров и деканов. Слишком много консерватизма в управлении высшим образованием. Особый вопрос — подготовка научно-педагогических кадров. Думаю, надо поддержать идею создания головного кыргызского государственного педагогического университета. Качественного реформирования требует также и система подготовки кандидатов и докторов наук. Я сторонник того, чтобы все функции национальной аттестационной комиссии передать Министерству образования и науки. Сторонников таких идей много, и, думаю, они абсолютно правы. – Чтобы Вы хотели пожелать в своем интервью своим коллегам – профессорам, доцентам, преподавателям? – Прежде всего, по своей образованности, интеллекту и нравственным качествам соответствовать своему высокому назначению. Во-вторых, все мы вышли из студенческой среды и нужно помнить русскую поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». – А что пожелаете молодежи вообще и студенческой в частности? – Искренне желаю молодым людям и девушкам быть энергичными, пытливыми, озорными и особенно выращивать в себе черты порядочности, человеколюбия, любви к природе и стране. Беседовала Юлия КРИВЧУН 22 октября 2009 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |