ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
07 августа 2025, 01:37

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 18:07
Раздел: Экономика

ТОРГ УМЕСТЕН. Электронный

КЫРГЫЗСТАН ГОТОВИТСЯ К ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

По словам начальника управления госзакупок Государственного агентства по государственным закупкам и материальным резервам при правительстве КР Нурлана БАЙБОТОЕВА, система электронных государственных закупок начнет действовать в республике в 2010 году. Ее пользователями в тестовом режиме станут несколько министерств, расположенных в столице Кыргызстана. «Нормативно-правовая база для внедрения подобной системы уже фактически готова, — говорит Нурлан Байботоев. – После того, как в 2008-м году в закон о госзакупках внесли  дополнение, согласно которому закупающая организация может применять метод электронных торгов, группа местных и зарубежных экспертов приступила к разработке соответствующего правового положения. К данному моменту эта работа завершена. Сейчас обсуждается техническая часть проекта, проходят консультации с госорганами». 

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

На практическом уровне система электронных государственных закупок выглядит следующим образом. Государственный орган, назначаемый правительством,  регистрирует юридические и физические лица, которые заинтересованы в участии в электронных торгах. После проверки их документов, в частности, регистрации в Министерстве юстиции и налоговых органах, им выдадут электронные ключи, с помощью которых они получат доступ в базу данных. В последней содержатся объявления о проводимых государственными органами закупках. Желающие участвовать в торгах также оставляют в базе свои заявки об оказываемых ими услугах. Таким образом, база представляет собой единый электронный пункт сбора данных о закупающих организациях и поставщиках. И первые, и вторые могут оперативно найти в ней интересующую их информацию и связаться друг с другом.

В ЧЕМ ПОЛЬЗА СИСТЕМЫ?

По словам Эдиля КАЛАШЕВА, эксперта по вопросам ВТО Регионального проекта  Агентства по международному развитию США  по либерализации торговли и таможенной реформе в ЦА, участие в процессе осуществления государственных закупок посредством электронных средств становится широко распространенным в мире.

– Это стало возможным благодаря развитию Интернета, электронных средств передачи и обработки данных, систем идентификации или аутентичности через электронные подписи, — говорит он. – Доказанным фактом является то, что применение электронных способов торговли увеличивает прозрачность при доступе к государственным заказам, скорость обработки данных, а проведение закупок в «онлайновом» режиме ведет к сбережению средств, участники торгов, желая получить заказ, снижают цены.

–  Следует отметить, что правительство Кыргызской Республики в процессе присоединения к Всемирной торговой организации взяло на себя обязательство стать участников Соглашения по государственным закупкам ВТО, – продолжает Эдиль Калашев. – Электронные методы закупок в рамках указанного соглашения получают все большее применение в мире, а дополнения к соглашению закрепляют статус электронных закупок в качестве приоритета. Например, в новом варианте соглашения содержится требование к его странам-членам применять только те технологические системы, которые относятся к аутентификации и кодировке информации и в целом доступны всем, а также совместимы с другими информационными системами. Кроме этого, там содержится требование по единству запросов на участие и проведение конкурсов, включая установление времени запросов и предотвращение несанкционированного доступа.

– Ожидаемый эффект от внедрения этой системы сейчас трудно указать в цифрах, — полагает Эдиль Калашев, — но в соседнем Казахстане она позволила сэкономить до 25 процентов выделяемых на государственные закупки бюджетных средств. Такой эффект достигается за счет снижения цен поставщиками в ходе проведения торгов.

По мнению начальника управления госзакупок Государственного агентства по государственным закупкам и материальным резервам при правительстве КР Нурлана Байботоева, плюсы системы очевидны. «Ее главные цели – совершенствование управления процессом закупки на основе использования информационных технологий, исключение человеческих ресурсов и ликвидация прямого контакт предпринимателей с чиновниками, — говорит он. – Также это искоренение коррупции и минимизация затрат на проведение конкурсных торгов. Средства массовой информации, представители неправительственных организаций смогут видеть, как все будет происходить, и кто будет участвовать в торгах».

В ДРУГИХ СТРАНАХ И В КЫРГЫЗСТАНЕ

Задача информатизации государственных структур и решение проблем перевода в электронную форму государственных закупок идет в зарубежных странах. Лидируют в этом вопросе США. Процесс информатизации госструктур был запущен там, когда пост президента занимал Билл Клинтон. Когда его сменил Джордж Буш, было объявлено о намерении перевести все операции по оптовым государственным закупкам в Интернет. В Германии 25 процентов объема государственных закупок осуществляется через электронные средства.

– Электронная торговля является глобальным явлением. Говорить о положительных достижениях нужно не на национальном, а на международном уровне, — считает Симеон САГАЙДАЧНЫЙ, эксперт Регионального проекта  Агентства по международному развитию США  по либерализации торговли и таможенной реформе в ЦА. – Число стран, внедряющих у себя электронную торговлю как таковую, растет. Однозначно говорить о готовности Кыргызстана к введению систем электронной торговли я бы не стал. Эту процедуру нельзя сравнить, например, с определением, болен человек или нет, при помощи градусника. Это сложный вопрос. Но знаков того, что в Кыргызстане уже внедряются подобные системы, достаточно. Число их пользователей в республике растет, меняется и законодательство, что очень важно.

– Что же касается тенденции проведения электронных государственных закупок, то число стран, осуществляющих госзакупки в электронном формате, растет, — продолжает Симеон Сагайдачный. – Однако рассматривать электронные государственные закупки в отдельности не стоит. Если какие-либо министерства   начнут показывать, что они проводят какие-либо процедуры в электронном формате, то будет являться признаком того, что пора начинать внедрение системы электронных государственных закупок.

ПО МНЕНИЮ ЭКСПЕРТА, ТАКАЯ СИСТЕМА ИМЕЕТ НЕСКОЛЬКО ПРЕИМУЩЕСТВ

– Она снижает расходы на проведение операций, — говорит Симеон Сагайдачный. – Если мы говорим, что какие-то процедуры автоматизируются, это уже означает, что  снизятся время и человеческие ресурсы, необходимые для их осуществления. Например, приглашения к подаче заявок при проведении торгов. Если они будут проводиться в «онлайн» режиме, то это будет намного дешевле, чем в бумажном формате. Кроме этого, электронная система содействует прозрачности при проведении торгов. Она предоставляет больше доступа к информации, а это означает, что в процессе примут участие больше компаний и будет повышенная бизнес-активность.

ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ

Консалтинговая компания FNT при поддержке Регионального проекта Агентства по международному развитию США  по либерализации торговли и таможенной реформе в ЦА подготовила отчет по оценке выгод и затрат от присоединения Кыргызской Республики к Соглашению ВТО по государственным закупкам. Взглянем на цифры. В абсолютных величинах госзакупки за 2008 г составили 12,8 миллиарда сомов или 300 миллионов долларов США, согласно данным Минфина. В то время как, согласно данным Госагентства по закупкам и матрезервам КР, госзакупки за 2008 г составили 9,9 миллиарда сомов или 233 миллиона долларов США. Значительная часть госзакупок приходится на ремонт и содержание имущества. Эта статья госзакупок увеличилась с 22,8 процента в 2003 году до 27,6% в 2008-м. Следующая крупная статья затрат это «приобретение оборудования» и «капитальные активы».

Значительный объем закупок приходится на ремонт и содержание фондов. Статья «прочие» также значительно выросла и включает те закупки, которые не были включены в одну из статей при формировании бюджета или же в результате ограничения по контрольным цифрам Минфина, агентства «прячут» другие статьи расходов в данной статье. Например, некоторые агентства включают свои расходы за электроэнергию в статью «прочие».

Две относительно стабильные статьи госзакупок это «питание» и «медикаменты», которые в среднем составляют 14,9 и 3,5 процента от закупок соответственно. Закупки транспортных услуг, включая запчасти и бензин, составляют 5,5 процента от всех закупок.

Данные за 2004 год показывают, что около 60 процентов закупок являются закупками товаров и около 40 процентов закупками услуг, включая строительные услуги. Строительные услуги составили около 10  процентов от бюджета закупок в 2004 году, а в 2008-м – 27 процентов.

Диана КАНИМЕТОВА

Данная статья стала возможной благодаря
поддержке американского народа, оказанной через Агентство США
по международному развитию (USAID).
Содержание статьи, не обязательно отражает позицию USAID
или Правительства США.

22 октября 2009 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
18:13 // Общество
МИНЗДРАВ И USAID ОТМЕТИЛИ 15-ЛЕТИЕ ДРУЖЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА
18:07 // Экономика
ТОРГ УМЕСТЕН. Электронный
17:54 // Интервью
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ПУТЬ
17:47 // Интервью
«ВЕРА ДОЛЖНА БЫТЬ ГЛУБОКО В СЕРДЦЕ»
17:35 // Общество
НАШ АДРЕС — УЛИЦЫ ГОРОДА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg