№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
ТОРГ УМЕСТЕН. ЭлектронныйКЫРГЫЗСТАН ГОТОВИТСЯ К ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК По словам начальника управления госзакупок Государственного агентства по государственным закупкам и материальным резервам при правительстве КР Нурлана БАЙБОТОЕВА, система электронных государственных закупок начнет действовать в республике в 2010 году. Ее пользователями в тестовом режиме станут несколько министерств, расположенных в столице Кыргызстана. «Нормативно-правовая база для внедрения подобной системы уже фактически готова, — говорит Нурлан Байботоев. – После того, как в 2008-м году в закон о госзакупках внесли дополнение, согласно которому закупающая организация может применять метод электронных торгов, группа местных и зарубежных экспертов приступила к разработке соответствующего правового положения. К данному моменту эта работа завершена. Сейчас обсуждается техническая часть проекта, проходят консультации с госорганами». ЧТО ЭТО ТАКОЕ? На практическом уровне система электронных государственных закупок выглядит следующим образом. Государственный орган, назначаемый правительством, регистрирует юридические и физические лица, которые заинтересованы в участии в электронных торгах. После проверки их документов, в частности, регистрации в Министерстве юстиции и налоговых органах, им выдадут электронные ключи, с помощью которых они получат доступ в базу данных. В последней содержатся объявления о проводимых государственными органами закупках. Желающие участвовать в торгах также оставляют в базе свои заявки об оказываемых ими услугах. Таким образом, база представляет собой единый электронный пункт сбора данных о закупающих организациях и поставщиках. И первые, и вторые могут оперативно найти в ней интересующую их информацию и связаться друг с другом. В ЧЕМ ПОЛЬЗА СИСТЕМЫ? По словам Эдиля КАЛАШЕВА, эксперта по вопросам ВТО Регионального проекта Агентства по международному развитию США по либерализации торговли и таможенной реформе в ЦА, участие в процессе осуществления государственных закупок посредством электронных средств становится широко распространенным в мире. – Это стало возможным благодаря развитию Интернета, электронных средств передачи и обработки данных, систем идентификации или аутентичности через электронные подписи, — говорит он. – Доказанным фактом является то, что применение электронных способов торговли увеличивает прозрачность при доступе к государственным заказам, скорость обработки данных, а проведение закупок в «онлайновом» режиме ведет к сбережению средств, участники торгов, желая получить заказ, снижают цены. – Следует отметить, что правительство Кыргызской Республики в процессе присоединения к Всемирной торговой организации взяло на себя обязательство стать участников Соглашения по государственным закупкам ВТО, – продолжает Эдиль Калашев. – Электронные методы закупок в рамках указанного соглашения получают все большее применение в мире, а дополнения к соглашению закрепляют статус электронных закупок в качестве приоритета. Например, в новом варианте соглашения содержится требование к его странам-членам применять только те технологические системы, которые относятся к аутентификации и кодировке информации и в целом доступны всем, а также совместимы с другими информационными системами. Кроме этого, там содержится требование по единству запросов на участие и проведение конкурсов, включая установление времени запросов и предотвращение несанкционированного доступа. – Ожидаемый эффект от внедрения этой системы сейчас трудно указать в цифрах, — полагает Эдиль Калашев, — но в соседнем Казахстане она позволила сэкономить до 25 процентов выделяемых на государственные закупки бюджетных средств. Такой эффект достигается за счет снижения цен поставщиками в ходе проведения торгов. По мнению начальника управления госзакупок Государственного агентства по государственным закупкам и материальным резервам при правительстве КР Нурлана Байботоева, плюсы системы очевидны. «Ее главные цели – совершенствование управления процессом закупки на основе использования информационных технологий, исключение человеческих ресурсов и ликвидация прямого контакт предпринимателей с чиновниками, — говорит он. – Также это искоренение коррупции и минимизация затрат на проведение конкурсных торгов. Средства массовой информации, представители неправительственных организаций смогут видеть, как все будет происходить, и кто будет участвовать в торгах». В ДРУГИХ СТРАНАХ И В КЫРГЫЗСТАНЕ Задача информатизации государственных структур и решение проблем перевода в электронную форму государственных закупок идет в зарубежных странах. Лидируют в этом вопросе США. Процесс информатизации госструктур был запущен там, когда пост президента занимал Билл Клинтон. Когда его сменил Джордж Буш, было объявлено о намерении перевести все операции по оптовым государственным закупкам в Интернет. В Германии 25 процентов объема государственных закупок осуществляется через электронные средства. – Электронная торговля является глобальным явлением. Говорить о положительных достижениях нужно не на национальном, а на международном уровне, — считает Симеон САГАЙДАЧНЫЙ, эксперт Регионального проекта Агентства по международному развитию США по либерализации торговли и таможенной реформе в ЦА. – Число стран, внедряющих у себя электронную торговлю как таковую, растет. Однозначно говорить о готовности Кыргызстана к введению систем электронной торговли я бы не стал. Эту процедуру нельзя сравнить, например, с определением, болен человек или нет, при помощи градусника. Это сложный вопрос. Но знаков того, что в Кыргызстане уже внедряются подобные системы, достаточно. Число их пользователей в республике растет, меняется и законодательство, что очень важно. – Что же касается тенденции проведения электронных государственных закупок, то число стран, осуществляющих госзакупки в электронном формате, растет, — продолжает Симеон Сагайдачный. – Однако рассматривать электронные государственные закупки в отдельности не стоит. Если какие-либо министерства начнут показывать, что они проводят какие-либо процедуры в электронном формате, то будет являться признаком того, что пора начинать внедрение системы электронных государственных закупок. ПО МНЕНИЮ ЭКСПЕРТА, ТАКАЯ СИСТЕМА ИМЕЕТ НЕСКОЛЬКО ПРЕИМУЩЕСТВ – Она снижает расходы на проведение операций, — говорит Симеон Сагайдачный. – Если мы говорим, что какие-то процедуры автоматизируются, это уже означает, что снизятся время и человеческие ресурсы, необходимые для их осуществления. Например, приглашения к подаче заявок при проведении торгов. Если они будут проводиться в «онлайн» режиме, то это будет намного дешевле, чем в бумажном формате. Кроме этого, электронная система содействует прозрачности при проведении торгов. Она предоставляет больше доступа к информации, а это означает, что в процессе примут участие больше компаний и будет повышенная бизнес-активность. ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ Консалтинговая компания FNT при поддержке Регионального проекта Агентства по международному развитию США по либерализации торговли и таможенной реформе в ЦА подготовила отчет по оценке выгод и затрат от присоединения Кыргызской Республики к Соглашению ВТО по государственным закупкам. Взглянем на цифры. В абсолютных величинах госзакупки за 2008 г составили 12,8 миллиарда сомов или 300 миллионов долларов США, согласно данным Минфина. В то время как, согласно данным Госагентства по закупкам и матрезервам КР, госзакупки за 2008 г составили 9,9 миллиарда сомов или 233 миллиона долларов США. Значительная часть госзакупок приходится на ремонт и содержание имущества. Эта статья госзакупок увеличилась с 22,8 процента в 2003 году до 27,6% в 2008-м. Следующая крупная статья затрат это «приобретение оборудования» и «капитальные активы». Значительный объем закупок приходится на ремонт и содержание фондов. Статья «прочие» также значительно выросла и включает те закупки, которые не были включены в одну из статей при формировании бюджета или же в результате ограничения по контрольным цифрам Минфина, агентства «прячут» другие статьи расходов в данной статье. Например, некоторые агентства включают свои расходы за электроэнергию в статью «прочие». Две относительно стабильные статьи госзакупок это «питание» и «медикаменты», которые в среднем составляют 14,9 и 3,5 процента от закупок соответственно. Закупки транспортных услуг, включая запчасти и бензин, составляют 5,5 процента от всех закупок. Данные за 2004 год показывают, что около 60 процентов закупок являются закупками товаров и около 40 процентов закупками услуг, включая строительные услуги. Строительные услуги составили около 10 процентов от бюджета закупок в 2004 году, а в 2008-м – 27 процентов. Диана КАНИМЕТОВА Данная статья стала возможной благодаря 22 октября 2009 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |