ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
20 апреля 2024, 18:55

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 17:30
Раздел: Интервью

Бейшенбек Абдырасаков: «Мы сохранили свой народ, свой язык, традиции, культуру»

На современном этапе развития актуализировался вопрос о национальной идентичности, о роли и значении национальной культуры в общественной жизни. Каждый этнос, пронося через века дух традиций, культуру, формирует национальное достояние, свой культурный феномен, передавая его будущим поколениям. О сохранении национального достояния, о конструктивной форме политического национализма, выступающего консолидирующим фактором в обществе, мы беседуем с депутатом Жогорку Кенеша Бейшенбеком АБДЫРАСАКОВЫМ.

— Бейшенбек Токтобаевич, удалось ли нам, как этносу, сформировать национальную идентичность, коллективную историческую память, символы, традиции…?

— Конечно, мы сохранили свой народ, свой язык, традиции, культуру. Но мы должны передать всё, что мы сохранили, следующему поколению. Мы живём в век глобализации, когда сохранение самобытности становится трудным. Сегодня, к сожалению, забываются наши обычаи, традиции, национальные игры, музыкальные инструменты, стремительно меняется психология молодого поколения. Государство делает что-то для сохранения нашей культуры, но я бы сказал, что делает это в недостаточной степени. Очень много наших граждан трудоспособного, репродуктивного возраста мигрировали в различные страны, причём многие из них уехали из республики безвозвратно. Министерства и ведомства хвалятся тем, что наши трудовые мигранты пересылают большие денежные суммы (1 млрд. долл.), но через десять–двадцать лет мы будем иметь огромнейшие потери в демографическом плане. Очень печальная ситуация складывается и с беспризорниками, около 100 тыс. детей не посещают школьные учреждения. И с каждым годом это число увеличивается. Все эти факторы будут отрицательно влиять на генофонд нации. Это горькая правда, но факт остаётся фактом. Над этим надо работать нашему государству. У нас очень много нематериальных культурных ценностей, требующих особого отношения и сохранения.

— Во всём мире природа современного политического национализма, который во многом стал ответом на глобализацию и универсализацию, обозначив себя в протестных формах борьбы за суверенизацию наций, заключается в стремлении к сохранению своей самобытности. Как изменилась наша самобытность за годы суверенитета?

— Многие употребляют термин политический национализм в обвинительном смысле. Но государству необходимо думать о народе, законы должны работать на нацию. Любая нация должна уважать своих предков, традиции, обычаи. Это есть во всех государствах, так должно быть. Я бы хотел сказать о популизме политиков, которые будут пользоваться этой темой и направлять ее в русло межнациональной вражды – вот этого мы не должны допускать! И мы — депутаты, правительство и все остальные — обязаны это предотвратить. В нашей республике проживает около 80 национальностей, нам необходимо уважать друг друга. Все должны сохранять свой язык, обычаи, традиции, но обижать друг друга мы не должны. Все национальности равны. Это записано в Конституции, и это надо помнить. Но иногда некоторые политики пользуются этим термином, что становится «хорошим» оружием.

— Последние политические процессы показывают актуализацию этноцентристского фактора. По-вашему, станет ли этноцентристская политика доминирующей в формальной политике?

— Всё зависит от того, как это будет преподнесено, и от формы работы. Тем не менее, этот элемент должен присутствовать. Но надо соблюдать разумный баланс, ведь у нас проживает около 80 национальностей. Здесь речь также идёт и о тех приезжих иностранных гражданах, которые здесь работают. Все они, как только пересекли госграницу, должны строго соблюдать наше законодательство, нашу Конституцию, уважать обычаи, традиции. Иногда отечественные политики бывают очень лояльными и наивными, что ведёт к большим проблемам, например, убийство военнослужащим авиабазы Ганси гражданина Кыргызстана Иванова. Такие ошибки в дальнейшем мы не должны допускать. Но опасность заключается в том, что определённые политики превращают это в предмет спекуляции для собственной выгоды. Меня пресса неоднократно обвиняла в национализме, но я тогда сказал, что призыв к сохранению обычаев, традиций, своего языка не является национализмом. В России, например, убивают людей по национальному признаку – вот это национализм! А то, к чему я призываю – сохранению культурного достояния нации, — не является национализмом.

— Во многих странах Запада политический национализм систематизирован и официально представлен в виде партийных образований в государственных и законодательных органах. Готов ли Кыргызстан видеть проект в институциональной форме для выражения политической воли нации?

— В какой-то мере данный вопрос у нас решён в связи с созданием партийного списка. При составлении партийных списков учитывались национальность, возрастные параметры и гендерная принадлежность. В нашем парламенте представлены корейцы, русские, дунгане, уйгуры и другие национальности. Об этом записано в законе «О партиях». Это самый хороший ответ на вопрос. И если есть какие-либо проблемы у национальных меньшинств, то представляющие эти меньшинства депутаты могут поднимать этот вопрос и решать его. И на сегодняшний день плюрализм, представленный в парламенте, является достаточным. Но со временем, если произойдёт обострение в межнациональных отношениях, может возникнуть потребность в подобном политическом образовании. А сейчас вопрос межэтнических отношений не стоит остро. Кроме того, нашим президентом К. С. Бакиевым создан Курултай Согласия, где представлены члены всех наций, и имеется Ассамблея народа Кыргызстана. Но вне зависимости от национальной принадлежности все должны уважать наши законы и жить по ним, подчиняться нашей Конституции.

— Может ли политический национализм послужить скрытым механизмом консолидации и мобилизации социальной энергии?

— Его можно использовать в пользу народа и государства, и он может служить в качестве механизма консолидации государству и людям. На данном этапе консолидирующим механизмом может выступить эпос «Манас», так как с ним связана наша история. Да и не только наша, но и всех тюркоязычных народов.

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ

4 февраля 2010 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
17:19 // Общество
Горжусь своим дедом! Горжусь своим отцом!
17:18 // Спорт
Перед отправкой в Ванкувер биатлонистов трижды проверили на допинг
17:17 // Спорт
«Локомотив» подписал контракт с полузащитником киевского «Динамо»
16:41 // Общество
«Школа» от Первого канала и Гай Германики: Телереволюция или телемыло?
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg