№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Фестивальные выходные![]() Наступил момент, когда можно говорить о киносфере в Кыргызстане в развернутом виде. Мы уже писали, что лидеры кинематографа КР периода независимости во главе с Актаном Арым Кубатом позиционируют нашу страну как Территорию авторского кино; молодые режиссеры во главе с Садыком Шер-Ниязом объявили КР землей короткометражных фильмов, а кыргызские правозащитники ратуют за приоритетное развитие правового документального кино. Все вышеназванные направления имеют форматный целевой адрес. Это ценители и любители арт-хауса, продвинутое студенчество и активисты-общественники. Массовый зритель предпочитает жанровое кино. Кыргызстанцы с упоением смотрят непритязательные низко художественные отечественные ленты класса «Б». Кино класса «Б» появилось в Кыргызстане совсем недавно, года четыре назад. Людей, которые кинулись «стряпать» самодеятельное, непрофессиональное кино, мне не хочется называть кинематографистами. Первое время их «творчество» я называла «народным кино», ибо некоторые «фильмы» приносили их производителям неплохую прибыль, исходя из ничтожно малых сумм в национальной валюте, вложенных в b[ производство. Например, чтобы снять фильм «Любовь дочери министра» Рустам Аташов затратил всего 40 тысяч сомов (1000 долларов США). За первые 10 дней проката в одном кинотеатре картина собрала 1 млн. сомов (25000 долларов США). Через год Аташов выпустил продолжение «Любовь дочери министра-2» и еще через год «Любовь дочери министра-3». Рустам очень точно почувствовал, что простому народу нужен герой, образец для подражания. И он предоставил такого героя, пусть и малость неотесанного, зато смелого, спортивного, правильного, ответственного. Его «успех» не давал спокойно спать многим. Предприимчивые люди поняли, что в Кыргызстане появился еще один способ получить быстрые деньги за конкретную халтуру. Раньше живые деньги приносили уличная торговля, частный извоз народа на личных машинах и т.п. Для этих людей кино – не искусство, для них кино – это средство извлечения материальной выгоды. Чтобы жанровое (зрительское) кино стало качественным, нужно создавать киноиндустрию. Киноиндустрия на пустом месте возникнуть не может. Во-первых, страна должна стоять на твердых «экономических ногах». Во-вторых, необходимо нарастить человеческий и технический ресурс, готовый и могущий регулярно выпускать недорогой, но качественный кинопродукт. Об этом серьезно задумался Эрнест Абдыжапаров, один из тех режиссеров, которые начали работать после распада СССР. Первые его фильмы были авторскими, с короткометражкой «Таранчы» он принял участие на многих международных фестивалях. Но потом он вдруг резко сместил вектор своего поступательного движения в сторону жанра. Эрнест также прекрасно понимал, что для реализации его намерения нужны будут подготовленные кадры. Но времени и средств на пятилетнее образование нет, поэтому Абдыжапаров, будучи по профессии преподавателем, решил открыть собственную киношколу. Три года назад, когда прошел первый мастер-класс Эрнеста, многие кинематографисты отнеслись к его затее скептически. Но среди его первых слушательниц была Эльнура Осмоналиева, впоследствии совершившая качественный прорыв в современном документальном кино. Другое открытие Абдыжапарова – Данияр Абдыкеримов. Именно он принес в копилку Студии Эрнеста Абдыжапарова выгодное предложение со стороны российских коллег – о создании кыргызской части сериала «Гаишники». За три года вокруг Абдыжапарова сгруппировалась группа молодых людей, которые стремятся работать в кино. Уже стало доброй традицией, что весной Эрнест проводит недельный мастер-класс, а осенью его слушатели представляют на суд строгого жюри плоды напряженной летней работы на съемочных площадках. Фестиваль Всего в программу нынешнего Третьего фестиваля фильмов слушателей мастер-классов Эрнеста Абдыжапарова было включено 19 картин: 13 игровых короткометражных, три игровых полнометражных, три документальных. Жюри в составе Народного артиста КР, режиссера и кинооператора Нуртая Борбиева (председатель), кинодраматурга Талипа Ибраимова, кинорежиссера Замира Эралиева, киноведа Гульбары Толомушовой, режиссера Айбека Дайырбекова приняло решение Гран-при присудить фильму «Алмаз – Дордойдун чыккан асылташ» Эльнуры Осмоналиевой. Эльнура рассказала почти волшебную историю о бедном, но умном и талантливом мальчике Алмазе. Много лет назад его родители переехали из Нарына в Бишкек в поисках работы. Первое время семья жила в картонном домике на рынке «Дордой». Алмазу приходилось работать, чтобы учиться. Через несколько лет продавец лимонада, сборщик стеклопосуды и полиэтиленовых пакетов, тачкист Алмаз, благодаря знаниям, выигрывает поездку на месячный тренинг в Голландии. Эта поездка помогает Алмазу наполнить жизнь новым смыслом. Она стала зримым воплощением его победы над нищетой и безысходностью. Сейчас Алмазу 19 лет. Он живет в новостройке «Дордой», работает и готовится к поступлению в Американский Университет Центральной Азии. Эльнура Осмоналиева – выпускница Американского Университета Центральной Азии. После нескольких лет работы в международных организациях Эльнура решила заняться кинематографией. Снялась в роли Бурмы в фильме «Боз салкын». Была слушательницей первого мастер-класса Эрнеста Абдыжапарова. В данное время учится на режиссерских курсах в мастерской Шамиля Джапарова в Фонде развития кинематографа. Нурлан Разакулов, представивший картину «Бишкек – Талас», удостоился сразу двух призов: «За лучший полнометражный игровой фильм» и «За лучшую режиссуру». Приз «За лучший документальный фильм» был вручен Данияру Абдыкеримову за фильм «3850 метров». Приз «За лучший короткометражный фильм» получил Руслан Орозалиев за ленту «Момпосуй». Мирлан Абдуллаев удостоился приза «За лучшее исполнение мужской роли в фильме «Город мечты». Две актрисы разделили между собой приз «За лучшее исполнение женской роли»: Жандатбубу Жаманбаева («Кайын эне») и Бегимай («Бишкек — Талас»). Элдияр Мадаким был признан лучшим монтажером. Рахат Шамшиева – лучшим звукорежиссером. Уланбек Султангазиев – лучшим художником-постановщиком. Санжар Абдыжапаров – лучшим оператором-постановщиком. Майрам Омуракунова – лучшим сценаристом. Лучшим продюсером – Нишанбай Монокбаев. Диплома «Надежды» удостоился Азамат Арыков. Фестиваль был проведен при поддержке компании «Дасмия», Дома кино имени Ч. Айтматова, Central Asia Film, киностудии «Айтыш-фильм», Студии Эрнеста Абдыжапарова, компании «Султан». Гульбара ТОЛОМУШОВА 25 ноября 2010 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
16:40 // Экономика
Олег ПАНКРАТОВ: «Таможенный Союз несет с собой Кыргызстану как трудности, так и преимущества!» |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |