№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
МАРАТ Султанов: «Должность судьи требует высокого уровня профессиональных знаний»![]() В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх ветвей государственной власти является судебная. Среди полномочий судебной власти одну из доминирующих ролей играет правосудие. Поскольку в рамках общего реформирования системы государственного управления Президентом КР К. Бакиевым провозглашены новые ценности правового характера, то будут выработаны реальные механизмы справедливого процесса правосудия. И, как показывает сама жизнь, государство оказалось в большей мере приверженцем построения системы судебной власти, способной выступать в качестве самостоятельного и полноценного элемента государственно-властного механизма. О деятельности судебного института, о его новшествах в интервью газете поведал Председатель Бишкекского городского суда Марат СУЛТАНОВ. — Марат Сейтбаевич, расскажите, пожалуйста, о деятельности возглавляемого вами Бишкекского городского суда. — Бишкекский городской суд, как суд второй инстанции, рассматривает судебные дела и материалы по жалобам и представлениям поданных в апелляционном и кассационном порядках. Жалобы и представления в апелляционном порядке подаются на судебные акты, не вступившие в законную силу, жалобы и представления в кассационном порядке подаются на судебные акты, вступившие в законную силу. В апелляционном порядке по уголовным делам, материалам об административных правонарушениях, судебным материалам приговор или постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по гражданским, экономическим и административным делам вступает в законную силу по истечении тридцати дней после вынесения судом решений в окончательной форме. Основная деятельность Бишкекского городского суда как приравненного к областному суду отражена в статье 28 закона: «О Верховном суде и местных судах Кыргызской Республики», в которой предусмотрено, что областные и приравненные к ним суды рассматривают судебные дела и материалы, отнесенные к ее компетенции. — А с какими трудностями вы сталкиваетесь, и какие изменения произошли в работе суда за последнее время? — Одной из проблем в деятельности суда является неявка надлежаще извещенных сторон по делу. Как правило, судьи и работники аппарата прикладывают значительные усилия и принимают для этого необходимые процессуальные меры с целью обеспечения явки сторон по делу. Однако стороны, в основном ответчики, на судебный процесс не являются. На то есть объективные и субъективные причины. Так, 50% судебных заседаний откладываются по вине суда и судебных органов. Бывают случаи, когда работники аппаратов судов несвоевременно извещают стороны по делу в силу отсутствия финансовых средств либо исчерпывания лимита предоставленных денежных средств на извещения, уведомления, повестки, конверты и т. д. Также полагаю, что причиной неявки сторон по делу на судебное разбирательство может служить низкая правовая культура граждан и сторон по делу. Указанные обстоятельства препятствует своевременному рассмотрению судебных дел и материалов, что, в конечном итоге, порождает обоснованные жалобы, нарекания и недовольство граждан работой судов. Другой немаловажной проблемой в работе судов является производство по делу назначенных судом судебных экспертиз. Процессуальное законодательство республики предусматривает, что для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, суд по ходатайству сторон или по своей инициативе назначает экспертизу и приостанавливает производство по делу. При этом производство судебных экспертиз по делу в зависимости вида назначенной экспертизы, характера поставленных вопросов и их сложности, количества материалов дела осуществляется в Государственном центре судебных экспертиз (ГЦСЭ) при Министерстве юстиции КР в течение одного месяца как это предусмотрено Инструкцией «О производстве судебных экспертиз в ГЦСЭ», однако в настоящее время производство назначенных судом судебных экспертиз занимает как минимум от 3 месяцев до 1,5 лет, а по некоторым делам более 2 лет, что приводит к недовольству и возмущению сторон по делу, что сказывается и на репутации суда. — Какова нагрузка столичных судей, с учетом увеличения количества заявлений со стороны граждан? Планируется увеличение штатов? «Помощники судей» — насколько это способствует оптимизации работы судейского корпуса в осуществ-лении правосудия? — В части нагрузки судей районных судов г. Бишкек и Бишкекского городского суда считаю необходимым обратить внимание, что за 2009 год 93 судьями местных судов Бишкека было рассмотрено 34 187 судебных дел и материалов, из них Ленинский районный суд — 7 429, Октябрьский районный суд — 5 734, Первомайский районный суд — 8 313, Свердловский районный суд — 9 665, межрайонный суд — 3 520 дел. Нагрузка судей Бишкекского городского суда по рассмотрению судебных дел и материалов с каждым годом имеет тенденцию увеличения роста. Так, если в 2007 году Бишкекским городским судом было рассмотрено 2 862 судебных дел и материалов, то в 2008 году — 3 436, а в 2009 году этот показатель составил 3 628 судебных дел и материалов. При этом по каждому делу один судья Бишкекского городского суда участвует в рассмотрении судебных дел и материалов в составе коллегии, состоящей из трех судей, в связи с чем показатель нагрузки увеличивается втрое. Таким образом, на сегодняшний день, в среднем, один судья Бишкекского городского суда рассматривает в месяц 32,4 дела, а в день 1,5 дела. При этом нагрузка судей районных судов Бишкека гораздо выше и составляет от двух и более дел в день. Указанная нагрузка, с учетом подготовки дел к судебному разбирательству, которая предусматривает обязательное решение ряда процессуальных действий судьей для правильного разрешения дела, является очень высокой, что не может отразиться на качестве рассматриваемого дела. Между тем, во исполнение Указа президента КР от 03. 05. 2007 года за № 216 «О дальнейшем совершенствовании деятельности судов КР», Верховным судом КР издан приказ № 93 от 22 октября 2007 года об утверждении нормативов нагрузки судей и численности аппарата местных судов республики. Данный приказ содержит перечень и состав основных видов работ, выполняемых судьями и работниками аппарата местных судов, определяет затраты времени по каждому виду работ, факторы, влияющие на величину затрат времени, а также нормы нагрузки (в делах, в производствах, документах на единицу времени). Нормативы нагрузки установлены из расчета продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю (8 часов ежедневно при пятидневной рабочей неделе), также норматив времени на работы, выполняемые судьей при рассмотрении уголовных дел, установлен по уголовному делу, где к ответственности привлекается одно лицо по одному составу преступления, дело в одном томе, с учетом поправочного коэффициента. Так, к примеру, в зависимости от сложности дела в среднем по статьям 97-103 Уголовного кодекса КР, учитывая самые минимальные нормативы затрат времени в часах на рассмотрение одного уголовного дела, по которому могут проходить два подсудимых, предусмотрено два состава преступления, по которым предъявлено обвинение, двухтомное дело, с допросом потерпевших, свидетелей и других лиц до 5 человек, судье первой инстанции потребуется до 10,67 часов затраты времени. Т. е. одно дело в день, тогда как по имеющейся нагрузке на сегодняшний день судья вынужден рассмотреть более двух дел в день. И это при самых минимальных требованиях к нормативам нагрузки по одному уголовному делу (по одному гражданскому делу, к примеру, по спору о признании права собственности до 10,42 часов). Однако, как правило, основное поступление дел в суды составляют дела, по которым предусмотрено не менее 2 подсудимых по делу, более 4-х составов преступлений по которым предъявлено обвинение, многотомные тома по делу, число допрошенных потерпевших, свидетелей и других лиц превышает более 10 лиц. Во второй инстанции (областные суды и Бишкекский городской суд) при рассмотрении судебных дел в судах апелляционной, кассационной инстанций применяется коэффициент 0,3 к нормативам нагрузки судей местного суда первой инстанции. Следовательно, при указанных обстоятельствах нагрузка судей местных судов очень высока. Очевидно, что назрела необходимость увеличения в судебной системе штата квалифицированно подготовленных кадров, а также их количество, что в существенной степени повлияет на качество рассмотрения судебных дел и материалов при отправлении правосудия. В свою очередь, наличие качества рассмотрения судебных дел и материалов способствует справедливому и законному вынесению судебного решения и в полном объеме отражается на реализации судебной защиты конституционных прав и свобод граждан. В этой связи президентом Кыргызской Республики К. Бакиевым был подписан Указ «О помощниках судей местных судов Кыргызской Республики и других вопросах деятельности местных судов Кыргызской Республики» от 12 февраля 2010 года № 47. В целях повышения качества отправления правосудия, оптимизации работы судей местных судов республики и уменьшения нагрузки судебных дел и материалов в аппараты местных судов с 1 марта 2010 года введена должность помощника судьи. Основной задачей помощника судьи является оказание помощи судье в осуществлении правосудия. Помощник судьи по поручению судьи и под непосредственным руководством судьи может изучать судебные дела и материалы, поступившие в производство судьи, обеспечивать их подготовку к рассмотрению, готовить проекты судебных актов, за исключением актов, выносимых по существу рассмотрения судебных дел и материалов, обеспечивать иную помощь в работе судьи, связанную с осуществлением правосудия. Считаю, что вышеуказанное будет обеспечивать своевременность рассмотрения дел, способстовать снижению нагрузки судей, что в конечном итоге будет способствовать улучшению качества рассмотрения судебных дел и материалов при отправлении правосудия. Кроме того, этим указом увеличен штат судей межрайонного суда г. Бишкек на одну единицу. — Будет ли запущен информационный сайт судебной системы, на котором будет представлена подробная информация по проходящим судебным процессам? Позволит ли такая мера повысить прозрачность работы суда? — На сегодняшний день в Бишкекском городском суде внедрена и продолжает реализовываться автоматизированная «Система судебной информации и управления», которая направлена на автоматизацию делопроизводства в судах. Планируется, что она будет способствовать созданию в судах республики системы делопроизводства независимой от человеческого фактора, в частности позволит перейти к распределению дел среди судей методом случайной выборки, обеспечению публикации в Интернете и в специализированных изданиях, предоставит общественности широкий доступ к судебным решениям. Кроме того, автоматизация делопроизводства позволит решить задачу модернизации методов обработки, хранения информации и сбора статистических данных. Создание единой электронной базы судебных режимов и обеспечение доступа к ним через Интернет позволит гражданам наблюдать за ходом судебных процессов, осуществлять проверку: соблюдается ли закон и все ли делается в положенные сроки. При этом проектом USAID в рамках пороговой программы Счета «Вызовов тысячелетия» разработан курс по содействию судебной реформе, в целях реализации подкомпонента «компьютеризация судов», который предусматривает расширенное использование автоматизированной системы судебной информации и обеспечение обязательного распределения дел методом случайной выборки и более открытый доступ к решениям суда. Информатизация и компьютеризация в этой системе помогут сделать значительный шаг вперед в повышении эффективности и качества работы судей. В настоящее время на государственном интернет-портале по адресу www.laws.gov.kg. имеется сайт Конституционного суда КР (www.ks.kg), а также сайт Верховного суда КР (www.sudsistem.kg). Все это является важной задачей по продвижению судебной реформы, связанной с информатизацией судов. Она будет способствовать решению задач, связанных с доступом населения к актам органов правосудия, гласности судебного разбирательства и к прозрачности. Прозрачность судебной системы, информационная открытость судов может способствовать социальной и правовой активизации общества. — Как бы вы охарактеризовали материально-техническое обеспечение судов Бишкека? Удовлетворяет ли оно минимальным потребностям осуществления правосудия? — В соответствии с положением «О Судебном департаменте КР», материально-техническое, методическое обеспечение деятельности местных судов возложено на Судебный департамент. Следовательно, государство обеспечивает финансирование и надлежащие условия для функционирования судов. Считаю, что финансовое и материально-техническое обеспечение судов должно соответствовать объемам и характеру работы судов. При этом, нужно учесть, что возможности материально-технического положения в районных судах города Бишкек, в том числе и в Бишкекском городском суде, зависят от республиканского бюджета. С 2008 года в связи с реформой судебной системы, формирование ее бюджета осуществляется под контролем Совета судей КР, где местные суды направляют заявки в Совет судей для согласования с правительством. Председатель Совета судей непосредственно участвует в обсуждении проекта республиканского бюджета в Жогорку Кенеше. Суды республики самостоятельно распоряжаются денежными средствами, предусмотренными республиканским бюджетом. При этом Совет судей осуществляет функции судебного самоуправления в том, что касается бюджетного планирования и контроля над исполнением бюджета, анализа, оценки, утверждения и исполнения бюджета. Бюджетный процесс судебного сектора строится на основе открытого и коллективного бюджетного процесса, в котором участвуют все суды и судебные органы и который направлен на своевременную подготовку точных и эффективных бюджетных заявок, отвечающих целям и приоритетам политики судебной ветви власти. Это огромные изменения к лучшему, так как указанные обстоятельства в части планирования бюджета судебной системы судами, несмотря на известные сложности, которые мы переживаем в экономической сфере, со временем для судов станут значимыми и мощным факторам и стимулом по решению вопросов в части обеспечения материально-технической базы, позволят с точностью определить все насущные проблемы того или иного суда, учитывая его интересы.Также это изменяет сам подход в формировании бюджета суда, что является немаловажным, тем самым обеспечив финансирование в объеме, обеспечивающем возможность полного и независимого осуществления правосудия. Умелое использование предоставленного права судебным органам по планированию, формированию бюджета для судебной системы судебными органами позволит с эффективностью и целесообразностью расходовать выделенные денежные средства, а также позволит судам рационально и сконцентрированно, не распыляя, использовать фи-нансовые ресурсы государства — это очень важный момент. Между тем, несмотря на появившиеся некоторые преимущества судебной системы по самостоятельному формированию бюджета, уровень материально-технического обеспечения районных судов города Бишкек и Бишкекского городского суда на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Поскольку многие служебные помещения и здания судов ветхие и до сих пор нуждаются в безотлагательном проведении необходимых ремонтных и строительных работ, основная часть судов Бишкека размещена в неблагоустроенных, обветшалых и не приспособленных для отправления правосудия зданиях, что создает невыносимые условия работы для судей и работников аппаратов судов. Как правило, в конечном итоге это препятствует нормальному обеспечению доступа граждан к осуществлению правосудия, имидж судебной системы местных судов Бишкека. Кроме того, территория зданий, залов судебных заседаний, кабинетов судей, работников аппаратов, сопутствующие, вспомогательные и обслуживающие помещения (конвойные помещения, архивы и т.д.) бишкекских судов не соответствуют и не отвечают установленным нормативам (площадь, состав помещений, размер и т.д.) для служебных помещений местных судов. — На примере зарубежного опыта, расскажите, как обеспечены ваши коллеги в СНГ, США, Европе? — Конечно же, обеспечение судей в странах СНГ и других зарубежных государствах зависит от уровня благосостояния того или иного государства. Если сравнивать материально-техническое обеспечение судебной системы Кыргызстана с такими государствами, как Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, то считаю, что мы обеспечены гораздо выше и лучше. Однако, при сравнении материально-технического обеспечения отечественной су-дебной системы с Казахстаном или Россией, где на очень высоком уровне были построены и продолжают строиться новые специализированные здания и сооружения для судов, внедряются новые технологии в делопроизводство, оснащаются лучшим офисным оборудованием и техникой кабинеты, залы судебных заседаний и других сопутствующих помещений, то в этом направлении мы намного отстаем от России и Казахстана. И нам есть на что обратить особое внимание. К примеру, новое здание Московского областного суда имеет самую лучшую материальнотехническую базу в странах СНГ, где имеются отдельные служебные помещения для судей и работников аппарата суда, отвечающие необходимым международным нормативным стандартам для ведения судопроизводства и надлежащего отправления правосудия. В здании суда отдельно расположены комната приема граждан, бюро пропусков, электронный архив, экспедиционный кабинет, конференцзал, банкетный зал, кабинет для кодификации суда, канцелярия присяжных, комната отдыха, спортивные и тренажерные залы, лечебно оздоровительный центр для сотрудников суда, конвойные помещения, отдельно дежурная часть конвойной службы и т.д. В этой связи считаю, что нашей судебной системе в этом направлении следует стремиться к уровню Российской Федерации, который, в свою очередь, находится на уровне европейских стандартов. — Насколько сегодня является престижной профессия судьи? Даёт ли она дополнительные привилегии? — Судья — это юрист, представляющий публичную власть и принимающий решения в судебных делах, т. е. он вершит правосудие. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, подчиняясь только Конституции и закону, применяют действующие правовые нормы и приходят к определенному решению. Должность, судьи требует высокого уровня профессиональных знаний — судья обязан знать правовые акты и уметь их приме-нять в деле. Профессия судьи — это не просто какая-то привилегированная должность как многие думают. Судья, прежде всего, это ответственность, это призвание, и очень тяжелая работа, требующая максимальной концентрации сил на принятие правильного, справедливого и законного решения. У судьи не должно быть права на ошибку, поскольку он решает и делает огромный вклад в судьбы людей. Для этого профессия судьи требует как врожденных качеств, так и приобретенных знаний и умений — умение грамотно и на высоком уровне рассматривать судебные дела и принимать по ним законные решения. Судья должен постоянно пополнять свои профессиональные знания и умения. Когда человек выбирает профессию судьи, он должен знать, что его репутация должна признаваться в обществе и соответствовать необходимым, вос-требованным и самым лучшим характеристикам. Судей Кыргызской Республики должен отличать высокий авторитет в обществе, ответственное отношение к своему делу, последовательность и принципиальность при принятии решений. Престиж профессии судьи в глазах общества должен быть очень высок, следовательно, достойная оценка труда и материальное обеспечение судьи должны соответствовать его статусу и обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия и не могут быть уменьшены. Вместе с тем необходимо отметить, что за 2009 год в Бишкекский городской суд из 34 573 рассмотренных судебных дел и материалов районными судами Считаю, что самый надежный способ разрешения возникших ситуаций это решение споров и вопросов через суд, поскольку это цивилизованный путь решения многих проблем. Подготовил Эрик ИСРАИЛОВ 4 марта 2010 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
17:58 // Экономика
Бехзат ЭРТЕН: «Наша цель — развитие торговых отношений между Турцией и Кыргызстаном» |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |