№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Лицензирование – залог безопасности граждан!![]() Система лицензирования считается пока еще нововведением в Кыргызстане. Заместитель директора Института стратегических исследований и анализа КР Зарема ЧОКОШЕВА проясняет ситуацию с системой лицензирования. Что это и какие плюсы и минусы данная система несет в себе? Об этом читайте ниже. – Какие основные недочеты вы могли бы выявить в сфере лицензирования и, в целом, в бизнес-контролирующих структурах страны? – Законом Кыргызской Республики «О лицензировании» определен всего 31 вид лицензий, но на самом деле количество действующих лицензионно-разрешительных документов на порядок больше. С 2008 года Правительством Кыргызской Республики ведется реформа лицензионно-разрешительной системы. Инвентаризация всех нормативных правовых актов КР выявила, что реальное количество видов и подвидов лицензий и разрешений составляет 475 единиц. После этого было проведено 30-процентное сокращение количества лицензий и разрешений. На сегодняшний день осталась 371 единица лицензий и разрешений, которые явились предметом работы по оптимизации лицензионно-разрешительной системы. Разница между количеством лицензий, указанных в Законе КР «О лицензировании», и реальным количеством лицензий и разрешений объясняется тем, что, несмотря на то, что в Законе «О лицензировании» указано, что лицензированию подлежат только те виды деятельности, которые указаны в Законе «О лицензировании, но в действительности это не так. – А какие примеры вы могли бы привести? – Это так называемая «матрешка», когда за одним видом лицензии следует огромное количество её подвидов. За пример можно взять лицензирование частной медицинской деятельности, лицензирование страховой деятельности, лицензирование градостроительной деятельности. Сокращение количества видов деятельности, подлежащих лицензированию, конечно же, облегчает ведение предпринимательской деятельности. Но я считаю, что нужно в целом менять систему лицензирования. Для получения какой-либо лицензии (разрешения) необходимо выполнить ряд требований, соответствие которым свидетельствует о том, что компания или частный предприниматель могут заниматься этим видом деятельности. Но существующие требования, которые необходимо выполнить в настоящее время, подчас делает невозможным получение лицензии. Так, для получения многих видов лицензий предъявляются требования к помещениям, предприниматель даже не имеет права заниматься определенной деятельностью, а уже должен иметь помещение для осуществления деятельности, соответствующее определенным требованиям. Думаю, что требования к помещению – это не предлицензионное требование. Более того, все предприниматели в ходе своей деятельности постоянно проверяются пожарной и санитарной службами, и вопросы пригодности помещения, здания для осуществления в них какой-либо деятельности – это уже вопросы их компетенции. – Насколько выгодна и самоокупаема система лицензирования? – Думаю, ни для кого не секрет, что система лицензирования очень затратна как для предпринимателей, так и для самого государства. Несмотря на то, что в Законе «О лицензировании» прописано, что стоимость лицензии не превышает трех расчетных показателей (300 с.), на самом деле, чтобы получить лицензию, предпринимателю приходится потратить сумму, превышающую 300 с. Огромное количество справок, заключений, которые необходимо представить для получения лицензии, время, транспортные расходы – если все это суммировать, то стоимость лицензии будет далеко не 300 с. Наша система государственного регулирования предпринимательства построена таким образом, что предприниматель позиционируется в качестве нарушителя Закона, поэтому у нас происходит тотальное государственное регулирование. Многие госорганы не понимают сути лицензирования, и при возникновении каких-либо проблем при осуществлении какой-либо деятельности пытаются начать ее лицензирование. Хотя иных инструментов для регулирования предостаточно. Недавно, когда обсуждался вопрос об отмене деятельности ломбардов, какихтолько причин не было высказано против отмены этого вида деятельности, хотя ни одна из них не связана с тем, для чего осуществляется лицензирование. Там, где можно использовать рыночные механизмы, гражданское законодательство, у нас применяется лицензирование. Вспомним историю с попыткой лицензировать деятельность легковых такси. – Тогда сам собой возникает закономерный вопрос: для чего нужна система лицензирования в целом? – Лицензирование, по сути, применяется для обеспечения жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, правопорядка, национальной безопасности, охраны собственности. Правила дорожного движения существуют, все водители при получении прав на управление транспортным средством сдают экзамены, требование о техосмотре транспортного средства определено Законом, и без этой лицензии уже существуют достаточные требования для обеспечения безопасного дорожного движения. Но при введении лицензии легкового такси не было выдвинуто ни одного аргумента, которой бы действительно мог доказать необходимость лицензирования. При этом мы имеем на рынке процветание этих услуг. Такси объединяются в компании, предлагают различные виды услуг: есть такси, которые работают по счетчикам, есть такси, которые работают по определенному тарифу. Компании стараются привлечь к себе как можно больше клиентов и создают благоприятные условия для своих клиентов. И здесь для развития этого вида бизнеса сработал рыночный механизм – конкуренция. Возможно было бы это при введении лицензии на этот вид деятельности – остается под вопросом. Нам нужно отходить от системы тотального лицензирования всего, что нужно и не нужно. Необходимо пересмотреть существующую систему лицензирования, и здесь нужно не только менять законодательную базу, но и сознание чиновников. Лицензировать необходимо только в тех случаях, когда это действительно связано с обеспечение безопасности, например, деятельность, связанная с оружием (торговля, использование, хранение и т.д.). Лицензия должна обеспечивать только самые минимальные параметры для осуществления лицензируемого вида деятельности, а остальные требования должны предъявляться уже в ходе осуществления деятельности. Беседовала Анна МОСТФА 28 апреля 2011 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |