
|
№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Эрнест Абдыжапаров: «Вряд ли можно переоценить значение лесов, как для народа Кыргызстана, так и для народов других стран Центральной Азии, где земледелие основано на орошении»![]() Все актуальней становится тема пойменных лесов в нашей республике. Это связано с возросшей эксплуатацией данного ресурса. Говоря научным языком, деградация прибрежных лесов может привести к разрушению целостности экологии и повлиять на жизнеобеспечение местного населения, а значит, пора менять неразумное отношение общества к ним. И не случайно сегодня нашим собеседником стал известный кинорежиссер Эрнест Абдыжапаров. Оказывается, его фильм «Айыл окмоту», который был признан лучшим на Международном кинофестивале «Изола-2007», вначале скрывался за лесом, и только потом вышел на широкий экран. – Эрнест Абдыжапарович, во время просмотра вашего фильма «Айыл окмоту» зрители все время задавались вопросом: «Что же это за село, интересно?». При всем широком разнообразии сел, вы все же остановились на Кок-Мойноке, чем он вас привлек? – Я впервые познакомился с данной местностью еще в начале 90-х, когда снимался фильм режиссера Актана Арым Кубата «Селькинчек». Когда мы приехали в Кок-Мойнок, жители искренне удивлялись и спрашивали: «Как вы нас нашли?». Дело в том, что это село практически никто не знает, к нему очень трудно добраться, потому как оно скрыто за лесом. Местность нам пришлась по душе. Буквально через речку за лесом пролегает магистраль протяженностью в 50 км с интенсивным движением, а тут, абсолютно тихий, нетронутый уголок. Я думаю, что картина стала всенародно любимой из-за нескольких факторов: во-первых, понятный сюжет фильма, во-вторых, полюбившиеся актеры и, в-третьих, – само село. Именно его оторванность от большого мира помогла создать своеобразный микрокосмос нашей страны. А также благодаря расположенному рядом лесу и чистоте природы картина имела большой успех. – Раз уж мы заговорили о природе, то как вы расцениваете такие понятия как экология, человек и культура, в чем их взаимосвязь? – У каждого человека в начале его жизни формируется чувство восприятия мира. Это любовь к матери, к родному краю, к природе. Некоторые считают, что это абстрактное чувство, но на самом деле это и есть сущность человеческого бытия. К примеру, мы получили огромное удовольствие, работая над фильмом, так как пребывали в постоянном контакте с природой, да и время съемок совпало с летним периодом. А это, сами знаете, – красота да и только! Восхитительное ущелье с удивительным разнообразием деревьев, растущих вдоль берегов реки. И заметьте, что в Кыргызстане многие названия сел связаны с лесом и рекой: Талды-Булак, Каинды, что обозначает «березовая», Беш-Терек и т.д. – С чем у вас ассоциируется слово лес? – Я бы ответил так: когда мы говорим «лес», многие представляют русский лес, где легко заблудиться, где есть опушки и можно встретить медведя. Но кыргызский лес во многом связан именно с речками и растущими вдоль этих рек кустарниками, а также огромным разнообразием деревьев горных пород, совершенно другие березы и плодоносящие кустарники. К примеру, в Джумгальском районе, откуда я сам родом, вдоль реки Суусамыр произрастает один тип леса, а вдоль реки Джумгал – лес совершенно иной породы. Вдоль реки Минкуш на каменистой местности растут огромные, могучие, мудрые деревья, березы, тополя, у реки Нарын – тоже свой лес. Вдоль реки Талас тоже есть настоящие леса. Я долгое время жил в Сары— Жазе. Это очень суровое место, но там тоже у каждой реки есть своеобразный лес. Так что для меня лес ассоциируется с рекой. – Вы посещали святые места – мазар? И как вы считаете, насколько актуально формирование сегодняшней молодежи в ракурсе многовековых традиций? – Что такое святое место? Когда человек был духовно чист, вел праведную жизнь и был бескорыстен в добрых делах, то после его смерти, на месте его захоронения пробивается родник, и вокруг этого родника начинает расти лес. Подобных лесов у нас много: Джумгал-Ата, Манас-Ордо. В кочкорском районе есть перевал Кызарт, который находится на высоте 3000 м. над уровнем моря, где фактически нет растительности. Там похоронен Джайсан-Ата, куда каждый год мы совершаем паломничество: сажаем арчу, тальник, ели. И на сегодняшний день на маленьком каменистом участке уже раскинулся лес. Он прижился и растет там, несмотря на страшные холода, где даже летом может ударить мороз. Так что для кыргызов лес и вода имеют огромное значение. Мазар – это место общения с предками, духами. С древних времен кыргызы почитали три символа: воду, дерево, огонь. Молодому поколению необходимо разъяснить значимость экологии в современной интерпретации, которое и определяет историческое начало человека и природы, это должно быть доведено до автоматизма. – Поддерживаете ли вы инициативу ПРООН, разрабатывающую проекты, направленные на восстановление пойменных лесов в Кыргызстане? – Учитывая тот факт, что леса республики уникальны и имеют большое экологическое и водорегулирующее значение, вряд ли можно переоценить значение лесов, как для населения Кыргызстана, так и для всей Центральной Азии, где земледелие основано на орошении. И если наше общество готово поддержать такие проекты, то Кыргызстан очень скоро превратится в зеленый уголок нашей планеты. P.S. Следовательно, становление культуры и интеллигентности, а также воспитание нового поколения неразрывно связаны с формированием экологического сознания. Мы должны ьеречь природу и призывать молодое поколение сохранять леса. Гульнара КАЛЫГУЛОВА 23 декабря 2010 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
17:39 // Политика
Валерия НОВОДВОРСКАЯ: «Если уж выбирать протекторат, то здесь надо точно выбирать США» |
|
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |