
|
№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Необходимо решительно изменить правосудие![]() За последние 20 лет нашей истории слов о борьбе с коррупцией прозвучало предостаточно. Президенты издавали множество указов, правительство принимало постановления. Для борьбы с этим социальным злом создавались различные структуры. Однако они результатов не дали и не могли дать. Все это было только имитацией борьбы. Подавляющее большинство чиновников, начиная с глав государства и кончая инспекторами ГАИ, жили за счет коррупции. Надежда, как говорится, умирает последней. Народ еще не потерял надежду. Новая власть, наконец, может начать борьбу с коррупцией. Иначе – окончательный развал, крах. Главное в этой борьбе – политическая воля руководителей государства, политических партий, активная поддержка общественности. Есть сферы, где борьба с коррупцией займет много времени и потребует больших усилий и средств. Но есть сферы, где за короткий срок можно существенно уменьшить это негативное явление. К ним относится и правосудие. Уровень коррупции в судебной системе известен и народу, и власти. Сегодня самый подходящий момент для проведения реальной реформы в судебной системе. Судебная власть нашла свое место в новой Конституции: регламентированы принципы правосудия, определена система и критерии отбора судей. В комитетах Жогорку Кенеша, на разного рода круглых столах, конференциях обсуждаются проекты законов о судоустройстве, судебном процессе и статусе судей. Отдельные лидеры партий уже заявляют, что будут замены большинства судей. Называют даже точную цифру – 500. В связи с вышеизложенным подкрадывается мысль-опасение: не наступим ли мы, как всегда, на хорошо знакомые нам всем грабли, неоднократно бивших нас безжалостно в лоб. Самое уязвимое место в судебной реформе – это подбор судей. Согласно п. 4 статьи 95 новой Конституции «Отбор кандидатур на должности судей местных судов, представление их на назначение и перевод (ротацию) осуществляются Советом по отбору судей...». Пункт 7 этой же статьи гласит: «Совет по отбору судей формируется из судей и представителей гражданского общества. Совет судей, парламентское большинство и парламентская оппозиция избирают по одной трети состава Совета по отбору судей соответственно». Аксиома – судебный корпус должен состоять из высокопрофессиональных юристов, обладающих особым доверием. На них не должна падать ни малейшая тень. В этой связи напрашиваются вопросы: если к судьям предъявляются такие высокие требования, то кем и какого уровня должны быть люди, занимающиеся их отбором? Смогут ли парламентское большинство, парламентская оппозиция и Совет судей выдвинуть таких людей? Хватит ли у них ответственности и принципиальности? Или здесь возобладают, как всегда, известные всем интересы? В судебной реформе, эти вопросы сегодня ключевые. Членам совета по отбору судей должны быть предъявлены высочайшие требования, поэтому здесь не место людям равнодушным к правам и законным интересам граждан, имеющим какие-либо корыстные интересы. Формирование членов указанного Совета – показатель зрелости и ответственности перед народом парламентского большинства, оппозиционных партий, Совета судей и всех должностных лиц, причастных к этому вопросу. Второй важный вопрос: насколько вновь принимаемые законы о суде отличаются от действующих, имеют ли они новеллы, способные существенно улучшить правосудие, его эффективность. Законотворчество должно проводиться с обязательным учетом уровня развития общества, менталитета народа. Этот принцип у нас не соблюдался. Мы во всем упорно копировали модели западных стран. Не придавали значения тому, что общество в западных странах коренным образом отличается от нашего. Поэтому наши законы в должной мере не работали. Взять, к примеру, пресловутую «независимость судей». В развитых западных странах независимость судей работает на демократию. А у нас она привела к безответственности. Правильный сам по себе принцип независимости судей рассчитан на судей с высочайшей ответственностью, которые принимают решения, следуя только духу и букве закона. И там считается, что никто не должен оказывать на судью воздействие. В данном случае для них этот принцип оправдан. А если судебный корпус в большинстве своем не созрел до такого уровня и понимает независимость судей как право принимать решение по делу по своему усмотрению, не считаясь с требованием закона, доказательствами? Благодатной почвой, на которой буйно процветает коррупция, является безответственность судей. В данное время судьи за допущенные нарушения по рассматриваемому делу практически не привлекаются к ответственности. Как быть в этом случае? Выход один – нужно решительно повышать ответственность судей. Должен быть хорошо продуманный механизм привлечения судей к ответственности. Только в этом случае можно рассчитывать на сдвиг в сторону законного и справедливого правосудия. Этот вопрос в новом законе должен быть особенно тщательно, подробно регламентирован. И главное – нормы об ответственности судей должны реально работать. Эффективное законодательство не терпит шаблона. Для него хороши все нормы, правила, которые приведут к положительному результату. Речь идет о прагматичном подходе в законотворчестве. Прошедшее время указало на необходимость возврата к рассмотрению при необходимости отдельных категорий дел по первой инстанции областными судами, Бишкекским городским судом и Военным судом Кыргызской Республики. Именно в этих судах работают более опытные, высококвалифицированные судьи. Кому, если не им, рассматривать такие дела как, например, связанные с аксыйскими, апрельскими, июньскими событиями, резонансные дела в отношении коррупции высокопоставленных должностных лиц? Есть и другие вопросы судебной реформы, на которые сегодня нужно обращать особое внимание.
10 февраля 2010 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
|
|
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |