№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
БЛИЦ-ОПРОС1 В обмен на инвестиции в строительство кыргызско-китайско-узбекской железной доро-ги Кыргызстан предложил Китаю разработку нескольких месторождений. Об этом сооб-щил министр транспорта и коммуникаций Эркин Исаков. Выгоден ли нашей стране такой «бартерный» обмен? 2 Таджикистан, решив проблему спорных территорий с Китаем, снял серьезную угрозу для своей стабильности и безопасности, заявил директор Центра стратегических исследо-ваний при президенте республики Сухроб Шарипов. Напомним, что перед Кыргызстаном остро стоит проблема спорных территорий с соседними странами. Необходимо ли КР решить эту проблему как можно скорее, тем более, имея угрозу внутреннего сепаратизма? 3 Первые месяцы работы парламента наглядно продемонстрировали профнепригодность отдельных нардепов, о чём свидетельствуют их высказывания и заявления, распростра-ненные прессой, совершенно неадекватные поставленным задачам. Ваше мнение? Осмонакун ИБРАИМОВ, экс-госсекретарь КР 1 Хороший вопрос. Начну с того, что изначально это была моя идея. Выдвигал ее в начале 90-х, будучи вице-премьером в правительстве Апаса Джумагулова. Я это говорю не для того, чтобы выпячивать свою персону или что-то еще. Это просто факт нашей истории. Но когда я об этом еще в 1992 и 1993 говорил и писал (в общей сложности дал интервью и писал статьи в защиту своего проекта 12 раз только в 1993 году), все крутили у виска, закатывали глаза, как бы говоря: «Боже, какой тупизм!». В их числе был один уважаемый аксакал, который открыто выступал против, но потом стал депутатом, эксплуатируя мою идею, предлагал построить дорогу только от Рыбачье до Кочкорки. К чести покойного Апсамата Масалиева, он меня полностью поддержал, даже помог протолкнуть идею дальше. Президент Аскар Акаев издал специальный указ об этом, мы начали контактировать с китайской стороной. Приехали люди из японской JICA, я лично облетал на вертолете вместе с инженерами из Токио все перевалы и каньоны, сделали видео— и фотосъемки. Поручено было искать источники финансирования для проекта. Японцы сказали: технически нет никаких проблем, чтобы построить дорогу, слово теперь за вами, за правительством. Тогда я и несколько моих единомышленников предложили отдать золотое месторождение Солтон-Сары в концессию под эту железную дорогу. Но отдать не удалось, потому что тогда очень большая власть была в руках парламента во главе с Медетканом Шеримкуловым, а депутаты даже слышать не хотели об этом. Мы создали отдельное Агентство по строительству этой ветки дороги. Там работал один толковый парень по фамилии Масадыков, который только этим вопросом и занимался. Занималась вплотную проектом межправительственная ТРАСЕКА. Есть уже ТЭО, разные расчеты. Но агентство ликвидировал Курманбек Бакиев, потому что ему не нужна была дорога, а интересовал только обычный чистоган. Так эта идея и зависла. Но, к счастью, китайцы идею подхватили, долго изучили, выделяли деньги, а теперь включили в свой 12-й пятилетний план. Свою часть дороги они уже построили до Кашгара. Я об этом говорю, чтобы читатели знали историю вопроса. Теперь мой ответ на ваш вопрос: я категорически «за»! Плюс, надо привлечь и частные инвестиции, потому что проект крайне перспективный. А для Кыргызстана он имеет судьбоносное значение. 2 Таджикистан совсем недавно уступил, и очень серьезно, часть спорной территории Китаю. И не первый раз. Только не по соображениям безопасности, а за инвестиции. У них 80% иностранных инвестиций принадлежат Китаю. А нам Китай, наоборот, уступил 70% спорной территории, отдал и Хан-Тенгри — наш национальный символ, такой же, каким для армян является Арарат, который, однако, забрали турки. Армяне могут любоваться им только издалека. Не забывайте, что таджики еще в 90-е уступили китайцам ровно 70% спорных участков, себе забрали 30%. 3 Профнепригодность парламента очевидна, потому что львиная доля парламентариев воры, жулики, казнокрады, так называемые «черные», всякие разные «хвосты», которые купили эти мандаты — в прямом смысле слова. Правда, я не пойму, зачем им это было надо. Все думают, что с мандатом депутата легче защитить наворованное, избежать судебного преследования. Хотя есть и нормальные, но, к сожалению, их совсем немного. Боюсь, что все это довольно скоро может подтолкнуть народ к идее роспуска такого парламента. Токон МАМЫТОВ, депутат Жогорку Кенеша от фракции «Ар Намыс» 1 Для того чтобы дать более объективный ответ на данный вопрос, было бы целесообразно ознакомиться с текстом кыргызско-китайского соглашения. Вместе с тем необходимо ответить на следующие вопросы: как будет решаться проблема с размером колеи желез-ной дороги КНР и стран СНГ, так как он разный? Где будет размещаться станция по смене колесных осей железнодорожных составов: на территории КНР, Кыргызстана или Узбекистана? Имеется ли согласие Узбекистана на прохождение данной железной дороги через его территорию? Существует ли разрешение Правительства КР на обмен природных ресурсов на инвестиции? Тогда можно будет дать полный и объективный ответ — выгоден ли Кыргызстану данный «бартерный» обмен. 2 Протяжность границ Кыргызстана с Республикой Таджикистан — 971 км, с Республикой Узбекистан — 1375 км. Кыргызско-таджикской комиссией по демаркации и делимитации границ оговорено и согласовано предварительно около 50% линии границы. Кыр-гызско-узбекской комиссией оговорено и согласовано предварительно около 90% линии границы. В настоящее время Правительству КР необходимо возобновить переговорный процесс с таджикской и узбекской сторонами и завершить работу по демаркации и делимитации своих границ. До тех пор, пока не будут решены вопросы госграницы с соседями, не будут решены и прочие проблемы: наркотрафик, терроризм, нелегальная миграция и другие. 3 С тем, что некоторые депутаты ЖК КР проявили свою профессиональную непригодность, я категорически не согласен. Зная многих депутатов лично (независимо от их при-надлежности той или иной фракции), хочу отметить, что среди депутатов есть очень грамотные и сильные политики. И есть депутаты непубличные, но грамотно, эффективно и молча работающие в комитетах и комиссиях парламента. Если кто-то когда-то и что-то не так сказал, то это не повод оценивать человека как профнепригодного. Время покажет, что состав данного парламента войдет в историю как интеллектуальный, духовно сильный и истинно народный. Нур ОМАРОВ, политолог 1 По большому счёту он не выгоден. О сооружении данного участка дороги принято решение на уровне двух правительств. Но это угрожает национальным интересам КР в том плане, что есть ряд нареканий и серьёзных вопросов, в частности по экологии, по трудо-вому кодексу, по экономической выгоде для нашей страны. Очевидно, Китай никогда не предложит те варианты, которые невыгодны ему. Поэтому такое решение является просто-напросто популистским и направлено против национальных интересов КР. 2 Кыргызстан давно решил приграничные вопросы с Китаем, пусть даже не в свою пользу, как, впрочем, не в свою пользу решил их и Таджикистан. Надо понимать, есть проблемы внутрирегионального разделения границ и определения пограничных территорий, и в то же время есть вопросы по делимитации границ с нерегиональным партнёром, каковым является Китай. Поэтому заявление Сухроба Шарипова является не чем иным, как заявлением, направленным на улучшение экономических отношений с тем же Китаем. Для нас наиболее актуальным вопросом является делимитация границ с Узбекистаном в силу экономических и политических аспектов. Затягивая процесс делимитации границ, Узбекистан преследует свою экономическую и политическую выгоду, так как может использовать газовые месторождения на юге нашей страны. К тому же вследствие внутренней миграции наши таджикские и узбекские друзья путём мирной экспансии занимают десятки километров наших территорий. Так, затягивая процесс делимитации и демаркации границ, наши южные соседи получают прямую политическую и экономическую выгоду, расширяя зону своего влияния. Необходимо быстрее решать эти вопросы. Тогда мы сможем пользоваться нашими ресурсами в собственных интересах. 3 Скорее речь идёт о профнепригодности всего парламента. Мы ожидали, исходя из тех идеалистических представлений, что будущий парламент будет защищать интересы населения всего Кыргызстана. Но мы видим консервативные силы, представленные в преж-ней администрации, и представительство регионально-клановых элит, которые фактически тормозят процесс демократических перемен в связи с введением новой формы политического устройства. К сожалению, эффект «парламентской республики» сводится к нулю, так как мы видим процесс дрязг, дележа полномочий. И для наших соседей, которые могли бы воспользоваться нашим примером для продвижения демократических идеалов, все сводится к нулю. Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ 20 января 2011 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
14:50 // Политика
Сергей МИХЕЕВ: «Надо понимать, где какая страна находится: где находится Америка и что она делает в регионе, и где находится Россия» 14:46 // Политика
Патологии государственного строительства в Кыргызстане: коррупция губит государство и общество |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |