№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Данияр УСЕНОВ: «Энергетическая отрасль является приоритетной»![]() Энергетический сектор является одним из основопологающих в государственной отраслевой структуре экономики. Сегодня вопрос тарифной политики является одной из ключивых тем в стране. Но анализ ситуации показывает, что выработанная энергетическая концепция максимизирует выгоды тарифной политики, заложенные в развите энергосистемы в стране. — Данияр Токтогулович, расскажите, пожалуйста, о новой тарифной политике? — Энергетическая отрасль является приоритетной для нашего Правительства, поэтому, как только определился новый состав кабинета министров, вопросы тарифной политики в энергетике были рассмотрены в первоочередном порядке. Мы понимаем, что это очень болезненный и непопулярный вопрос, его решение затягивалось и откладывалось многие годы, однако вечно так продолжаться не может. Ситуация в энергетике такова, что дальнейшее затягивание с принятием решения по тарифной политике было просто недопустимо, вопрос стоял о выживании энергетики как одной из важнейших отраслей экономики, речь шла об энергетической безопасности нашей страны. Повышать тарифы надо было ещё несколько лет назад. Тарифы у нас самые низкие по странам СНГ и не покрывают даже себестоимости производства электроэнергии и тепла. О развитии отрасли и привлечении инвестиций с такими тарифами можно даже и не думать. С учетом необходимости срочного принятия мер было решено повысить тарифы с 1 января 2010 года. Тем более это удобно ещё и с точки зрения планирования бюд-жетных расходов на меры социальной защиты граждан в условиях повышения тарифов. В целях социальной поддержки работников бюджетной сферы, пенсионеров, малообеспеченных семей и других отдельных категорий граждан в условиях изменения тарифной политики на энергоносители Президентом Кыргызской Республики 13 ноября 2009 года издано пять указов: «Об установлении размеров государственных пособий», «Об установлении компенсационных выплат при изменении тарифной политики», «Об индексации размеров пенсий военнослужащих», «Об установлении доплаты к заработной плате работника бюджетной сферы при изменении тарифной политики на энергоносители» и «О выдаче денежной компенсации отдельным категориям граждан в связи с изменением тарифной политики на энергоносители». Правительству поручено до 1 января 2010 года изыскать средства в объеме необходимых для осуществления выплат гражданам предусмотренных вышеназванными указами президента. По предварительным расчетам, сумма выплат составит 2,8 млрд. сомов. Необходимо отметить, что ранее действовавшая тарифная политика на 2008-2012 гг. также предусматривала ежегодное повышение тарифов. При этом тарифы на отопление и горячую воду планировалось повышать ежегодно с 1 января. Однако планируемое повышение тарифов не было осуществлено. Повышение тарифов объясняется ещё и тем, что цены на импортируемое топливо (уголь, газ и мазут) тоже меняются с 1 января, так как заключаются новые контракты на поставку топлива на следующий год и определяются новые цены на его поставку. Что же касается размеров тарифов, то тут надо учесть, что тарифы не менялись в период 2002-2008 годов, т.е. в течение семи лет. Все прекрасно понимают, насколько изменились цены на другие энергоносители за это же время. Стоимость поставляемого угля, мазута и газа за единицу измерения за это время возросли в 3-5 раз а отпускные цены на энергоносители остались на прежнем уровне. Основные принципы принятой правительством новой тарифной политики следующие: •тарифы должны покрывать все затраты энергокомпаний по производству, передаче, распределению и сбыту электрической и тепловой энергии; •тарифы на тепловую и электрическую энергию должны быть одинаковы для всех потребителей; •к 2012 году все тарифы должны отражать реальные затраты на энергоснабжение конечных потребителей без учета перекрестных субсидий; •тарифы должны учитывать необходимые энергетическим компаниям инвестиции для осуществления реконструкции и модернизации; •тарифы на тепловую и электрическую энергию будут повышаться в два этапа; •все субсидии должны быть направлены непосредственно социальноуязвимым слоям населения с низким уровнем дохода, через правительственные программы социальной защиты. В целях реализации принципов, заложенных в тарифной политике, правительство решило установить: •единый тариф для всех потребителей на электрическую энергию; •единый тариф для всех потребителей на тепловую энергию, причем независимо от того, используется она на цели отопления или горячего водоснабжения. Принято решение провести повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию в 2 этапа: с 1 января 2010 года и с 1 июля 2010 года. При этом тарифы, утвержденные правительством, будут действовать с 2010 по 2012 год и могут быть пересмотрены по результатам проведения независимого аудита деятельности энергокомпаний, дополнительных инвестиционных обязательств энергокомпаний, а также в случае других существенных изменений показателей деятельности энергокомпаний. Особо необходимо отметить, что при расчете тарифов на электрическую энергию на период 2010-2012 годов суммарные потери в сетях распределительных энергокомпаний были приняты на уровне 21% в 2010 году, 18% в 2011 году и 15% в 2012 году. Правительство уверено, что выполнение намеченных в тарифной политике планов позволит повысить инвестиционную привлекательность энергетики страны, остановить процессы, ведущие к ухудшению состояния энергосистемы, а также создаст экономические предпосылки для успешного функционирования и развития энергетики. — В чем же заключается эффективность повышения тарифов? — Принятый единый тариф на электроэнергию изменит сам принцип взаимоотношений между абонентом и энергокомпаниями, между государством и энергокомпаниями в лучшую сторону. А это означает, что экспортные деньги пойдут как доход энергокомпании, перекрестное субсидирование уйдет, квазифискального дефицита не будет. Та помощь и те льготы, которые должны быть направлены в энергокомпании, будут выплачены живыми деньгами. В результате введения новых тарифов, а также изменения тарифной политики в целом ожидаются следующие результаты: 1. Ликвидируется перекрестное субсидирование, что позволит вести точный учет доходов и расходов, а значит упреждать махинации, аферы, воровство. 2. Не будет квазифискального дефицита, который составлял в 2001-2004 гг. более 8 млрд. сомов, а в 2007-2008 гг. более 6 млрд. сомов. Соответственно это существенно улучшит платежную дисциплину во всех сферах экономики. 3. Льготы, которые предоставлялись при оплате электроэнергии и тепла, будут выплачены живыми деньгами. В выигрыше будут льготники, проживающие в сельской местности. Тем самым эта система будет более справедливой по сравнению с предыдущей. 4. Появляется возможность построить линию «Датка – Кемин» и обеспечить энергетическую независимость страны. 5. Появятся в достаточном объеме финансовые ресурсы для проведения реконструкции и ремонта в гидроэнергетических и тепловых сооружениях, упреждая аварии разных масштабов. Из-за отсутствия средств и постоянных убытков данная работа на протяжении многих лет не выполнялась. 6. И население, и промышленные предприятия, и хозяйствующие субъекты будут более бережно относиться к энергии и теплу, экономить и заботиться об энергоэффективности. 7. Появляется реальная возможность для строительства новых ГЭС, обеспечивая тем самым будущее развитие нашей экономики. — Какую программу сформировало Правительство по восстановлению энергетической системы страны? И какой период для этого необходим? — В 2008 году Жогорку Кенешем утверждена Национальная энергетическая программа КР на 2008-2010 гг. и Стратегия развития топливно-энергетического— комплекса (ТЭК) до 2025 года. Приоритетами данной программы являются рациональное и эффективное использование топливно-энергетических ресурсов, имеющегося технического, научного и кадрового потенциала ТЭК для обеспечения энергетической безопасности и устойчивого развития экономики страны. Реализация приоритетных задач основывается на государственной энергетической политике, включающей совершенствование нормативной правовой базы реформ в ТЭК, приватизацию энергокомпаний, расширение сотрудничества со странами Центральной Азии по созданию регионального энергетического рынка, строительство и реконструкцию энергетических мощностей, развитие малых ГЭС и возобновляемых источников энергии с использованием механизма частного развития и стимулирование энергосбережения. Ряд проектов по строительству и реконструкции энергетических мощностей уже осуществляется. В кратчайшие сроки планируется приступить к практической реализации строительства Кроме этого, подготовлено Соглашение с Международной ассоциацией развития по дополнительному финансированию Проекта срочной помощи энергетическому сектору. Проводятся переговоры с Азиатским банком развития о финансировании мероприятий по установке систем головного учета в сфере передачи и распределения электроэнергии. Разработаны проекты строительства подстанции 500 кВт «Датка» и реконструкции ЛЭП 220 кВт на юге республики, строительства ЛЭП 500 кВт «Датка – Кемин» и подстанции 500 кВт «Кемин». Осуществление проекта строительства подстанции 500 кВт «Датка» и реконструкции ЛЭП 220 кВт на юге республики улучшит возможности и надежность передачи энергии внутри страны в соответствии с международными минимальными критериями надежности системы и создает инфраструктуру, необходимую для экспорта электрической энергии в будущем. Имеется ТЭО проекта. Предварительные сроки строительства, согласно ТЭО, составляют 3 года. Сметная стоимость, согласно ТЭО, составляет 224,5 млн. долларов США. Осуществление проекта строительства ЛЭП 500 кВт «Датка – Кемин» и подстанции 500 кВт «Кемин» позволит обеспечить нашу энергетическую независимость в стратегическом плане за счет создания новых питающих центров 500 кВт и ЛЭП 500 кВт между севером и югом: подстанции 500 кВ «Кемин» на севере республики (ориентировочным оценочным объемом инвестиции 50 млн. долларов США) и ЛЭП 500 кВт «Датка — Камбар-Атинская ГЭС – Кемин» (протяженностью около 415 км) для дополнительной электрической связи между югом и севером энергосистемы и выдачи мощности Камбар-Атинских ГЭС-1 и 2. В настоящее время на стадии разработки ТЭО, которое проводится компанией «Аурига» (США). Предварительный срок строительства составляет около 4 лет. Ввод вышеперечисленных объектов в эксплуатацию создаёт собственное кольцо 500-220 кВт и обеспечивает надежность электроснабжения потребителей севера республики, расширяет рынок сбыта электроэнергии и позволяет уйти от платы за транзит электроэнергии через сети энергосистем других государств. Это очень важно. В рамках Программы по энергосбережению на 2009-2015 гг. необходимо внедрение системы АСКУЭ для учета электрической энергии и обеспечения всех КТП элек-тронными электросчетчиками для сведения баланса электроэнергии (14 598 счетчиков + комплектующие). В республике будет осуществлена работа по установке индивидуальных счетчиков на электроэнергию, газ, горячую и холодную воду. Повсеместно должна быть внедрена предоплата. Предстоит провести большую работу оздоровлению финансового положения. В целом на 1 ноября текущего года кредиторская задолженность энергокомпаний перед вырабатывающими и передающими компаниями составила 5,5 млрд. сомов, дебиторская задолженность потребителя за электроэнергию на эту дату составила 2,3 млрд. сомов. Надо принять меры по сокращению задолженности населения за потребляемые энергоносители,которая исчисляется миллиардами сомов, а работа с населением по ее погашению проводится не на должном уровне. Надо всем нам быстрее освобождаться от иждивенческой психологии, исполнительным органам регионов надо смелее брать ответственность за решение местных проблем. В последнее время проведена определенная работа по сокращению потерь электроэнергии. Данный показатель сократился до 24,5%. Но этот результат не может нас устраивать. Для убедительности приведу лишь одну цифру. Сокращение коммерческих потерь электроэнергии на 10% дает экономию 1,5 млрд. кВт ч, а в денежном выражении это составит 2 млрд. сомов. Как видите, это огромные средства, которые можно было бы направить на реконструкцию и ремонт энергосистемы. В связи с этим Национальной энергетической программой КР на 2008-2010 гг. и Стратегией развития ТЭК до 2025 года предусмотрено снижение потерь при распределении электроэнергии в сетях распредкомпаний — технических потерь в 2010 году – до 15%, к 2025 году — до 12%, коммерческих потерь в 2010 году — до 6%, и к 2025 году до — 0%. Сметная стоимость – 25 млн. долларов США. Сроки реализации – 6 лет (2010-2015 гг.). — А как с веерными отключениями? Будут ли они применяться после повышения тарифов? — Для сохранения объема воды в Токтогульском водохранилище веерные отключения необходимы, но они будут в меньшем масштабе по сравнению с предыдущим периодом. Отключения электроэнергии будет в основном с 0 до 5 часов утра. Я еще раз хочу подчеркнуть, что отключения обусловлены мерами, связанными с накоплением воды в водохранилище. Пока ситуация складывается положительная. По состоянию на 1 ноября текущего года накоплено 12,7 млрд. кубометров воды. Это больше, чем в 2008 году на 3,1 млрд. куб. м и меньше, чем в 2007 году на 1,0 млрд. куб. м. При соблюдении лимитов потребления электроэнергии в осенне-зимнем периоде на 1 апреля 2010 года объем воды ожидается около 7,8 млрд. куб. м. Указанный объем позволит положительно повлиять на выход из сложной энергетической ситуации в последующие годы. — На какой стадии реализации находится Национальный проект Камбар-Ата-2? — Строительство Камбар-Атинской ГЭС-2 начато в ноябре 2007 года по инициативе Президента КР К. Бакиева. Строительно-монтажные работы осуществляются согласно графику и проводятся по всему комплексу строительства. На возведении данного объекта трудится около 2,5 тыс. человек. В настоящее время на Камбар-Атинской ГЭС выполнено около 55% от общего объема строительно-монтажных работ. За 10 месяцев 2009 года на этом объекте освоено инвестиций в объеме 3,6 млрд. сомов, в том числе за счет республиканского бюджета 3,4 млрд. сомов, или в 6,5 раза больше, чем в прошлом году. В настоящее время проводится подготовительная работа по осуществлению в декабре текущего года направленного взрыва, который образует плотину новой ГЭС. Правительством принимаются все необходимые меры для того, чтобы ввод в работу первого агрегата этой ГЭС осуществить в 1-м полугодии 2010 года. — Как вы оцениваете инвестиционный климат в нашей стране? Будет ли он улучшен усилиями сформированного правительства? — Я могу дать высокую оценку инвестиционному климату в нашей стране. В республике сформирована необходимая нормативно-правовая база, позволяющая соз-дать хорошие условия для развития предпринимательства. Постоянное внимание этим вопросам уделяет Президент страны К. Бакиев. На регулярной основе функционирует Инвестиционный совет при президенте. С целью усиления работы по созданию надлежащих условий для развития предпринимательства и координации деятельности по привлечению инвестиций в ноябре текущего года создано Центральное агентство КР по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИИ). Правительством с участием заинтересованных органов выполнена задача, поставленная президентом КР, войти в число 50-ти ведущих стран в рейтинге «Ведение бизнеса» Всемирного банка. В условиях жесткой конкуренции из 183 участвующих стран Кыргызстан занял 41-е место в рейтинге «Ведение бизнеса 2010 года». Второй год подряд наша республика смогла сохранить за собой место в тройке стран топ-реформаторов. В текущем году наша страна заняла второе место среди самых активных реформаторов. В 2009 году Правительство работало над 9 из 10 индикаторов. После анализа и оценки экспертами рейтинга «Ведение бизнеса» 7 из 9 разработанных индикаторов были зачтены как успешные реформы. Это очень высокий показатель. Все 10 индикаторов, указанные в плане, получили законодательное закрепление. Особо подчеркну достигнутые результаты в строительстве. По данному индикатору Кыргызстан занял 40-ю позицию среди 183 стран мира. В целом, косвенные и прямые издержки бизнеса были сокращены и составляют более чем 154 млн. сомов в год. Правительством приняты меры по обеспечению доступности населения к государственному оформлению права собственности, особенно в сельской местности. Достигнуто снижение сроков и затрат на регистрацию прав на недвижимое имущество. По данному индикатору мы заняли 19-ю позицию. Проведена определенная работа по отмене обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью. Отменены сроки действия технических паспортов и обязательная техническая паспортизация при совершении сделок. Существенно облегчена процедура регистрации компаний. В результате принятых мер удалось значительно сократить время (срок) регистрации с 21 дня до 4 рабочих дней. Проведена работа по повышению доступа предпринимателей к кредитным ресурсам.Усилена защита интересов залогодержателей, что стимулирует их кредитную активность. Правительством проведена работа по оптимизации нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность. Принято законодательство о сокращении выдаваемых лицензий и разрешений на 30 процентов. Из 275 видов лицензий сокращено 76, из 160 разрешений сокращено 44. Правительством проведена большая работа по реформе в области проверок и работы контролирующих органов. В результате необоснованные проверки значительно сократились. Внесены изменения в Закон «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства», который предусматривает: ведение критериев риска; сокращение сроков проверок с 30 дней до 15, а для малого бизнеса 5 дней. Проводится и другая работа, направленная на улучшение инвестиционного климата в стране. Для того чтобы дать объективную оценку инвестиционному климату в республике, давайте обратимся к цифрам. По предварительным данным, объем прямых иностранных инвестиций только за 9 месяцев текущего года составил 450 млн. долларов США. За аналогичный период 2007 года было привлечено прямых иностранных инвестиций на сумму 324,5 млн. долларов США, однако в сравнении с данными прошлого года (481 млн. долларов США) привлечено на 31 млн. долларов США меньше. Это не говорит об ухудшении инвестиционного климата, снижение притока инвестиций напрямую связано с продолжающимся мировым финансовым кризисом. Мы понимаем, что основным ключевым условием устойчивого развития экономики страны в долгосрочной перспективе должно стать постоянное улучшение инвестиционного климата. В республике проведена кардинальная работа по сокращению налоговой нагрузки на бизнес. Налог на прибыль сокращен с 20% до 10%, или в два раза, НДС с 20% до 12%, подоходный налог не превышает 10%. Полностью отменены налоги на дороги и чрезвычайные ситуации. Общее количество налогов сократилось с 16 до 8 видов, местные налоги с 8 до 2 видов. В республике налоговый режим является одним из самых либеральных на территории государств СНГ. По итогам 2008 года, налоговое бремя составило всего лишь 10% к ВВП. Резко сократились жалобы на налоговые службы. За период с 2004 года по 2009 год в республике номинальные объемы ВВП возросли более чем в 2 раза. За всеми этими показателями прослеживается большая работа правительства, всех органов исполнительной власти. Новое правительство будет проявлять постоянную заботу об улучшении инвестиционного климата и для этих целей будут реализованы конкретные мероприятия: •дальнейшее улучшение индикаторов международного рейтинга Кыргызской Республики; •подготовка предложений по формированию сильных финансовых институтов, которые бы возместили наметившийся отток иностранного капитала; •снижение бюрократических и административных барьеров при ведении бизнеса; •создание нормативно-правовой базы в сфере привлечения прямых инвестиций, которые призваны обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможные риски; •проведение работы по эффективному внедрению механизмов государственно-частного партнерства; •развитие и расширение торгово-экономических связей республики с зарубежными странами; •формирование и эффективное продвижение пакета инвестиционных проектов для привлечения прямых инвестиций в приоритетные отрасли экономики республики; •предоставление необходимой информации и консультаций инвесторам, которые, приходя на рынок Кыргызстана, сталкиваются с рядом вопросов, связанных с правилами и формами ведения бизнеса в Кыргызстане, гарантиями, предоставляемыми государством, налоговым режимом, лицензированием и многими другими сферами регулирования. Мы прекрасно понимаем, что республике жизненно необходимо иметь инвестиционный климат лучший, чем в соседних странах. Поэтому президентом для координации работы по привлечению инвестиций создано ЦАРИИ. Я хотел еще раз подчеркнуть, что мы имеем положительную оценку деловых кругов, входящих в Международный деловой совет, в отношении экономической ситуации и инвестиционного климата Кыргызстана. Сделано в этом направлении много, но предстоит в ближайшее время сделать еще больше. Вопросы улучшения инвестиционного климата будут в центре внимания правительства. — Данияр Токтогулович, как вам известно, в бюджет следующего года заложен дефицит в размере 13 млрд. сомов. Какие действия намерено предпринять Правительство для компенсации (последствий) данного дефицита? — Прежде чем отвечать на этот вопрос, я хотел бы коротко проинформировать о некоторых ожидаемых итогах 2009 года. Своевременно принятые Правительством меры позволили снизить негативные последствия глобального финансово-экономического кризиса на экономику республики, но полностью избежать их не удалось. Наблюдается спад в промышленном производстве ориентировочно в пределах 11%, не обеспечиваются запланированные темпы роста ВПП, которые могут быть по итогам года несколько ниже. Номинальный ВВП составит 201 млрд. 102,8 млн. сомов. Ожидается существенное сокращение инфляции. Если сравнивать последние несколько лет, то можно отметить, что по основным социально-экономическим показателям республики отмечается положительная тенденция. Если в 2004 году номинальные объемы ВВП составляли 94,3 млрд. сомов, то по предварительным данным 2009 года, они составят 201,1 млрд. сомов, средняя зарплата за этот период увеличится почти в 3 раза и составит 6 363 сомов. Общие доходы и полученные официальные трансферты госбюджета в 2004 году составляли 18 млрд. 335,7 млн. сомов, а по предварительным данным 2009 года, они составят 56 млрд. 433,5 млн. сомов, или возрастут более чем в три раза. Если налоговые доходы в 2004 году были в сумме 14 млрд. 108,2 млн. сомов, то по предварительным данным по итогам 2009 года, они составят 35 млрд. 569,9 млн. сомов, или увеличатся почти в 2,5 раза. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что за последние годы обеспечен значительный рост объемов доходов. Что касается бюджета на 2010 год, то нам не удастся избежать дефицита. Сегодня я не хотел бы называть какие-то цифры. Считаю, что с моей стороны это было бы преждевременно. Они будут уточнены при рассмотрении проекта бюджета. В связи с утверждением новой структуры правительства и проведенной в октябре-ноябре реформы государственных органов управления в настоящее время формируется проект республиканского бюджета на 2010 год и прогноз на 2011-2012 гг. на программной основе. В ближайшее время сформированный проект бюджета будет рассмотрен на заседании правительства. Приоритетными направлениями бюджета развития является кредитование инвестиционных проектов. Данные средства планируется направить не только на социальную сферу, образование, здравоохранение, инженерную инфраструктуру, программу развития ирригации и улучшение пенитенциарной системы, но и на строительство и реализацию привлекательных инвестиционных проектов. Распределение средств будет исходить из принципа четкого определения критериев и индикаторов достижения цели при реализации проектов, которые послужат не только решению социальных задач, но и развитию сектора строительства, промышленного комплекса и созданию дополнительных рабочих мест. Также средства будут направлены на финансовую поддержку местных сообществ для решения проблем преодоления бедности, в том числе улучшение доступа к социальным и коммунальным услугам, имеющим приоритетное значение для населения регионов. Средства для покрытия дефицита бюджета будут изысканы за счет внутренних и внешних источников. В заключение я хотел бы сказать, что мы с вами рассмотрели круг очень важных проблем, которые предстоит решать новому составу правительства. От успешного решения этих проблем зависит дальнейшее преумножение экономического потенциала страны и повышение уровня жизни наших граждан. Мы просим средства массовой информации объективно освещать действия правительства и поддержать его усилия, направленные на решение проблем. Сегодня при решении важных задач правительству как никогда необходима ваша поддержка. Подготовил Эрик ИСРАИЛОВ 10 декабрь 2009г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
10:47 // Экономика
Жапар Усенов: Акционерные соглашения — эффективный инструмент защиты прав инвесторов |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |