ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
13 сентября 2025, 03:05

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 15:53
Раздел: Общество

КАЗАХСТАН-ОБСЕ: СОТРУДНИЧЕСТВО ВО ИМЯ МИРА

С первых дней независимости Республики Казахстан на мировой арене стало понятно, что это молодое государство под руководством Первого Президента страны Н. А. Назарбаева четко определилось со своими внутренними актуальными задачами и внешнеполитическими приоритетами, и намерено твердо заявить о себе как о полноправном и компетентном члене международного сообщества.

30 января 1992 года Казахстан официально вступил в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Трудно было представить тогда даже на перспективу, что это новое государство скоро станет лидером Организации – Действующим председателем ОБСЕ.

С началом сотрудничества с ОБСЕ Республика Казахстан стала активно инициировать конструктивные предложения по эффективному развитию и укреплению партнерства в рамках Организации. Подкрепляя  инициативы конкретными делами, Казахстан четко обозначал свою позицию как государство принципиально и последовательно выступающее за сохранение мира и безопасности в глобальном масштабе. В памяти мирового сообщества всегда актуально воспоминание об уникальном примере того, как суверенный Казахстан – впервые в истории человечества – добровольно отказался от обладания четвертым в мире ракетно-ядерным потенциалом,  законно доставшимся ему в наследство с распадом СССР, и решительно ликвидировал атомный испытательный полигон в Семипалатинской области.
Достигнув за годы независимости больших успехов в реализации прорывных стратегических реформ в экономике и целенаправленном продвижении поэтапных демократических преобразований, Казахстан в 2003 году  уверенно выдвинул свою кандидатуру на пост председателя ОБСЕ. При этом нужно отметить, что, по признанию мирового сообщества, в настоящее время Казахстан стабильно лидирует по масштабам, темпам и качеству многих экономических показателей не только среди стран СНГ, но и ряда государств Восточной Европы. Представляя четверть населения Центральной Азии, современный Казахстан обеспечивает две трети ее совокупного ежегодного дохода. Результатом этих успехов стало то, что многие ведущие мировые рейтинговые агентства присвоили Республике Казахстан степень высокой международной инвестиционной привлекательности.

К сказанному необходимо также добавить, что Казахстан – первое азиатское и преимущественно мусульманское государство, которому было оказано высокое международное доверие – возглавить ОБСЕ. Важным фактором этого стало то, что Республика Казахстан с первых дней независимости принципиально проводит сбалансированную многовекторную внешнюю политику, эффективно выполняет ролью модератора в урегулировании международных проблем и конфликтов, является активным инициатором взаимовыгодных межгосударственных интеграционных объединений и актуальных миротворческих процессов, таких как ЕврАзЭС, ШОС, СВМДА, ОДКБ и других.

Инициатива о председательстве в ОБСЕ не была самоцелью РК. Главной своей задачей на этом посту Казахстан объявил всемерное содействие укреплению потенциала и авторитета ОБСЕ как одного из ключевых механизмов безопасности и сотрудничества на обширном евро-атлантическом и евро-азиатском пространстве «от Ванкувера до Владивостока». Именно с заявлением Республики Казахстан на пост председателя ОБСЕ многие представители мировой общественности связывали возможность эффективной модернизации всей деятельности ОБСЕ. И как показало время, не напрасно.

Так, перед вступлением в должность председателя ОБСЕ, Казахстан выступил с рядом глобальных инициатив, которые поддержала и утвердила Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. В частности, по предложению Казахстана 29 августа ООН объявила международным Днем действий против ядерных испытаний, а 2010 год провозглашен Международным Годом сближения культур.

Необходимо также отметить, что год председательства Казахстана в ОБСЕ явился знаменательным для Организации как веха судьбоносных событий современной истории: 35-летия подписания Хельсинкского Заключительного Акта;  65-ой годовщины окончания Второй Мировой войны; 20-летия Парижской Хартии для новой Европы;  20-летия Копенгагенского документа. Этот символический «парад знамений» придал дополнительный импульс процессу глубокого осмысления роли Организации в обеспечении безопасности мировой цивилизации.

Не случайно в своем официальном обращении по случаю вступления Республики Казахстан на пост действующего председателя ОБСЕ 14 января 2010 года Президент РК Н. А. Назарбаев подчеркнул, что сегодня на первый план выходит повышение эффективности работы международных организаций в связи с динамизирующимися новыми глобальным вызовами и угрозами. Именно такая задача стоит перед ОБСЕ – уникальной диалоговой площадкой между 56 государствами, расположенными на трех континентах. В этом стратегическом направлении Лидер Казахстана четко изложил приоритеты и принципы председательства РК в ОБСЕ, главным содержанием которых является приверженность четырем «Т»:  «Траст» (Доверие),  «Традишн» (Традиции),  «Транспаренси» (Транспарентность) и  «Толеранс» (Толерантность).

Исходя из главных целей и задач, к началу председательства в ОБСЕ Казахстан подготовил специальную Программу действий по всем трем измерениям Организации: в военно-политической, экономико-экологической и гуманитарной. Основные направления этого документа включили в себя реализацию существующей повестки дня Организации; активное продвижение принципов и стандартов ОБСЕ в зоне ответственности Организации; повышение эффективности ОБСЕ в свете новых геополитических и геоэкономических реалий; работа со всеми странами во имя демократии и прогресса.

На посту действующего председателя ОБСЕ Казахстан активизировал работу Организации по поиску конструктивных решений затяжных международных конфликтов, стабилизации обстановки в Афганистане, модернизации Венского документа ОБСЕ о мерах доверия и безопасности, осуществлению евразийской экономической интеграции, разработке документов по посткризисным экономическим отношениям, выполнению программы ОБСЕ по продвижению демократических реформ и т.д.
В настоящее время в зоне ответственности ОБСЕ насчитывается ряд неразрешенных конфликтов, возникших в условиях распада или ослабления государств как результат обострения межэтнических противоречий. Это известные конфликты в Косово, Приднестровье, Нагорном Карабахе, грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты. В рамках их урегулирования под председательством Казахстана работают соответствующие структуры ОБСЕ: переговорный формат «5+2» (Приднестровье), Женевские дискуссии (грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты), Минская группа ОБСЕ (Нагорный Карабах).

Как Действующий председатель ОБСЕ, Государственный секретарь, министр иностранных дел РК К. Саудабаев лично посетил эти страны. Кроме того, в эти «конфликтные зоны» он назначил своего Специального представителя, который проводит целенаправленную работу со всеми заинтересованными сторонами.
Одним из главных вопросов казахстанского председательства в ОБСЕ является стабилизация ситуации в Афганистане. По твердому убеждению Казахстана, основная задача ОБСЕ в данной стране заключается в том, чтобы помочь афганскому обществу перейти с вооруженного противостояния на путь созидания.

Поэтому уже сегодня, не дожидаясь ухода сил международной коалиции, важно готовить афганский народ к мирной жизни. В этом ключе Казахстан в ближайшее время на бесплатной основе начнет обучать в средних специальных и высших учебных заведениях страны по 200 афганцев ежегодно. Активизируется двустороннее казахстанско-афганское торгово-экономическое сотрудничество. В этих целях Казахстан открыл в Кабуле представительство Торгово-промышленной палаты РК. Кроме того, Казахстан, как действующий председатель ОБСЕ, активно инициировал включение в повестку дня предстоящего Астанинского саммита обсуждение ситуации в Афганистане.

В период глобального финансового кризиса и рецессии мировой экономики повышенное внимание Казахстана акцентировано на работе экономико-экологического измерения ОБСЕ. В данном направлении Казахстан впервые на пространстве ОБСЕ провел конференцию, посвященную посткризисной ситуации. Более того, новацией казахстанского председательства в Организации стала разработка новых экономических основ деятельности ОБСЕ, на основе функционирующего Боннского документа, принятого 20 лет назад.

Казахстан активизировал работу по укреплению человеческого измерения, в соответствии с Государственной программой РК «Путь в Европу», по сути своей отражающей ценностную ориентацию на европейский тип современного общества.

В этом формате Казахстан привносит свой неоценимый вклад в деятельность ОБСЕ по укреплению и развитию межнационального согласия, толерантности и налаживания конструктивного межконфессионального диалога. Сегодня общеизвестно, что за годы независимости Республикой Казахстан накоплен огромный опыт в организации эффективной работы уникальной Ассамблеи народа Казахстана, успешно проведены три Съезда лидеров мировых и традиционных религий (2003 г., 2006 г., 2009 г.). А по итогам последнего третьего съезда в РК создан Международный Центр культур и религий. Проведенная в Астане 29-30 июня текущего года Конференция ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации также является важным шагом в этом направлении.

Особо необходимо отметить работу Казахстана по руководству военно-политической деятельностью ОБСЕ. Основываясь на принципах преемственности Организации, РК сосредоточилась на решении проблем эффективного противодействия прогрессирующим глобальным угрозам и новым вызовам времени, таким как международный терроризм, религиозный экстремизм, организованная преступность, наркобизнес, торговля людьми и т.д., а также на поддержании мира и стабильности на всем пространстве ОБСЕ, и в первую очередь в Центральной Азии.

По последнему пункту разрушительным вызовом для международного сообщества в текущем году стал внутриполитический кризис в Кыргызской Республике. Это явилось новым видом «нестандартной» угрозы в вопросах обеспечения региональной и глобальной безопасности.

В данной экстремальной ситуации Казахстан, как Действующий председатель ОБСЕ, ближайший сосед Кыргызстана и лидер центрально-азиатского региона, оперативно среагировал на непредсказуемое развитие событий. Чтобы не допустить в республике гражданской войны, в этих целях Казахстан приложил максимум собственных усилий и мобилизовал весь миротворческий потенциал Организации.

Здесь нужно отметить, что народы Казахстана и Кыргызстана веками связывают неразрывные узы дружбы и взаимопомощи. Именно это особое отношение двух родственных народов первым из зарубежных лидеров в самом начале «апрельских событий» выразил Президент РК Н. А. Назарбаев в своем обращении к народу Кыргызстана. Как подчеркнул тогда Лидер Казахстана, «Мы не только сопереживаем, но и всеми силами будем помогать братскому народу».

В этих целях в Кыргызстан были оперативно направлены специальные представители Действующего председателя Организации, которые координировали деятельность представителей всех международных организаций, в том числе ООН, ЕС, ШОС, ОДКБ.

Для личного ознакомления с ситуацией в Кыргызской Республике и поддержки усилий Временного правительства по стабилизации обстановки в стране 20 апреля 2010 года в Бишкек со специальным рабочим визитом прибыл Действующий председатель ОБСЕ, Государственный секретарь, Министр иностранных дел РК К. Саудабаев. Предварительно перед визитом он провел встречи и консультации с Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном, руководителями ведущих государств и главами внешнеполитических ведомств стран-членов ОБСЕ.

В это же время Лидер Казахстана Н. А. Назарбаев одним из первых призвал новые власти Кыргызстана как можно скорее вернуться в правовое поле: установить в стране конституционный порядок и легитимизировать полномочия Временного правительства в соответствии с международными нормами права. В этих же целях Указом Президента РК был назначен его спецпредставитель в Кыргызской Республике.

Наряду с этим Президент Казахстана активизировал переговорные процессы с руководством США, России, Европейского союза, Китая и других стран для скорейшей стабилизации ситуации в КР.

Сразу после апрельских событий Казахстан на безвозмездной основе предоставил аграрному сектору Кыргызстана 3,7 тысячи тонн дизельного топлива, остро необходимого в тот период для своевременного завершения пахотных и других весенне-полевых работ. Кроме этого, по линии МЧС РК также была оказана безвозмездная материально-техническая помощь.

 Решением Правительства Казахстана Кыргызской Республике была оказана дополнительная гуманитарная помощь в виде поставки топлива на новый отопительный сезон 2010-2011 годов в общем объеме свыше 230 тысяч тонн угля.

В июне текущего года, по инициативе Казахстана, с целью скорейшего восстановления юга Кыргызстана и экономики страны в целом, была создана совместная казахстанско-кыргызская рабочая Группа высокого уровня (ГВУ), во главе с первыми заместителями премьер-министров РК и КР.

Это событие явилось первым практическим примером в мировом сообществе по оказанию Кыргызстану широкомасштабной зарубежной помощи на международной договорно-правовой основе.

Свою деятельность ГВУ начала 14 июля 2010 года, когда казахская часть Группы под руководством Первого заместителя главы Правительства РК У. Шукеева прибыла в Бишкек. По итогам встреч Президента КР Р. Отунбаевой с У. Шукеевым и проведенных переговоров с кыргызской частью ГВУ во главе с первым вице-премьер-министром КР А. Муралиевым стороны разработали совместный план оказания помощи Кыргызстану.

При этом упор был сделан на то, что основные усилия Казахстана будут направлены на стабилизацию экономики Кыргызской Республики, обеспечение стабильной работы энергетического сектора, восстановление городов Ош и Джалал-Абад.

Стороны также договорились о направлении казахстанской гуманитарной помощи в виде необходимых Кыргызстану строительных материалов. Кроме того, нужно отметить такой важный факт, что совместная Группа будет работать в Кыргызстане на постоянной основе до полного выполнения плана восстановительных работ в южных регионах страны.

В соответствии с подписанным Протоколом между ГВУ РК и КР, Казахстан предоставил  Кыргызстану экстренную гуманитарную помощь на общую сумму 11,6 миллиона долларов США, в том числе продовольствием – на $5,8 млн., и на $5,8 млн. строительными материалами, необходимыми для скорейшего восстановления южного региона Кыргызстана.

 Кроме того, 16-17 июля 2010 года в г. Алматы по инициативе Казахстана, состоялась неформальная встреча глав внешнеполитических ведомств стран-членов ОБСЕ. Как председатель Организации, Казахстан включил в повестку дня вопрос об оказании ОБСЕ экстренной помощи Кыргызстану. Здесь нужно добавить, что Республика Казахстан, как авторитетный член ШОС, ЕврАзЭС, СВМДА, ОДКБ и других организаций, продолжает проводить в этих влиятельных международных структурах целенаправленную работу по изысканию возможностей оказания дополнительной помощи Кыргызстану.

Весьма весомым фактором для ускоренной стабилизации ситуации в Кыргызстане является инициатива Лидера Казахстана по проведению в следующем году специальной Международной донорской конференции по оказанию помощи Кыргызской Республике.

Таким образом, как справедливо отметил Генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо: «Казахстанское председательство происходит в критическое время. Когда разразился кризис в Кыргызстане, Казахстан как председатель ОБСЕ предпринял незамедлительные действия, и он продолжает действовать таким образом и сейчас. Благодаря казахстанскому председательству было принято решение на базе консенсуса в отношении конкретных мер по оказанию помощи народу и правительству Кыргызстана в это трудное время, и это является еще одним достижением».

В этом же контексте известный американский эксперт Марта Олкотт объективно заявила: «Казахстан, будучи председателем ОБСЕ, сыграл большую роль в том же Кыргызстане, чем все другие страны, входящие в организацию. В ситуации с Кыргызстаном Казахстан оказался в двойственном положении. С одной стороны, в статусе председателя ОБСЕ он должен был предпринять адекватные меры, с другой – перед ним из-за непосредственного соседства с очагом конфликта стоял вопрос защиты собственной безопасности. Но, несмотря на это, Казахстан проявил оперативность в принятии решения и тем самым показал свою политическую зрелость перед мировым сообществом».

Глава Временного правительства Р. Отунбаева также высоко оценила миротворческую роль Казахстана во время драматических событий в КР в ходе ее встречи с Действующим председателем ОБСЕ, Государственным секретарем, Министром иностранных дел РК К. Саудабаевым 20 апреля 2010 года в Бишкеке. В частности, поблагодарив Президента Н. А. Назарбаева и Действующего председателя ОБСЕ, за помощь и те меры, которые были предприняты в целях стабилизации ситуации в республике, Р. Отунбаева подчеркнула: «Я хочу поблагодарить Казахстан, как председателя ОБСЕ за то, что вы проявили участие в разрешении конфликта в Кыргызстане и не допустили кровопролития в стране».

В дальнейшем в адрес Главы государства поступило письмо от Президента переходного периода КР Р. Отунбаевой, в котором она от имени многонационального народа Кыргызстана выразила благодарность Президенту Н. А. Назарбаеву и в его лице братскому Казахстану за огромный вклад в дело ускоренного восстановления южных регионов страны. При этом отмечалось, что экстренная и эффективная помощь, оказанная Казахстаном, существенно повлияла на стабилизацию обстановки и снижение накала напряженности на юге республики.

Еще одним особым обстоятельством в председательстве Казахстана в ОБСЕ является то, что этот период совпал с активным развитием мирового финансово-экономического кризиса. Эта глобальная проблема многократно усилила социальную напряженность во многих странах, включая экономически развитые государства, чем не преминули воспользоваться экстремистские силы, дестабилизировавшие внутриполитическое положение в Греции, Таиланде и ряде других стран. Тенденции дальнейшего обострения ситуации в мире вызывают жизненную необходимость консолидации всех прогрессивных сил земли.  В этих условиях, как никогда раньше, повышается роль международных организаций как проводников миротворческих идей и принципов. Поэтому инициатива Казахстана о созыве Саммита лидеров стран-участниц ОБСЕ в Астане сегодня явилась самым актуальным вопросом человечества. По оценке большинства общеизвестных аналитических центров, предстоящий Саммит по своей значимости должен стать важной исторической вехой в развитии современной цивилизации. 

Подводя итог деятельности Казахстана на посту председателя ОБСЕ, Президент РК Н. А. Назарбаев подчеркнул: «Проведение первого Международного Форума такого масштаба на постсоветском пространстве – это не только высокая честь, но и большая ответственность. Это уникальный шанс продемонстрировать главные ценности нашего общества – толерантность, уважение традиций, доверие и взаимопонимание».

Исходя из опыта активного и компетентного председательствования РК в ОБСЕ, мощного потенциала Казахстана на долговременную перспективу, сегодня нет никаких сомнений в том, что Астанинский Саммит явится динамичным импульсом в деле достижения международным сообществом реального межцивилизационного согласия, толерантности и ускоренного продвижения к всеобщему прогрессу.

Подготовил Эрик ИСРАИЛОВ

25 ноября 2010 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
16:29 // Политика
Правовое государство в Кыргызстане — реальность или утопия?
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg