№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Дастан САРЫГУЛОВ: «Системный кризис не подлежит ремонту»![]() Сегодня умы всех жителей республики — от политической элиты до рядовых граждан — заняты поиском пути выхода Кыргызстана из системного кризиса. Почему не оправдались ожидания обеих революций — мартовской и апрельской? Скорее всего, потому, что система госуправления в стране по своей сути осталась прежней. Яркий тому пример — судьба СССР, когда сама система отстала от своего времени и оказалась нежизнеспособной. Свой вариант решения этой проблемы предлагает известный общественный деятель, экс-госсекретарь КР Дастан САРЫГУЛОВ. — «Общенациональный Конгресс», ряд партий и общественных организаций, группы граждан на днях объединились, создав Республиканский Народный комитет «Общенациональный Курултай». Дастан Исламович, Вы являетесь одним из инициаторов создания комитета. Каковы его цели и задачи? — Цель: проведение Общенационального Курултая народа Кыргызстана с соблюдением подлинных его традиций и неписаных правил... Задача: поиск всем народом, его лучшими и достойными представителями-делегатами Курултая путей выхода республики из системного кризиса, недопущение третьей народной революции (которую большинство прогнозирует) с нежелательными погромами, самозахватами, мародерством, рейдерством и т.п. — Института народного Курултая не было в исторической практике европейских и многих народов Азии. Не могли бы вы кратко описать его суть и особенности? — Кыргызы, как кочевники, в течение тысячелетий жили в условиях экономической (земля, пастбища, скот, водные ресурсы были в общественном пользовании), духовной (постоянные перекочевки исключали возведение церквей, мечетей и тюрем) и политической свободы. Политическая свобода обеспечивалась имущественным и социальным равенством людей, отсутствием у номадов репрессивного аппарата насилия и принуждения, гнета и эксплуатации в их обществе. Все три вида свободы у кочевников делали единственно возможным свободное общество и подлинную народную демократию в форме института Народного Курултая. Кыргызы не знали ни рабовладения, ни феодализма, ни капитализма... — Но из учебников советской эпохи мы знаем, что кыргызское общество было патриархально-родовым, близким к первобытно общинному... — Это не соответствовало научной истине и больше исходило из политических установок той эпохи. В сборнике научных докладов под названием «Западная и Южная Сибирь в древности» Алтайского госуниверситета, выпущенном в Барнауле в 2005 г. мы читаем в докладе Васютина С. А. по теме «Традиционные социальные системы номадов» следующее: «Взгляд на кочевые сообщества как первобытные представляется устарелым. В этой связи требуется пересмотр одного из главных концептов советской историографии о длительности сохранения первобытных и первобытно общинных институтов и их пережитков в древности и средневековье. Стоит согласиться с мнением, что общества с преимущественно производящими формами экономики не могут быть отнесены к первобытным. … социальные системы номадов, с одной стороны, не были первобытными, а с другой — в них отсутствовала сословная структура. — Сама теория традиционных обществ разрабатывалась на материалах земледельческих, т.е. оседлых, обществ... стр. 166, 167, 168). Кыргызы не знали ни феодалов, ни князей, ни графов, ни ханов, ни королей, ни крепостного права, помещиков, эмиров и т.п. Управление в кыргызском обществе строилось на взаимном уважении (а не на насилии и гнете, как у оседлых народов), на обычаях, традициях, пронизанных духовно-нравственными нормами и ценностями... — Но все Курултаи акаевских и бакиевских времен не оставили о себе добрых воспоминаний в народной памяти да и в истории республики... — Да, верно, поскольку все они были издевательством и профанацией подлинно Народных Курултаев, т.к. имели цель сохранить власть путем обмана народа имитацией народного волеизъявления (через отобранных акимами делегатов-прихлебателей и прихвостней власти, её подлиз, подхалимов и т.п.). Они были извращением и дискредитацией подлинных Народных Курултаев... — Чем будет отличаться Курултай, который планирует провести Республиканский Народный комитет? — Он не будет и не должен финансироваться ни властью, ни партиями, чтобы не быть от них зависимыми. Это создает определенные трудности... Его делегаты будут избираться народом без диктовки и давления со стороны акимов, из числа уважаемых народом людей, честных, пользующихся доверием и почетом у граждан. Курултай должен стать подлинно народным обсуждением положения в стране и путей выхода из него. — И власть, и политики, и общество — все признают, что страна находится в системном кризисе. Но никто не предлагает путей выхода из него. — Именно этот вопрос мы думаем внести на рассмотрение Курултая. Наука утверждает, что системный кризис не подлежит ремонту. Единственный путь выхода из него: надо менять в корне всю систему. Но что менять и как менять — вопрос именно в этом, что необходимо предложить обсудить делегатам Курултая. Мы вынуждены признать, что политическая система и управление, установившиеся в Кыргызстане после распада СССР, за истекшие 20 лет себя полностью не оправдали. Западная модель демократии за 20 лет привела к двум народным революциям, межнациональному конфликту (июнь 2010 г.), разграблению и обнищанию страны и народа, эмиграции, коррупции, преступности (уже захлестнувшей школы), несправедливости везде и всюду (в судах, милиции, во всех ветвях власти) и т.д. и т.п. Видимо, надо действительно менять в корне саму систему. — Судя по Комитету, созданному для проведения Общенационального Курултая, вы новую систему связываете с институтом Народного Курултая и введением его в Конституцию. Но поддержит ли эту идею народ республики? — С января по апрель текущего года этот вопрос обсуждался на всех областных Курултаях (кроме Чуйской области) с участием избранных народом от 350 до 500 делегатов (каждого Курултая). Все областные Курултаи единодушно приняли решение о введении института Народного Курултая в Конституцию. — Но вы в курсе последнего заявления президента о том, что Конституция не будет меняться до 2020 г.? — Я в курсе и о том, что 5 мая т.г. президент на торжественном собрании, посвященном юбилею Конституции, сказала, что Конституция нуждается в изменениях и дополнениях. — И, тем не менее, в контексте последнего заявления президента власть не будет поддерживать проведение общенационального Курултая? — Да, это очевидно и, видимо, приведет к новым трудностям в его организации и проведении. — А каково отношение к институту Народного Курултая со стороны политических партий? — Большинство из них действует в рамках узких политических целей и краткосрочных программ, суть которых – любой ценой «зацепится» за властные структуры и иметь какой-то доступ к бюджетным (и иным) денежным средствам. Единственно, лидер партии «Акыйкат» и руководитель «Общенационального конгресса» господин Джекшенкулов поддерживает институт Народного Курултая. Он принял участие в работе всех областных курултаев. Поэтому он избран и председателем Республиканского Народного комитета «Общенациональный Курултай». Уверен, что время покажет верность и правильность такого решения. Подготовила Дарья Бадина 2 июня 2011 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |