ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
29 марта 2024, 21:59

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 17:15
Раздел: Общество

Камень скульптора боится

У железных ворот его мастерской лежат несколько огромных камней – дожидаются, когда до них дойдут руки скульптора. «Моё хозяйство», — шутит заслуженный художник КР Дуйшон ЖОЛЧУЕВ, поворачивая ключ в замочной скважине. Через пару секунд мы оказываемся в святая святых для любого скульптора. На длинных полках, размещенных вдоль белых стен, стоят величественные бюсты кыргызских героев, известных общественных, политических деятелей, миниатюры монументов, черновые варианты будущих скульптур. «Помимо скульптуры иногда я занимаюсь и графикой. В основном, рисую художников»,— рассказывает, Дуйшон Жолчуев, показывая свои произведения.

— Как рождаются ваши произведения?

— Идеи подаёт, наверное, сама жизнь.  Каждая эпоха вносит в искусство какой-то штрих, в итоге появляются новые течения, направления. Среди всего этого хочется найти что-то своё, пробуешь — рождаются идеи, образы. Но если честно, сейчас больше делаешь то, на что есть спрос. Ну, например, последнее, что я сделал — это торс. А на самом деле, как это ни печально, остаётся всё меньше и меньше людей, которые действительно ценят искусство. 

Если говорить о самом процессе создания, то всё начинается с пластилина, именно из него вылепливается черновой вариант. Потом настаёт черёд глины, кстати я до сих пор пользуюсь белорусской глиной советских времён. Просто при бережном отношении этот материал может быть вечным. Когда проработаны все детали, а на это иногда уходит до четырёх лет, и появляется уверенность, что скульптура должна быть именно такой, в ход идёт гипс, дерево, бронза, камень.

— Почему вы выбрали именно скульптуру?

— Рисовал я всегда. В детстве, когда не было бумаги и красок, тайком для этой цели брал у брата промокашку. Хотя вся моя жизнь связана с искусством, я никогда не хотел, чтобы мои дети стали художниками или скульпторами, потому что понимаю, какой это тяжёлый труд. В молодости я не знал, что такое выходной, праздник. Бывало, утром проснёшься, когда ещё совсем темно, и бежишь в мастерскую: придавать своей идее материальный вид.

Поступал я сначала на живопись, но после первого месяца учёбы перевёлся на скульптуру – понял, что мне это ближе. Тогда, в 1965 году, набрали группу из известных художников, которые, несмотря на свой талант и признание, не имели дипломов. Так в Кыргызстане открылось первое учебное заведение для скульпторов. Преподавателем всех ведущих скульпторов Кыргызстана был первый кыргызский профессиональный скульптор Алыбек Мухитдинов.  Среди его выпускников Ю. Мануйлов, Я. Ведель. Кстати, это именно он уговорил меня поступать в Ленинградскую Академию художеств (бывшая Императорская Художественная академия).

После возвращения оттуда семь лет проработал в Оше. Там до сих пор стоит созданная мной композиция «Счастье» — молодая семейная пара и плод их любви – ребенок со светящимися от счастья глазами.

— А где ещё находятся ваши работы?

— В Кыргызском Национальном музее изобразительных искусств, в Алма-Ате, две работы выставлены в Третьяковской галерее, один памятник стоит в польском парке маленького городка под Варшавой. Чем я действительно горжусь, так это тем, что в 1988 году мне выпала честь на международном симпозиуме представлять Советский Союз. В течение двух месяцев там висел флаг СССР.

Ещё один памятник стоит в Казахстане, в Джалал-Абаде. Совсем недавно в Токмоке прошло торжественное открытие монумента Манап Бия. Над ним я трудился около четырёх лет.

Как вам известно, в ближайшее время в Москве будет установлен памятник Манасу. Вместе со мной его созданием занимались Б. Сыдыков, Т. Медеров, Ж. Кадыралиев. Кыргызский герой сидит на коне, его взгляд спокоен и доброжелателен, за спиной меч, рука протянута вперёд в жесте приветствия:  «Мы привезли вам мир», – как бы говорит он москвичам. Так же сейчас идут работы по установлению памятника Калыку Акиеву. Я считаю, что это гордость любого художника, если его произведение нашло себе достойное место, внесло каплю в «море» искусства, а не осталось пылиться в мастерской.

— Над чем вы работаете сейчас?

— Мой знакомый бизнесмен захотел сделать подарок городу. В одном из столичных парков будет установлен памятник материнской любви и нежности. Молодая мать, сидящая на шаре, олицетворяющем нашу планету, держит за руку малыша, пытающегося сделать свои первые шаги. Идея – показать значение материнской заботы и ласки не только для одного отдельного человека, но и всего мира в целом.

— Насколько мне известно, вы занимаетесь преподавательской деятельностью. У кого из молодых скульпторов, по вашему мнению, есть будущее?

— На самом деле, сейчас много скульпторов, которые подают большие надежды. Могу отметить Аскара Турумбекова, Адиля Сейталиева. Есть ребята, которые действительно работают, думаю, они добьются многого.

— Скульптуру кого из наших политических деятелей, нынешних или, быть может, бывших, вы бы хотели изваять?

— Совсем недавно я закончил работу над скульптурой Кулипы Кондучаловой, бывшего министра культуры. Очень сильная и мужественная женщина, такой, наверное, была Курманжан-датка. Именно с её благословения я поступил в Ленинградскую Академию художеств. За время своей работы в Минкультуры она много сделала для развития искусства в Кыргызстане.

— Ваши пожелания нашим читателям?

— Хочется, чтобы мы присоединились к всеобщему прогрессу, могли принять, а самое главное –  имели возможность пользоваться всеми достижениями, новшествами,  которые ведут к нему. Лично я за глобализацию, интеграцию, за то, чтобы у нашей молодежи была возможность перенять опыт других стран, научиться чему-то новому и применить это в своей стране.

Екатерина ЗАПОРОЖЧЕНКО

4 февраля 2010 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
17:19 // Общество
Горжусь своим дедом! Горжусь своим отцом!
17:18 // Спорт
Перед отправкой в Ванкувер биатлонистов трижды проверили на допинг
17:17 // Спорт
«Локомотив» подписал контракт с полузащитником киевского «Динамо»
16:41 // Общество
«Школа» от Первого канала и Гай Германики: Телереволюция или телемыло?
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg