ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
13 сентября 2025, 03:10

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 16:29
Раздел: Политика

Правовое государство в Кыргызстане — реальность или утопия?

Продолжение. Начало
№ 42 (503) от 11.11. 2010 г.

Об усугублении проблемы правового нигилизма

Двадцать лет тому назад — 15 декабря 1990 года «легендарный» парламент принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Кыргызстан, в которой впервые было документально заявлено о стремлении построить в Кыргызстане демократическое правовое государство. Идея правового государства — один из немногих лозунгов перестроечного периода (1985-1989 г. г.), который признается по сей день всеми политическими силами страны. Некоторые различия в трактовке смысла и содержания этой программной идеи не умаляют ее потенциальных и реальных возможностей стать инструментом национального согласия, примирения. Тем более, что острие усилий по созданию правового государства направлено на решение очевидных и близких всем нам проблем: радикально укрепить законность в стране, исключив чей бы то ни было произвол, обеспечить равенство перед законом всех, невзирая на лица; эффективно противостоять преступности; исключить возможность узурпации власти и злоупотреблений властью.

В какой же мере наше общество за прошедшие 20 лет продвинулось на пути к правовому государству?

Демократическую конституцию справедливо считают фундаментом правового государства любой страны. Произошедшие в мае 1993 года изменения в конституционно-правовой сфере вроде бы давали основания для оптимизма: на смену насквозь пропитанной коммунистической идеологией Конституции Киргизской ССР 1978 года пришел новый Основной закон, в целом прогрессивный и демократичный. Казалось, что в перспективе (5-6) лет мы увидим радужную картину триумфального шествия новой демократической Конституции, соответственно — принципов правового государства, по всей стране и во всех сферах общественной жизни... Однако через пару лет процесс государственного строительства пошел по другому пути, и эти «иллюзии» были развеяны (о нескончаемой череде конституционных реформ — см. предыдущую статью).

В настоящее время Кыргызстан на самом деле все еще находится на дальних подступах на пути к формированию правового государства, созданию современной системы государственного управления, обеспечения и защиты прав граждан. Наше общество никогда не отличалось высоким уровнем правовой культуры и законопослушания. Истоки нашего правового нигилизма, т.е. фактического отношения к праву как к чему-то формальному, не очень обязательному, чем во имя неких «высших интересов» можно и пренебречь, — имеют исторические корни и относятся еще к советскому периоду развития кыргызской государственности. Советская власть построила государство современное — индустриальное, урбанизированное, образованное, но без рынка и без политической свободы, т.е. государство без гражданина, соответственно — и без правового сознания. Как ни прискорбно, но это факт: советский человек, какое бы положение он ни занимал, обходил или нарушал закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступала власть. Правового сознания не может быть у членов общества («низов»), если они лишены собственности и гарантий защиты достоинства личности. А если правового сознания нет у «низов», в правящих кругах («верхах») его либо нет вовсе, либо будет действовать принцип «друзьям — все, остальным — закон». Это нормальный принцип любой системы, в которой нет равенства перед законом. Идея В. Ленина о том, что законность в революции не может иметь своих «границ» и что диктатура пролетариата — власть, «не ограниченная законом», отражала издержки революции, направленной на смену одного социального строя другим и поддерживала в течение многих десятилетий общую атмосферу негативного отношения к праву. При этом советская власть, как известно, репрессивными методами «прививала» обществу так называемую «социалистическую законность».

В переходном обществе правовой нигилизм усугубился многократно: вместе со старым строем рухнуло и старое право и старая мораль.

Обрушение советского права и моральных ценностей последовало за разрушением коллективистского сознания, сменившегося «диким индивидуализмом». Старые представления о том, что «правильно» (не стяжать, не выделяться, не быть богатым, не зарабатывать за счет других и т.п.), менялись на прямо противоположные, сменились многие нормы социального поведения и одобрения, менялись местами герои и подлецы, «красные» и «белые» и т.д.

Т.е. обрушилась вся система координат социальной жизни. Ведь разрушив советскую систему права и морально-этических ценностей, мы еще не создали новой правовой системы и правовой культуры, достойной правового государства. А за это время не только развивались позитивные процессы, но и возникли, а подчас и сильно разрослись нежелательные формы поведения, выплеснулись наружу их худшие проявления. Народ духовно раскрепостился, но появившийся вакуум заполнили религиозные экстремистские течения, организованная преступность, в обществе утвердились самые худшие проявления корысти, наживы, национализма… В Кыргызстане за годы независимости выросло целое поколение, которое понятия не имеет о пионерии, комсомоле, делах и героических свершениях пионеров и комсомольцев, зато их кумирами являются «бригады», «крестные отцы», «бен ладены» и т.п.

Ахиллесовой пятой современной кыргызской государственности является степень реального исполнения, осуществления закона, подчинения праву. Речь идет о неисполнении всей системы источников права — Конституции, законов, указов президента, постановлений правительства, актов органов местного самоуправления, которое приобретает массовый характер, прокладывая дорогу к всеобщей безответственности. Государство и его институты на поверку оказались несостоятельными в самом главном — обеспечении исполнении законов. Вместе с тем было бы неправильным все сводить лишь к недоработкам государства. В нашем обществе произошло «размывание» самой идеи законности как требования неуклонного исполнения законов всеми, в том числе и гражданами. Появились социальные группы, вообще незаинтересованные в установлении устойчивого общественного порядка, обеспечения стабильности и надежности повседневных условий бытия, защищенности от насилия.

Традиции законопослушного поведения формируются десятилетиями и даже столетиями, а могут быть разрушены в считанные дни, что убедительно и показали события марта 2005 года и апреля 2010 года. Возросший правовой нигилизм в обществе позволяет утверждать о наличии оснований для вывода об общесистемном кризисе законности, когда общество близко к черте правового хаоса.

Призывы к самосуду как опасная тенденция

Наглядным показателем состояния законности в стране являются начавшиеся судебные процессы по ошским и апрельским событиям, которые привлекли внимание не только нашего общества. Недоверие к государству и его институтам рождает в обществе еще одну нездоровую тенденцию. На днях весь мир стал свидетелем того, как едва не произошел самосуд в начале процесса над лицами, привлекаемыми к уголовной ответственности по обвинению в массовом расстреле митингующих перед зданием Дома правительства. А до этого в СМИ распространились сведения о том, что на судебных процессах по ошским событиям родственники потерпевших угрожают либо избивают адвокатов обвиняемых и самих обвиняемых.

Происходящее возвращает страну в глубокое прошлое. Стойкое неверие населения в способность правоохранительных органов и судов устанавливать справедливость порождает в наших условиях опасный эффект отрицания цивилизованных форм решения конфликтов. Однако самосуд как метод восстановления справедливости — прямой путь к хаосу. Участившиеся случаи подобного рода с полной очевидностью доказывают неработоспособность существующих правоохранительных институтов государства. Между тем тяга людей к быстрому восстановлению справедливости никуда не девается. И в нынешних условиях она может реализоваться в виде народной расправы, которая со стороны выглядит восстановлением справедливости — но ровно до тех пор, пока кто-то неизвестный не займется твоей собственной судьбой. С точки зрения развитого общества эти приемы выглядят глубоким анахронизмом: мы живем, словно в эпоху первобытного общинного строя. Если государство допустит легализацию подобных явлений, то они могут приобрести статус «поведенческой нормы». Наступит страшный для общества эффект привыкания к массовому несоблюдению законности как со стороны населения, так и самих правоохранительных органов.

Самосуд — это почти всегда ответ на медлительность и нерешительность компетентных органов государства, оказавшихся неспособными к восстановлению законной справедливости. Граждан, в том числе обвиняемых, подсудимых, уже не защищает Конституция, где в статье 16 говорится: «В Кыргызской Республике все равны перед законом и судом». Мы должны выбирать: или проводить решительную реформу уголовного судопроизводства, правоохранительных органов, включая суды, или признать наше многовековое отставание от цивилизации. Если пойти по второму пути, то следующим шагом в реставрации кровавых древних обычаев станет, очевидно, восстановление института кровной мести — «око за око, зуб за зуб».

Долгий путь преодоления правового нигилизма

В новой Конституции, принятой на референдуме 27 июня 2010 года, мы в очередной раз записали, что Кыргызстан является демократическим правовым государством. Правовое государство означает утверждение верховенства права и закона, равенство всех без исключения граждан, должностных лиц, институтов государства и гражданского общества перед законом. В правовом государстве все граждане ответственны за свои поступки перед законом. Но и государство в лице его органов и должностных лиц должно быть также полностью, без каких бы то ни было изъятий, ответственно за свои действия и решения перед каждым гражданином и всем народом. Право и закон — это фундамент правового государства, защитник свободы и равенства граждан, порядка и организованности в обществе, гарант принципа социальной справедливости. Правовое государство исходит из признания незыблемыми и священными неотъемлемых прав человека: права на жизнь, права на свободу, неприкосновенность и безопасность личности и жилища, гарантии права собственности.

Но как достигнуть такого положения, когда законы реально исполняются? Что для этого нужно? Прежде всего, у всех граждан («низов» и «верхов»), должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления и т.д. должен существовать своего рода настрой на строжайшее исполнение и соблюдение законов, всех юридических норм. Недостаточно принять хорошие отработанные юридические документы: нужно еще, чтобы в атмосфере общественной жизни как бы витало, постоянно напоминало о себе, тревожило всех всеобщее правило — «законы должны исполняться». Уж очень много противоречивых сил, противоположных тенденций, неоднозначных факторов действует в общественной жизни. Тут велик риск, что записанное в юридическом документе так и останется на бумаге — явление достаточно распространенное в нашем обществе. И поэтому, если общество заинтересовано в осуществлении всего того, что записано в юридических документах, необходимо это всеобщее правило, этот стойкий общественный настрой на точное и строгое исполнение и соблюдение законов. Т.е. требуется принуждение (при необходимости), а так же осознанное «самопринуждение» граждан и общества в целом к отказу от «активного правового нигилизма» и воспитание правовой культуры, замещающей «пассивный правовой нигилизм». По сути, в своей совокупности задача преодоления правового нигилизма являются важнейшей, коренной составляющей строительства нового государства: это изменения в системе морально-этических ценностей общества, которые для успеха проекта куда важнее, чем, может быть, даже прогресс в экономике.

Словом, необходим особый режим общественной жизни, который и называется законностью. Законность — одно из немногих общественных явлений, которое строится по принципу «или — или»: или безусловная абсолютная законность везде и всюду — или ее крушение, если допускается отступление от ее строжайших требований даже в самом малом. Эту данность сумели понять еще древние римляне, которые выработали всеобщий правовой принцип — «dura lex, zed lex» (закон суров, но это закон). Ибо дозволенность нарушать законность «в самом малом», по «уважительным причинам», «иногда» на самом деле означает допустимость отступления от нее в любом случае и всегда — разве так уж трудно обосновать, что именно данный случай является «уважительным», «исключительным случаем»? Вот почему надо с величайшей осторожностью подходить к критике соблюдения даже устаревших нормативных правовых актов, с должным пониманием относиться к деятельности судов, сотрудников правоохранительных органов по поддержанию правопорядка. Альтернативой праву, законности, напомню, является одна из самых страшных бед для людей — произвол, беззаконие, власть толпы — мы это пережили в марте 2005 года и в апреле-июне 2010 года.

Сегодня в условиях строительства нового государства об этом приходится напоминать с особой настойчивостью потому, что есть общественно-политические силы — приверженцы большевистских идей негативного отношения к праву и революционных действий, которые далеко не всегда могут получить надлежащее юридическое оформление. Стремление и далее руководствоваться «революционной целесообразностью» означает бросить тень на режим законности, как-то расшатать его и тем самым оправдать самое главное — установление произвольных порядков, неконтролируемых, неподвластных закону действий, при которых только и может существовать вышеуказанная альтернатива. А это — гибель государства.

Вероятно, будет правильно самому читателю предоставить возможность ответить на поставленный вопрос о приближении Кыргызстана к стандартам правового государства. При всей важности общих проблем, которые затронуты в статье, субъективные, личностные ощущения гражданином правовой сферы в данном случае являются более значимым и точным критерием оценки ситуации. Ведь смысл правового государства и состоит в восприятии гражданином принимаемых законов как полезных и справедливых, личной убежденности в необходимости следовать им, в ощущении правовой защищенности от всякого противоправного поведения.
Несомненно одно — путь к правовому государству оказался намного сложнее, чем предполагали депутаты «легендарного парламента» и представители юридической общественности, которые стояли в 1990-1992 гг. у истоков создания правовых основ суверенной кыргызской государственности. Мы тогда были молодыми, наивными романтиками, верили в демократию и потому столь легко провозглашали принципы правовой защищенности и гармонии.

Сегодня положение дел в правовой сфере очень близко к тому, что мы имеем сейчас в экономике и культуре. И, может быть, самое время понять, что утверждение режима законности — одна из немногих сфер жизни, где могут объединиться и перейти от обилия слов и споров к конкретным делам все политические и общественные силы, весь народ Кыргызстана. Либо мы победим правовой нигилизм, либо Кыргызстан обречен так не стать современным цивилизованным государством.

(Продолжение следует)

Мурат УКУШОВ,
заслуженный юрист КР

25 ноября 2010 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
16:29 // Политика
Правовое государство в Кыргызстане — реальность или утопия?
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg