
| № 911 (591) № 910 (590) № 909 (589) № 908 (588) № 907 (587) № 906 (586) № 905 (585) № 904 (584) № 903 (583) № 902 (582) Архив ↓ 
            смотреть материалы номера: | Итоги противостояния 12 января классику кыргызского кино, народному артисту СССР Болотбеку Шамшиеву исполнилось 70 лет. Режиссер родился во Фрунзе, в семье поэта Толена Шамшиева. С 1959 по 1964 год учился во ВГИКе, в мастерской профессора Александра Згуриди. Будучи студентом, с успехом дебютировал в кино в качестве актера, сыграв главную роль Кемеля в фильме Ларисы Шепитько «Зной». В 1965 году его дипломная работа — научно–популярный фильм «Манасчи» – была удостоена Гран–при на Международном кинофестивале в немецком городе Оберхаузене. В центре картины — человек необыкновенный, рапсод XX века Саякбай Каралаев. Его судьба была нераздельно связана с судьбой кыргызского народа, его память не отделить от исторической памяти народа — героического эпоса «Манас». В нем он черпал силу духа, вдохновение и мудрость, которой внимали его современники. После «Манасчи« Шамшиев увидел возможность на материале литературного очерка «Идущие по облакам» рассказать о мужественной преданности героя — Рахматаллы Сартбаева — трудной чабанской профессии («Чабан», 1966 г.). Опыт «Манасчи» и «Чабана» утвердил Шамшиева в мысли, что отправным условием сюжета должна быть феноменальность центрального героя. Это и привело в дальнейшем к созданию образов Бахтыгула в «Выстреле на перевале Караш» (1968 г.) и Карабалты в «Алых маках Иссык–Куля» (1971 г.). Но если Саякбай и Рахматалла противостояли некоему обобщенному сгустку негатива — тяготам эпохи перемен или природным катаклизмам, — то бедняк Бахтыгул противопоставлялся волостному Жарасбаю, большевик Карабалта — «отцу контрабанды» Байзаку. Причем тема противостояния сильного, незаурядного героя своему антиподу начинается в творчестве Шамшиева уже в «Зное». Вспомним, что Кемель — это юнец, только что окончивший школу. Но он последовательно отстаивает собственное право на личное достоинство, осознавая, что может противопоставить оппоненту Абакиру, который значительно старше и физически гораздо мощнее, непоколебимую силу духа. Апогей темы — в «Белом пароходе»: богатому духовному миру мальчика Нургазы противопоставляется жестокость и мрачность бывшего начальника леспромхоза Орозкула. В финале Нургазы предпочтет покинуть невыносимый кордон. Эта ситуация была типичной для середины 70-х годов, когда любое мощное проявление незаурядных качеств вызывало полное неприятие у обывательского большинства. Картину страшного нравственного итога той неравной борьбы Шамшиев показывает в «Волчьей яме» (1983 г.): главарю банды Бабахану удается вовлечь неприкаянного юношу Самата в мир криминала.  — Не помню, кто и где рассказывал историю, которая засела в памяти, — вспоминал Шамшиев. — В столицу впервые приехал паренек из отдаленного района. Решил после десятилетки поступить в институт. Не поступил. Жизнь юношу не баловала, рос он сиротой, и эта жизненная неудача почти выбила ею из колеи. Одиночество парня постарался смягчить случайный знакомый, который оказался рядом с ним в чайхане… Но его забота о парне была далеко не бескорыстна. Человек этот, как выяснится потом, рассчитывал на юношу как на сообщника в своих преступных делах. История эта, услышанная мной, пришла из городского фольклора. Скрупулезное исследование событий, связанных с главными действующими лицами фильма, за большой отрезок времени, поднимая многослойные пласты эпохи, давало возможность для многогранного раскрытия корней зла… В картине «Восхождение на Фудзияму» (1988 г.) режиссер во главу угла ставит проблему нравственного выбора между правдой и ложью, между ответственностью и беспринципностью, между памятью и беспамятством. В 90-е годы Болот Шамшиев, создав киностудию «Салам–Алик», много сил отдавал народным видам спорта, играм, состязаниям, он был главным режиссером грандиозного театрализованного представления, которое мы увидели в памятные дни 1995 года, когда был отмечен тысячелетний юбилей эпоса «Манас». После праздника режиссер смонтировал отснятый материал, в результате мы получили идеальный кинодокумент для потомков, в котором предельно емко передано содержание объемного эпоса. Ему интересно все, чего он пока не знает, ему хочется о многом еще узнать. И сам он интересен многим, поэтому его всегда куда–то приглашают, он постоянно в движении — на просмотрах, на деловых встречах и торжествах. Но главное — он сохранил прекрасную форму и спешит побольше сделать во имя процветания нашей страны… Гульбара ТОЛОМУШЕВА 13 января 2011 г. | ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА 09:32 // Общество Патологии государственного строительства в Кыргызстане: криминализация общества нарастает 09:29 // Общество Десятка лидеров Volkswagen Polo. Оцинкованное железо для кузова | 
|  | 
			© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
			 Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |