№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Окунись в историю национальной одежды кыргызов![]() В Бишкеке 6 июня открылась выставка «Кыргызская национальная одежда конца XIX – начала XX вв.» из коллекции Государственного исторического музея, посвященная 85-летию музея. Выставка продлится все лето, до конца туристического сезона. Она нацелена не только на иностранных туристов, но предназначена и для подрастающего поколения кыргызстанцев. Дети вместе с родителями во время летних каникул смогут познакомиться с историей национальной одежды, обычаями и традициями народа. Кыргызская национальная одежда тесно связана с историей кыргызов и является составной частью материальной и духовной культуры нации. Она приспособлена к условиям кочевой жизни, верховой езде и отличается особым покроем. Верхняя одежда была широкой, длинной, с запахивающимися полами, подпоясывалась матерчатым поясом или кожаным ремнем. Ее шили из тонкого войлока, кожи, шкур животных и грубой шерстяной ткани домашнего производства. Часть изделий, в основном выходных, изготавливали из покупных тканей, привезенных из Ферганы или Кашгара. В середине XIX века из России стали привозить и употреблять для пошива одежды ситец, сукно и другие фабричные ткани. Одежда в кыргызском обществе отражала социальный статус, семейное положение и возраст. Все исследователи XIX века отмечали резкий контраст в одежде бедняков и знати. Традиционная одежда кыргызов реконструируется по изображениям на каменных изваяниях, описаниям в эпосе «Манас» и китайских источниках, по записям и рисункам путешественников и художников XIX – начала XX вв. К национальной мужской одежде относятся штаны из кожи или замши: чалбар, кандагай, жаргак-шым, войлочный халат – кементай, меховая шуба – ичик (ичик), головные уборы: тебетей, калпак, малакай. Древним видом мужской обуви были полусапожки чокой и чарык, пайчеки из недубленой кожи. Женщины носили платье – койнок и распашные юбки – бельдемчи, головные уборы: – элечек, шєкїлє, кеп такыя и другие. На ноги надевали мягкие кожаные сапоги с легкой подошвой – ичиги или маасы. Детская одежда по своей форме была аналогична одежде взрослых, отличаясь только размерами и некоторыми особенностями в зависимости от возраста ее владельцев. Традиционный национальный костюм дополнялся ювелирными украшениями местных мастеров. В XX веке кыргызский костюм приобретает европейские черты. Традиционными остаются только некоторые виды верхней мужской и женской одежды и головные уборы. В настоящее время национальная одежда сохранилась как праздничная и обрядовая, а также в качестве театрального костюма. В быту достаточно широко используются мужские головные уборы. На выставке представлены комплекты и отдельные элементы женского, мужского и детского костюма XIX – XX веков, театральные костюмы известных артистов, а также изображения кыргызской одежды на рисунках известных художников – П. М. Кошарова, В. В. Верещагина и современного художника Т. Мусакеева, на редких архивных фотографиях и иллюстрациях. Выставка создана на основе коллекции Государственного исторического музея Кыргызской Республики. Комплектование ее началось в конце 20-х годов XX века. Выставка рассказывает об истории, красоте и изяществе кыргызской национальной одежды. _______________________ Входной билет: 9 июня 2011 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |