ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
05 декабря 2025, 13:05

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 16:18
Раздел: Экономика

Для предпринимателей – свет в «окошке»?

Разговоры о необходимости оформления всевозможных разрешений в «одном окне» ведутся десятилетие, как минимум. Однако говорильня результатов не приносит: предприниматели как кланялись множеству чиновников, так и кланяются. Тем не менее в прошлом году при Министерстве экономрегулирования было создано госпредприятие с говорящим названием «Единое окно в сфере внешней торговли».

И возглавляющий его Кылычбек Джакыпов обижается, когда слышит обвинения вроде «воз и ныне там»: мол, дело-то сдвинулось только-только (в ГП даже на личном опыте проверили, что за «семь кругов ада» надо обежать и насколько реально за пару дней получить требуемое). И дайте, мол, получить первые результаты, прежде чем критиковать.

Критиковать не станем, но мнения представим.

Итак, в представлении директора ГП «Единое окно», механизм будет представлять собой центр, связывающий полномочия 13 министерств ведомств (пока, на первоначальном этапе, в автоматизации своих процессов участвуют лишь 6, причем Департамент лекарственного обеспечения по сути уже обеспечен автоматизированной системой).

– Внедрение этой системы эволюционирует, а не представляет собой ту схему, которую некогда приняли – и это раз и навсегда. Я вообще сторонник того, чтобы органов было как можно меньше. Но сегодня ведомства работают с огромными талмудами, сводят отчеты неделями. Теперь благодаря «Единому окну» все ведомства одновременно получат отсканированные документы (по сути, предпринимателю необходимо будет отнести стартовые документы лишь в лабораторию и в госпредприятие «Единое окно»). В дальнейшем это может быть симбиоз – ведь «единое окно» – это не интерес одного нашего предприятия, это интересы государства, – говорит Кылычбек Джакыпов.

В чем эти интересы  озвучил заместитель руководителя Регионального проекта ЮСАИД по либерализации торговли и таможенной реформе Тапио Наула. Из безусловных плюсов г-н Наула назвал следующее:
– Времени меньше будет тратиться на оформление. Помимо прочего, это повысит прозрачность. Когда принципы «единого окна» будут внедрены, мы сможем выявить проблемное агентство, где, например, происходят задержки с оформлением. И можно будет целенаправленно решать возникшие проблемы. Другое важное преимущество – меньше личных контактов между предпринимателями и госслужащими. А значит, уменьшится коррупция. Правда, четких данных нет, до какой степени произойдет это снижение, но произойдет однозначно, и это почувствуют все участники процесса. Поэтому я не хотел бы рассматривать вариант, когда Кыргызстан по каким-то причинам не станет внедрять принципов «единого окна». Надеюсь, проект будет реализован.

Что потеряет страна? Во-первых, возможность для повышения конкурентоспособности. Цены в принципе останутся на том же уровне, но исчезнет возможность снижать их. В то же время нельзя говорить, что внедрение принципов «единого окна» сразу приведет на 5% снижению цен. Скорее, таможенные пошлины будут снижаться постепенно.

Представители частного бизнеса, в интересах которого задумано «окно», зачастую не представляют себе, какой резон в этой структуре. В частности, Ирина Еремеева из Ассоциации таможенных брокеров Кыргызстана, говорит:

– Словосочетание «Единое окно» на слуху уже несколько лет, но понятия о нем абсолютно нет. Что и как делать, и почему они считают, что это лучше, чем ныне существующая система? Я даже себе не могу представить, как это реально работает. Возникает некое ощущение, что государство за наши же налоги пытается создать определенное звено. Особенно непонятно, как будет действовать «единое окно», если предприниматель везет, скажем, памперсы или детское питание. Тут хочешь-не хочешь, а в желаемые день-два не уложишься. Ведь такие товары должны проходить строгие лабораторные исследования.
К слову, принуждать бизнесменов пользоваться услугами исключительно созданного ГП никто не станет, если верить словам Джакыпова.

– Если хотите, работайте по старинке. Или через нас, – говорит он. – Это не будет обязательной системой. Если бизнес не захочет работать с нами – пожалуйста. Мы же будем стараться делать это качественнее и дешевле. И чем больше предпринимателей будет работать с «Единым окном», тем ниже будут тарифы. Это финансирование пойдет только на поддержание системы. Мы ведь не коммерческое предприятие.
Кылычбек Джакыпов соглашается, что не все гладко в предлагаемых схемах. И что они нуждаются в корректировке, поскольку все предусмотреть было невозможно. И именно поэтому идет отработка механизмов вместе с бизнесменами.

– У нас есть только опыт зарубежных стран. И по ходу вскрываются неожиданные барьеры, — говорит он. – Но все же человек-экспортер уже не будет бегать по шести ведомствам, добывая нужные бумаги. Если единое информационное окно заработает, ему стоит прийти только в лабораторию. Данные вбиваются в систему и автоматически распространяются по всем ведомствам. Этот процесс идет параллельно во всех ведомствах.

Торогул Беков, директор Центра конкурентоспособности агробизнеса, в отличие от Еремеевой, только «за» подобные центры. И, между прочим, утверждают, что предлагаемая схема оформления всех необходимых  документов давно отработана нашими людьми. Но только в «теневой» экономике.

– «Единое окно» в «серых схемах» существует, но оно очень затратное для участников внешне-экономической деятельности, – делится Беков. – И по мнению многих логистических компаний, которые экспортируют свою продукцию, сейчас ситуация такая: отправить легко, но дорого. Причем, дорого неофициально. Есть таможенные брокерские компании, которые в течение одних суток подготовят все необходимые документы. Такие услуги осуществляются по «серым схемам». И наши агроэкспортеры говорят, если «единое окно» будет предоставлять эти же услуги, но за меньшую сумму, то они будут приветствовать его.

Внедрение «единого окна» — удовольствие «в копеечку». Особенно учитывая, сколько вложений требуется в инфраструктуру участников процесса.

– Мы столкнулись с одной большой проблемой: у нас в республике не автоматизировано ни одно агентство, все было на бумажной основе, — говорит Азамат Сулайманов, начальник отдела мониторинга и оперативного управления Государственной таможенной службы (таможня является одним из главных участников проекта наряду с госпредприятием «Единое окно», созданным при Министерстве экономического регулирования). – Во-вторых, почти у всех, за исключением департамента лекарственного обеспечения, отсутствуют четкие регламенты выдачи разрешений с четкими сроками или отказа в их выдаче. Национальное законодательство фактически не соответствует международному. Много времени отняла разработка регламентов.

Но и в самом ГП отлично понимают, что инфраструктура ведомств совершенно не готова к внедрению новшества (отсутствие компьютеров, локальных сетей, самой «электронной» культуры, помноженные на перманентные отключения света, особенно в регионах). Тем не менее, если сейчас Кыргызстан не возьмется за решение проблемы, он может едва ли не навсегда отстать от всего остального мира, сегодня работающего над созданием международных «единых окон» и активно пользующийся электронным оборотом (даже Россия готовится к переходу на эту форму документооборота).

А в рамках «Единого окна» необходимо создать более 100 автоматизированных рабочих мест. А это достаточно затратно.

– Конечно, это очень дорогая система (скажем, другие страны покупают ее за 10 миллионов долларов). Но иначе нельзя, – уверен Джакыпов. – По нашим планам, мы хотим закончить работу с пилотными ведомствами, отобрать поставщика и утвердить регламенты ведомств. В результате будет открытая оферта, открытый документ, и каждый заинтересованный сможет посмотреть, сколько это будет стоить, как это будет проходить. Финансирование оказывают АБР, GTZ и USАID.

Чынгыз Макешев, возглавляющий Союз предпринимателей Кыргызстана, сомневается в том, что «единое окно» сможет заработать.

– Для того, чтобы реализовать проект в полной мере, нужна политическая воля, – поясняет он свою позицию. – Ведь каждое ведомство, которое выдает разрешительный документ, получает определенный финансовый приток. И они пока не готовы отказаться от этих денег. Бизнес относится скептически к этому проекту. Мы поднимали много инициатив, но они не были поддержаны государством. Да, внедрение IТ-технологий приведет к меньшему физическому контакту с государственными органами и снизит уровень коррупции. И принцип «единого окна», конечно же, нужен. Но в том формате, в каком идет сейчас его обсуждение, он заведомо будет неуспешным. Я объясню почему. Соответствующий орган выявит проблемы и «узкие места» в процедурах оформления. Но решить эти проблемы они не смогут, потому что на уровне министерства это решить невозможно, так как здесь идут интересы ведомства. А чтобы этот проект был успешным, нужна концентрация всех ведомств. А это возможно только на уровне главы правительства.
У экономистов также определенный скепсис в отношении успешности затеи. Хотя бы потому, что это уже третья попытка запустить «единое окно».

– В первый раз «Единое окно» пытались запустить в 1998 году при Госкоминвесте, – рассказывает Аскар Бешимов, возглавляющий  общественный фонд «Проект будущего» . – Спустя 12 лет, в 2010-м, опять начинаем с того же. Они даже не проанализировали причин тех неудач! И в 98-м я слышал то же самое: про 6-7 ведомств, про сокращение расходов и т.д. Пусть поднимут архивные документы Госкоминвеста, документы Муралиева, который тоже пытался ввести «Единое окно», потом этим же занимался Жапаров… Все это мы проходили, и спустя полгода об этом забывали.

Но основная причина неверия – в том, что «Единое окно» не сможет быть полезным для швейников и сельхозников, а это основные экспортеры в стране. На долю швейной отрасли приходится порядка 50% экспорта, а производители сельхозродукции дают 60%, по словам Бешимова. Да и вообще, внедрение «единого окна» вовсе не является, по его мнению, первостепенной задачей.

– Бизнес нуждается не в этом. Наша экономика держится на пяти статьях: реэкспорт китайских товаров, переводы гастарбайтеров, экспорте золота и швейной продукции (они, в принципе, на одном уровне), сельхозпродукции и электроэнергии и немного стекла и цемента.  И МЭР должен отталкиваться от этого, – считает Бешимов. – Сначала надо создать условия, решить самые злободневные задачи. До сих пор неизвестны потери в энергосекторе: сколько газа, сколько электроэнергии, куда девается разница в тарифах. Вспомните знаменитое выступление Балкибекова: 82 миллиона долларов было вложено в реконструкцию ТЭЦ, и Балкибеков тогда заявлял, что проблемы ТЭЦ решены на 90%. Сегодня нам опять говорят о критической ситуации. Почему этим не занимаются? Мы должны решить вопрос теневых зон. Я не говорю о масштабной борьбе с коррупцией. Вы посмотрите на зеркальную международную статистику таможни и налоговой инспекции – это же позор! Ведь, по сути, их показатели отражают то, что существует достаточно большой запас, который не задействован (эксперты говорят, что в тени находятся два бюджета). И необходимо сократить погрешность экономики до 20%.

Тем не менее, объективная необходимость в «едином окне» есть.

– Во внешней торговле большие «серые схемы»: распространена патентная система, по которым даже тракторы завозят, – продолжает экономист. – Эта упрощенка действует для физических лиц. Но если ее поэтапно убирают, значит, возникает необходимость в системе для юридических лиц. Нужна система возврата НДС, и тогда, возможно, и заработает «Единое окно» – когда необходимо будет детальное оформление.

Татьяна ОРЛОВА

23 декабря 2010 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
16:02 // Общество
Проблемы экологии Кыргызстана должны стать приоритетными
(20 комментариев)
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg