№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
1991-2011 Кыргызский суверенитет![]() Посвящается Источники свидетельствуют о том, что в Енисейском кыргызском каганате имелись все классические признаки государственности, которые выражались в следующем: единая территория; единый государственный язык, культурные традиции и быт; единая общепринятая, четко отлаженная централизованная система государственного и административно-территориального управления; символика государства — знамя, флаг, герб; место пребывания главы государства и многое другое. Всё это позволяет сделать вывод о том, что у кыргызов были в наличии почти все признаки государственности на всех этапах развития нации. Это исторический факт. Верховный правитель страны в лице главы государства — ажо (каган), имел в распоряжении ставку, знамя, а также трех министров, управлявших государством. В административно-территориальном отношении вся территория кыргызов была разделена на округа, во главе которых в качестве правителей стояли беги или иналы. Период Великодержавия кыргызов (840-940 гг.) отличается тем, что кыргызы не только вышли на международную арену, но и фактически стали гегемоном региона Центральной Азии. Они находились на ранней стадии становления, но обладали уже основными институтами государственности. Один из общепризнанных основателей современной кыргызской государственности, чей бюст установлен на аллее отцов-основателей кыргызской государственности, репрессированный Абдыкерим Сыдыков ещё в 1926 г. писал об истории кыргызского народа буквально следующее: «В глубокой древности кыргызы… составляли самостоятельное государство Гянь-Гунь, но в период II и I вв. до Рождества Христова были подчинены хуннам». В истории развития кыргызской государственности есть две основные особенности: Первая — факт территориальной миграции: древнекыргызское государство возникло где-то в Центральной Азии, развивалось, достигло славы (период Великодержавия) и погибло в Южной Сибири. Вторая особенность: 2200-летняя история развития кыргызской государственности не была беспрерывной. Возникнув в конце III в. до н.э., государство оказалась в составе сильной кочевой империи гуннов; в первой половине I тысячелетия н.э. кыргызы продолжали занимать район Восточного Тянь-Шаня, а в VI в. кыргызы на Енисее создали свое государство, которое после нескольких попыток в середине IX в. установило свою власть на территории Центральной Азии, достигнув в своем развитии по определению академика В. В. Бартольда, «великодержавия». Но с 1273 по 1293 гг. кыргызское государство вновь приобрело независимость, после чего древнекыргызская государственность монголами была уничтожена. * * * Только в начале ХХ в., в годы Советской власти и благодаря ей была реализована многовековая мечта кыргызского народа. В 1924 г. была образована национальная государственность кыргызского народа в форме автономной области. Она прошла все формы и этапы развития советской государственности. Подлинной самостоятельностью Кыргызстан, как и другие союзные республики в бывшем Советском Союзе, фактически не обладал. Однако без статуса «союзная республика» образование самостоятельного государства было бы неосуществимо. Именно советский этап развития национальной государственности сделал возможным без политических осложнений провозглашение полного суверенитета и независимости Кыргызстана в 1991 г. 30 апреля 1929 г. на II съезде Советов Киргизской АССР утверждается первая Конституция республики, которая, несмотря на известную декларативность и идеологизированность, конституционно закрепляла государственность, структуры и функции органов власти и управления, взаимоотношения республиканских и центральных органов, установила систему и порядок выборов в Советы, гарантировала равенство всех трудящихся независимо от расовой и национальной принадлежности, зафиксировала основные права и обязанности граждан. Это было основанием для развития правового государства. Конституция 1936 г. провозгласила, что СССР является союзным государством, образованным на основе добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. В соответствии с новой Конституцией СССР Киргизская АССР была преобразована в союзную республику. Это дало больше полномочий, чтобы стать равной среди равных пятнадцати республик бывшего Союза. 20 марта 1937 г. V чрезвычайный съезд Советов Кыргызстана также принимает новую Конституцию Киргизской ССР, которая законодательно закрепила исторические успехи кыргызского народа на пути от докапиталистических, феодально-патриархальных рубежей к социализму, от раздробленности — к единой государственности, достигнутые за кратчайший срок — в течение 12 лет. Ведению же Киргизской ССР, в соответствии с её Конституцией 1937 г., были оставлены вопросы: установления Конституции Киргизской ССР и контроля её исполнения; законодательства Кыргызстана, образования новых районов, городов, поселковых и сельских Советов и установления их границ; охраны государственного порядка и прав граждан; утверждения народнохозяйственного плана и бюджета; установления государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов; порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; представительства Киргизской ССР в международных сношениях; порядка образования войсковых формирований республики; управления банками, промышленными, сельскохозяйственными и торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, промышленностью и строительством союзно-республиканского и местного подчинения; контроля и наблюдения за состоянием и управлением предприятиями союзного подчинения; руководства жилищным и коммунальным хозяйством, транспортом, здравоохранением, народным образованием, социаль-ным обеспечением, культурно-просветительными и научными организациями и учреждениями, физической культурой и спортом; законодательства о браке и семье; амнистии и помилования граждан, осужденных судебными органами Кыргызстана. Перечень вопросов, составлявших компетенцию союзных и республиканских органов государственной власти и управления, показывает, что права национальных республик были сильно ограничены, и по существу они мало отличались в своих правах от краев и областей Российской Федерации. С принятием Конституции СССР в 1977 г. и конституций союзных республик, в том числе и Кыргызстана в 1978 г., углубились сферы совместной компетенции СССР и союзных республик. Что же касается исключительной компетенции союзных республик, как в области управления, так и в области законодательства, то она сколько-нибудь существенным изменениям не подверглась. Таким образом, в периоды функционирования конституций 1936 и 1977 гг. права союзных республик были ограничены, их реальный суверенитет не шел дальше деклара-ции. Многие жизненно важные вопросы социально-политического и экономического развития республик решались в Кремле и не всегда оперативно, без учета специфических особенностей и потребностей республик. Произошел распад СССР, крупнейшей в мире державы. Он был вызван не революцией, не войной, не внешней агрессией, а центробежными силами. Кыргызстан первым из стран Центральной Азии декларировал свою независимость 31 августа 1991 г. Верховный Совет Республики Кыргызстан в «Декларации о государственной независимости Республики Кыргызстан» торжественно провозгласил: 1. Объявлять Республику Кыргызстан независимым суверенным государством. 2. Территория Республики Кыргызстан является целостной и неделимой, на ней действует только Конституция Республики Кыргызстан. 3. Республика Кыргызстан подчеркивает свою приверженность общепризнанным принципам международного права». Однако, как показывает ход событий, реальное положение Республики Кыргызстан в силу многих причин, в первую очередь экономических, сегодня еще дальше от реального суверенитета. Для его достижения потребуются многие годы и напряженный труд нескольких поколений во имя приумножения богатства республики. Почти двадцатилетний опыт государственного суверенитета Кыргызстана — в штормовых условиях смены тысячелетий и смены многих ориентиров мироустройства — позволяет считать незыблемыми и такие категории общества и государства, как государственная независимость и национальная государственность. II Кыргызская государственность имеет четыре несущие опоры. Первая главная опора: мы без сильной идеи не могли выжить, нас бы растоптали, причем, если посмотреть, то из последней тысячи лет мы почти 600 лет (во время Чингизхана, жунгарского ханства) были вынуждены отбиваться от всех, защищая свою землю. Не было ни одного спокойного столетия. Каким образом, свобода народа проявляется в таких формах жизни, как государственность, власть, законы — мы хотим проследить эти феномены отчасти по материалам эпоса «Манас», жизнедеятельности Манаса, отчасти в проявлении унаследованного прошлого в современной государственности и современной правовой системе Кыргызстана. Манас является символом единства кыргызов и носителем государственной власти со всеми её признаками, свойствами, характерными для того времени. Наш приоритет — укрепление государственности. Государство — высшая форма самоорганизации народа для решения проблем его исторической жизни. Граждане в лице государства должны видеть выразителя их общих интересов. Нет выше задачи, чем созидание собственной страны. За годы независимости заложен ее фундамент, который надлежит оберегать от политического вандализма тех, кто настроен на его разрушение. Предстоит радикально повысить эффективность работы государственного аппарата и в центре, и на местах, сформировав его из числа компетентных, преданных интересам народа и го-сударства лиц. Патриотическое воспитание народа в духе любви к родной стране должно быть делом не только государственных органов, но также деятелей культуры, образования и науки и других общественных организаций. Нужно более активно материально и морально поддерживать Вооруженные силы КР, органы правосудия, всех, кто оберегает нашу страну от внешних и внутренних дестабилизирующих воздействий. Обеспечение национальной безопасности и защиты территориальной целостности страны, ее политических и экономических интересов относится, как известно, к наивысшим целям государственной политики. Мы ещё не создали эффективную систему управления и свою новую элиту, новый политический класс, который мыслит конструктивно и высокими государственными категориями. Главная проблема заключается в системе управления. За слабость политического класса всегда расплачивается народ. Политический класс — это вся совокупность людей, конкретной нации, которая осознает свои национальные интересы и действует согласованно во имя их достижений. Нам нужно опереться на те традиции советской государственности, которые позволяют сделать шаг в будущее. И прежде всего хранить основы нашего конституционного строя. В успешных демократиях самый главный стержень государственности — это Конституция. Именно конституция является тем инструментом, который удерживает все политические факторы в рамках политических норм и распределяется через различные уровни политической системы. Мы медленно и с большим трудом учимся правовой жизни, но учимся ей. Главная опасность для страны сегодня — разрушение элементарного правового поля и срыв в антиправовой фанатизм. Ибо, как пишет один из основоположников американской Конституции Т.Пейн, «Конституция предшествует государству, а государство является детищем конституции. Она выполняет не только юридическую функцию, Конституция, прежде всего, определяет основной вектор развития, определяет устройство государства, а также выполняет социальную и идеологическую функцию». Главное для нас сегодня — категорически не допустить противопоставления человека и государства. Конституция не только устанавливает основные правовые нормы и охватывает традиции, характер и энергетику нации. Не «или государство — или человек», а «и государство — и человек». Перед нами сейчас действительно вырисовывается альтернатива — кем должен быть президент согласно новой Конституции? Менеджером или отцом нации? Старшее поколение склоняется к тому, чтобы президент был отцом нации, а не просто организатором, руководителем. Я тоже склоняюсь к тому, что президент — это, скорее, вождь, символ нации, а, скажем, премьер-министр должен стать самым главным, условно говоря, менеджером страны. Во-вторых, любая власть в Кыргызстане всегда вынуждена была считаться с климатом, природой и характером нации. Отсюда — наш менталитет. Не случайно мы приняли тенирианство, и не случайно у нас чувство коллективизма является главным, потому и бурно развивались в период социализма. Значит, основу государственности образовали общины. Они жили по общим понятным правилам. Учитывались интересы общественности. Если нет правил и нет ценностей, общество просто превратится в толпу. И очень важный вызов — это вызов самобытности. Очевидно, что мы смотрим вокруг себя и видим множество демократических моделей. Я абсолютно уверен, что работают те модели, которые максимально учитывают национальную специфику. Сами по себе демократические процедуры не гарантируют ни государственный суверенитет, ни безопасность границ, ни политическую стабильность, ни единство народа и власти. Защита своей идентичности — это основной инстинкт человеческой общности — от семьи до гигантской империи. И человечество придумало множество инструментов и способов, чтобы эту идентичность закрепить, сохранить и передать через поколения. Если мы хотим построить собственную страну, мы должны выработать свою систему ценностей и правил. Нужно ценности и идеи прошлого вписать в сегодня. Есть святыни, которые формируются историей, природой, которые формируются родом, нацией, народом. В последние века народы сохраняли идентичность через национальные государства. С их помощью народ чувствовал себя свободным и защищённым, отстаивал свою свободу и независимость. Суверенитет, которой давал нам и другим народам, связавшим свою судьбу с нами, возможность оставаться тем, кто мы есть. А если и меняться, так только в том направлении, в каком мы сами того желали. И даже если нас заносило куда-то не туда, если мы сбивались с пути и теряли путеводную нить, мы всё равно сохраняли открытой возможность всякий раз начать всё сначала, исправиться, снова отыскать нашу идентичность, переформулировать нашу национальную идею. В этой ситуации, когда национальные цели не закреплены в основном законе, очень многое зависит от идеологии и мировоззрения политической элиты, от её способности ощущать кожей запросы и маршрут исторического развития страны. Без суверенитета Кыргызстан эту возможность, эту идентичность безвозвратно утратит. И какой бы развитой, модернизированной, сытой и комфортной ни стала наша жизнь, это будет уже страница истории другого народа. Без суверенитета, без свободы, без права идти нашим собственным путём Кыргызской Республики не будет. Каждый народ, каждое общество, каждая цивилизация существуют только тогда, когда они сохраняют в неприкосновенности свою идентичность. Наша проблема заключается в том, что идентичность государства не совпадает с идентичностью общества. Без справедливости и нравственности любая власть будет изгнана. Она не будет иметь поддержку у народа. Бог для нас не в силе, а в справедливости. Прежде всего, справедливости во власти. Справедливость — потому что каждый человек должен иметь возможность реализовать себя, достичь своих целей. Но тот, кто объективно не может добиться благосостояния своими силами, не должен быть выброшен из общественной жизни и впасть в нищету. На основании исторического опыта, приобретённого нашей страной, мы, как никто другой, можем сказать: построение общества всеобщего благоденствия никогда не принесёт человечеству счастья, если поиски этого благоденствия будут осуществляться вне контекста духовных потребностей человека. Проблемы управления государством, отношения верхов и низов общества, нормы нравственности и морали — вот стержень конфуцианства. Нравственный идеал, воспитание нравственных граждан, построение нравственной экономики и нравственного государства есть сегодня единственная действительно общая цель граждан и государства, которая может консолидировать всех. Есть ценности материального порядка, которые обеспечивают цивилизованные условия жизни. Это богатство, деньги, социальное положение, успех, высокий уровень жизни, социальный статус. А есть ценности морали и религии, они существуют в противовес первым и определяют особый нравственный уклад жизни, человеческих отношений, идей и идеалов нации. Механизмы оздоровления общественной нравственности многогранны. Велика в этом роль государства. Оно обязано, особенно в нынешний переходный период, на основе закона сдерживать отрицательные последствия рыночных отношений, устанавливать соответствующие правила и обеспечивать их строгое соблюдение. В то же время весьма существенна роль таких святых ценностей, как культура, общественная мораль, общественное мнение, народные традиции, совесть, честь, достоинство и нравственность, в ограничении отрицательных явлений, вытекающих из самой природы рыночных отношений. Ведь наша иерархия ценностей складывалась веками именно как духовная, и за века это устоялось. Национальный дух у нашего народа высок. У нас духовное выше материального. Во всяком случае, нас так учили. У нас идеалы выше корыстных интересов. У нас нравственность выше выгоды. У нас совесть выше корысти. А справедливость выше власти. Эти очень простые вещи всегда были краеугольными камнями национального сознания. Кочевники никогда не брали с собой лишнего материального. Это ставит нас в тяжелое положение, когда идёт переоценка ценностей. Но эти же идеалы создали нас как отдельную нацию, которая ни на кого не похожа, которая не раз то удивляла, то возмущала, то восхищала весь мир. Не по законам, а по традиции японцы платят своей жизнью – нельзя сказать за преступления — просто за потерю лица перед обществом. Кроме японцев, в культурах каких народов можно встретить такое явление, как харакири? Нам нужно новое национальное самосознание, основанное на идее государственной независимости, ценностях демократии, прав и свобод человека, осознанная экономическая философия и соответствующий кодекс поведения всех и каждого. Необходима интеллектуализация власти, то есть способность решения задачи со знанием дела. Если бюрократ получает портфель, чтобы занять должность, то меритократ приходит, чтобы решить задачу. И, в-четвертых, консолидация элит. Сегодняшний парламент должен понимать, что в силу каких-то соображений он предает интересы народа. То есть парламентарии должны знать, что они предают собственный народ. Сегодня власть исповедует одни ценности, а общество другие. Мы не должны забывать, что Кыргызстан представляет особый интерес для мировой общественности не своими материальными ресурсами, а прежде всего как страна, идущая по демократическому пути развития, как «островок парламентаризма». Консолидация политической и интеллектуальной элиты под знаменем общих национальных интересов и консенсус внутри элит очень необходим. Сейчас мы имеем государственность, имеем национальные ценности и символы, имеем уроки мудрости, муже-ства и терпимости, осталось лишь научиться договариваться. Способны ли мы цивилизованно решать свои проблемы и уверенно идти вперед, или нам это не дано? Ответом на этот вопрос служит такая величина, как уровень национального самосознания. И политическая ответственная элита. Политическая система должна быть консолидирована на общенациональном уровне. Речь идёт о попытках подтолкнуть политическое руководство к поиску выхода из кризиса на пути сближения с элитами. Эти четыре опоры и держат нашу страну, наш характер. Многие ценности, принесенные с Запада, разрушают эти коллективистские опоры, навязывают совершенно чуждую культуру. * * * 7 апреля 2010 года народ Кыргызстана сверг преступный режим «семейной» власти Курманбека Бакиева. На инаугурационной речи глава государства в августе 2005 года обещал искоренить коррупцию, клановость, семейственность в системе государственного управления и положить конец политическим преследованиям. Но за последовавшие пять лет Бакиев сделал все наоборот: расцвела коррупция, произошли десятки политических убийств, многие видные политические деятели были заключены в тюрьму, другие были вынуждены выехать из страны, все СМИ стали подконтрольными, полностью дискредитирован институт выборов. Президент заполнил государственную власть своими ближайшими родственниками, за бесценок приватизировал стратегические объекты энергетики и пошёл на беспрецедентные нарушения конституции. Наконец, в начале 2009 года после очередной провокации власти люди восстали. Начавшиеся в Алае, Нарыне и Таласе массовые волнения перекинулись на остальные регионы страны. 6 апреля арестовали почти всех лидеров оппозиции. Несмотря на стремление людей вести мирные и ненасильственные протесты, власти перевели процесс в русло насилия и вооружённого конфликта. Режим Бакиева открыл по мирным демонстрантам огонь на поражение. В результате погибли десятки невинных молодых людей. Но волю и возмущение протестующих граждан подавить властям не удалось. Антинародное преступное правительство позорно бежало из столицы. В таких условиях всю полноту ответственности за управление государством и ситуацию в обществе взяло на себя Временное народное правительство Кыргызской Республики до формирования легитимной избранной власти в стране. Мы должны извлечь уроки после правления первого и второго президентов Кыргызстана. Поскольку в последних выборах реальные политические партии были представлены в Жогорку Кенеше, участвовали в формировании правительства. Вновь избранный Жогорку Кенеш и новое правительство Кыргызской Республики должны считать приоритетами в развитии государственного управления следующие принципы: •восстановить в стране власть народа, вернуть демократическое государственное устройство, окончательно избавиться от семейного клана и самой возможности узурпировать власть кем-либо; •сделать Кыргызстан страной, где честь, совесть, справедливость, составляют стержень духовного мира каждого человека, рода, общины, народа. Надо вернуть в наше общество порядочность и честность — те нравственные нормы, которые присущи любому нормальному обществу. Для этого, прежде всего, нам нужно честное государство, честная и достойная власть; •установить честные и справедливые экономические правила, одинаковые для всех. Вернуть незаконно присвоенную народную собственность и то, что отнято у многих кыргызстанцев бакиевским семейным кланом. Кыргызстанцы могут и будут работать и становиться богаче, жить достойно, не хуже, чем люди в других, в том числе развитых странах; •обеспечить экономическое возрождение регионов, прежде всего юга, высокогорья, приграничных районов; •направить бюджетный поток, наши налоги не в карман членов отдельной семьи, а в больницы и школы, на поддержание тех, кто беден, на образование наших детей, развитие науки, культуры и кыргызского языка, всех этнических сообществ, проживающих в нашей стране; •привести к управлению страной, к государственной работе честных, профессиональных, добросовестных людей, которых у нас немало. Поддержать тех, кто хочет честно и ответственно работать в государственных органах на страну; •необходимо привлекать в управление приверженцев и активных носителей демократических ценностей, знающих и умеющих применять кыргызские культурные ценности; •надо остановить набирающие в республике силу негативные процессы. На государственную и политическую арену должны выйти новые люди, свободные от авторитарного менталитета, способные повернуть развитие страны на тот путь, по которому идет цивилизованный мир; •вернуть Кыргызстану государственный суверенитет. Прекратить игры и торг в нашей внешней политике. Восстановить добрые отношения со всеми нашими сосе-дями, Россией, другими странами. Страна не должна быть заложницей военных игрищ и площадкой соперничества различных военно-политических союзов и больших стран; •прекратить наши внутренние межрегиональные распри и объединить кыргызский народ в единое целое. При этом мы считаем нашим преимуществом и ресурсом многоязычие и многоэтичность общества, которые надо поддерживать и развивать; •декриминализация социальной, экономической и политической жизни — сейчас главная задача в защите конституционных прав и свобод граждан и правопорядка; •проведение честных, открытых и демократических выборов Президента республики. Мы не должны допускать превращения нашей Родины в средневековую диктатуру, государство-изгой, а кыргызов — в рабов других стран и любого другого правителя. Кыргызстан будет благополучной, процветающей, цивилизованной страной, умеющей отстаивать свои интересы и интересы своих граждан. Это цель, которая нас объединяет и придаёт нам сил. Кыргызское Государство единое и нераздельное. Оно имеет единый состав граждан, определяемый законом; единую, законом очерченную территорию, единую государственную власть, единый свод законов. Государственная независимость в таком контексте — это возможность сохранить себя на века как нацию, сберечь свои неповторимые черты и качества, умножая тем самым свой вклад в мировую культуру. Национальная же государственность — это великая историческая ответственность кыргызов не только за свою национальную судьбу, но и за судьбу представителей всех этносов, образующих единый народ Кыргызстана. * * * У нас есть родная земля, площадь, которая из 193 стран мира больше площади 93 стран. Если у нас есть право на свободу, то мы обязаны уважать свободу других сограждан. Если у нас есть право на безопасность, то мы не должны нарушать право других сограждан и обязаны создать условия для того, чтобы каждый пользовался личной безопасностью. Если у нас есть право участвовать в политическом процессе и избирать своих руководителей, то мы обязаны принимать участие в выборах и способствовать избранию наилучших и достойных руководителей. Если у нас есть право на труд на справедливых и выгодных условиях для обеспечения приличного уровня жизни для себя и своих семей, то мы также обязаны работать в полную меру своих сил и способностей. Если у нас есть право на образование, то мы обязаны учиться, насколько позволяют наши способности, и, где это возможно, делиться нашими знаниями и опытом с другими. Если у нас есть право пользоваться щедротами Земли, то мы обязаны уважать, заботиться о Земле и ее природных ресурсах, восстанавливать их. А если привлекать инвесторов, то, прежде всего, учитывать национальные интересы. Каким областям нам необходимо отдавать приоритеты? Экономическая область — производить больше, дешевле и лучше других, во всяком случае, чем соседи. Образовательная — мы всегда были лидерами в нашем регионе, эта область должна оставаться всегда приоритетной. Даже состояние здоровья людей не в последнюю очередь зависит от их образовательного уровня. Политическая — парламентская политическая модель (демократия) должна оставаться эффективнее других моделей и быть привлекательной для реальной политической конкуренции. Культурная — поддерживать настоящие таланты, сохранять национальную самобытность. Моральная — необходимо демонстрировать если не преимущество, то хотя бы притягательность для других и реальных норм поведения, таких как порядочность и нравственность. Демографическая — нужно, по крайне мере, не терять относительно других численность своего населения. Или, как сказал А. Солженицын, «Сбережение народа — наша государственная задач». Экологическая — в крайнем случае относиться к природе так, как относились наши предки. Информационная — должна быть не разрушительная, а созидательная. Военная — мы не претендуем на лидерство в странах Центральной Азии, нам это необходимо для реальной защиты от терроризма и экстремизма. Остается самое главное — обеспечить по-настоящему разумное управление страной. Национальные государства утрачивают суверенность по объективным причинам. На сегодня главные угрозы и вызовы, брошенные нам, которые серьезным образом являются угрозой для безопасности нашей страны, это: — общая слабость государственной власти, общественная анархия, коррумпированность всех ветвей власти, неспособность государства к выполнению самых элементарных своих обязанностей; — международный терроризм и религиозный экстремизм; — вопросы границ, отторжение отдельных территорий; — продажность правящей элиты, пренебрегающей национальными интересами страны ради удовлетворения собственной алчности; — не до конца изучены причины и последствия трагических событий на юге республики в июне 2010 года; — потеря контроля над собственными природными ресурсами; — усиление миграции, отток трудоспособных граждан страны; — наркотрафик, наркомания и наркопреступность; — чрезмерное расслоение общества и нищета, бедность большей части населения; — слабость вооруженных сил; — реванш бакиевской команды; — развитие трайбализма и регионализма, ведущих к расколу общества; — межэтнические разногласия, безответственная деятельность отдельных политиков, разжигающих межнациональную рознь; — сращивание власти с криминалом; — превышение объема теневой экономики и теневого финансового оборота; — катастрофическое падение уровня здоровья, образования и культуры населения. К. ИМАНАЛИЕВ, Статья вкратце была представлена в виде доклада на научной конференции «Суверенное развитие Кыргызстана в контексте мировой практики», которая состоялась 25 мая 2011 года в Бишкекском гуманитарном университете 8 сентября 2011 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
10:08 // Интервью
Керим ТУРАПОВ: «Для того чтобы народ смог воспринимать сложную музыку, надо над этим работать, прививать вкус» |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |