№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Парламент — наше всеКыргызстан второй раз за одну пятилетку отличился сменой власти по своему усмотрению. Возможность превращения страны в парламентскую республику отнюдь не сбрасывается со счетов. Речь идет, по сути, о смене уже не просто власти, а ее формы, смене государственного строя страны. Естественно, это вопросы спорные, неоднозначные, острые, и их невозможно решить за месяц и даже за полгода. Слишком много аспектов, последствий, которые могут возникнуть и которые необходимо предусмотреть с максимальной педантичностью. Что принесет с собой введение парламентской формы правления? Одним из основных аргументов сторонников такой реформы госстроя является убежденность в том, что этот шаг решит проблему единовластия. Что не придется больше свергать главу государства, поскольку власть уже не будет сосредоточена лишь в одних руках, а значит, не будет злоупотреблений ею. Что, поскольку депутатом Жогорку Кенеша может стать, по идее, любой представитель народа Кыргызстана, то республике гарантированы законность и стабильность. Все это легко опровергнуть. В конце концов, мы не Великобритания, а наш выборный парламент – не палата лордов с их титулами пэров, передающимися по наследству. Там гораздо легче проследить, что за джентльмены — а ныне и леди — голосуют «за» или «против» биллей королевы, а если какой скандал и грянет, то имя этого лорда будет облито великосветской грязью презрения. На Западе честь стоит все же немного дороже, чем у нас, на постсоветском пространстве. В этой связи стоит вспомнить наиболее распространенный аргумент противников введения в КР парламентской формы правления: «Если мы кое-как справились с одним президентом и его родственниками, то что же мы будем делать с депутатами в количестве 180 человек!» А ведь у каждого из них, по старой доброй кыргызской традиции, наличествует целый хвост из голодных и жадных братьев, сыновей, кумовей, земляков. Так что, господа присяжные заседатели, лед не тронулся, а скорее, крепчает. Кроме того, мы не слишком хорошо представляем себе, что означает парламентская республика. В цивилизованных странах над парламентом всех сортов и видов в разной мере, но присутствует контроль сверху. Иначе найти консенсус минимально 100 разным людям было бы просто нереально. У нас же, судя по восторженному блеску в глазах некоторых депутатов, под парламентской формой правления понимается сугубо парламентская вольница. Вообще говоря, существует три модели парламентской формы правления: парламентская, когда правительство формирует парламентское большинство, президентская (когда правительство формирует президент) и смешанная (когда в формировании участвуют оба института). Как отличить парламентско-президентскую республику от президентско-парламентской? Если президент и большинство в парламенте принадлежат к одной силе, то усиливаются функции президента, то есть речь идет о президентско-парламентской модели. Если наоборот — президент представляет одну политическую силу, а большинство в парламенте принадлежит к другому лагерю, то надо говорить о парламентско-президентской модели. При этом президент ограничивается проблемами внешней политики, а внутреннюю проводит правительство, которое сформировал парламент. То есть никаких министров президент не назначает. Но это только один аспект. С другой стороны, президенту надо дать больше полномочий по роспуску правительства и парламента и четко оговорить, в каких случаях это можно сделать. Например, в случаях, когда в роли американского правительства выступает администрация президента. В Америке нет министров, но есть госсекретари, которых президент назначает лично. Функции министерств выполняют департаменты, правда, они сильно различаются. Да, парламент влияет на формирование правительства, но достаточно формально. Первая возможность — правительство утверждается Сенатом, но это чисто формальное голосование. Сенат — это верхняя палата американского парламента, представляющая штаты. Америка — федеративное государство: 50 штатов, сто сенаторов. Согласие штатов на это правительство становится признанием, что выборы президента прошли честно. Есть и еще одна процедура. Когда министра назначают, то он проходит слушания в соответствующем комитете Конгресса. Комитет выясняет компетентность и моральные качества претендента, проверяет, не замешан ли он в коррупции. Когда речь идет о том, чтобы Кыргызстану примерить на себя одежды парламентской республики, то стоит твердо держать в уме тот факт, что это чревато слишком большими негативными последствиями. Нельзя резко дергаться ни в сторону парламентской модели, ни в сторону президентской. От института президента исходит тенденция авторизации власти. Узурпация власти может исходить от обоих институтов. Скажем, Муссолини был диктатором, занимая пост премьер-министра. Португальский премьер-министр Салазар благодаря ручному парламенту правил страной больше 20 лет. Если ваши люди постоянно получают на выборах большинство, вот вам и премьер-диктатор. Тот же Гитлер пришел к власти, будучи канцлером, то есть главой правительства. Анна МОСТФА 7 мая 2010 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
16:09 // Политика
Аликбек ДЖЕКШЕНКУЛОВ: «Необходима стабильность, а значит, нужно навести законный порядок в стране» 16:07 // Интервью
Джордж КУТЛЕЙН: «Политические партии не обозначили свою траекторию — откуда они и куда идут» |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |