№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Как в Кыргызстане радикально реформировать чиновничество и повысить эффективность государственного управления![]() Основной проблемой государственного управления и государственной службы является недостаточно эффективная деятельность государственных органов по реализации функций государства в новых экономических, политических и социальных условиях. К сожалению, приходится констатировать наличие серьезных недостатков. В частности, слабую ориентированность государственных органов и их аппаратов на обеспечение качественных государственных услуг; отсутствие научно обоснованной, целенаправленной государственной кадровой политики в сфере государственной службы по эффективному формированию, профессиональному развитию и рациональному использованию потенциала государственных служащих; сохраняющийся в государственных органах высокий уровень коррупции, протекционизма, регионализма и других негативных явлений; несоответствующую современным условиям систему оплаты труда и социальных гарантий государственных служащих; низкий уровень компетентности, профессионализма и освоения государственными служащими современных достижений научно-технического прогресса; низкое качество подготовки кадров в вузах и уровень обучения государственных служащих. В целях создания профессиональной государственной службы, обеспечивающей эффективность государственного управления в интересах общества, укрепления и развития государства, 20 июня указом Президента Кыргызской Республики Р. И. Отунбаевой утверждена Концепция модернизации государственной службы КР. Модернизация предусматривает создание качественно новых подходов к построению государственной службы на основе внедрения передовых управленческих и информационных технологий, повышение профессионализма и эффективности государственного аппарата, устранение бюрократических издержек и предоставления качественных государственных услуг населению. Концепция также направлена на решение стратегических целей. В среднесрочной перспективе стоит задача провести модернизацию государственной службы, ориентированной на эффективное служение народу Кыргызстана, оказание качественных государственных услуг и снижение коррупции, а также создание новых возможностей развития страны. По нашему видению, эту задачу можно было бы решить за счет программы профессионализации государственной службы, повышения эффективности системы государственного управления, внедрения профессиональных стандартов на государственной службе и сокращения уровня коррупции. Государственная кадровая служба Кыргызской Республики в частности предлагает перечень конкретных мер. Первое направление реформирования касается профессионализации государственной службы. Для этого предстоит сделать следующее: • Усовершенствовать систему отбора кадров на государственную службу и продвижения, сделать ее открытой и прозрачной, позволяющей отбирать способных, умных, прогрессивно мыслящих молодых людей, способствующей их образовательному и профессиональному росту. При каждом назначении на должность устанавливать большой испытательный срок (до 6 месяцев) в целях практической проверки их деловых и личностных качеств, заключать контракт на достигаемые результаты и качество работы. • Осуществлять продвижение по карьерной лестнице на основе профессиональных заслуг государственного служащего. Задействовать резерв кадров на продвижение. Возложить на Фонд поддержки государственных служащих вопросы координации организации по работе с резервом кадров, обменом опыта (бенчмаркингом), проведения стажировок и обучения государственных служащих за рубежом, применения современных методов инновационного развития. • Создать действенную систему обучения для государственных служащих. В связи с этим Академия управления перестает быть рядовым вузом по подготовке разноплановых специалистов, ее основная часть реорганизуется для работы по повышению квалификации государственных служащих и непосредственно подчиняется Государственной кадровой службе. Кадровые подразделения государственных органов перевести на технологию управления человеческими ресурсами. • Институт статс-секретарей ориентировать на целеустремленную работу по отбору кандидатов, профессиональную, эффективную и качественную работу аппарата государственного органа. Ввести регулярную оценку деятельности государственных служащих и политических должностных лиц. • Государственной кадровой службе внедрить к середине 2012 года Информационную систему управления человеческими ресурсами, объединяющую компьютерные сети государственных органов, позволяющую обеспечить прозрачность процессов на государственной службе, мониторинг эффективности принятия решений и использования ресурсов на основе единого интегрированного информационного пространства. • Разработать и принять Кодекс Государственной службы, соответствующий парламентской системе правления и позволяющий устранить противоречия с действующим законодательством. В результате государственные органы смогут в упрощенном порядке высвобождать работников, не способных работать на должном уровне, и продвигать результативных сотрудников. • В результате повышения профессионализации государственной службы, оптимизации количества министерств и ведомств, устранения дублирования функций, сокращения численности госслужащих создаются возможности кардинального повышения заработной платы государственных служащих. Второе направление реформирования – повышение эффективности системы государственного управления. Для этого предлагается: • Принять меры по дерегулированию экономики в целях минимизации функций государственного воздействия. Устранить дублирование функций государственного управления. Ликвидировать ряд государственных органов, сократить количество министерств до 12. Вместо областного и районного уровня управления ввести укрупненный район (округ). • Провести оптимизацию структуры и функций правоохранительных органов, произвести их объединение, ориентировать на служение общественным интересам. Снизить уровень офицерских званий для занятия должностей. При переаттестации офицерского состава на службе оставить сотрудников, отвечающих современным профессиональным требованиям, не связанных с коррупцией и «крышеванием бизнеса». Осуществление функций поддержки и оказания услуг проводится гражданскими государственными служащими. • Функции государственных органов, особенно связанные с оказанием услуг гражданам, вывести на аутсорсинг, на обслуживание в частный сектор и специализированные учреждения. Предложения по переводу функций государственных органов, направляемых на аутсорсинг, готовятся Государственной кадровой службой. • Максимально сократить количество заместителей министров и заместителей руководителей других государственных органов, местных государственных администраций и органов местного самоуправления. • В департаментах и управлениях министерств и ведомств с правами юридического лица сократить штаты бухгалтерии и других обеспечивающих подразделений, общая численность работающих сокращается на 30%. Бывшие департаменты и управления переводятся в аппарат министерств и ведомств, излишние помещения и ресурсы высвобождаются. • На четверть укрупнить минимальные нормы численности работающих для формирования управленческих структур государственных органов и органов местного самоуправления, что позволит сократить размеры бюрократии. Третье направление реформирования касается профессиональных стандартов на государственной службе и сокращение уровня коррупции. Государственная кадровая служба предлагает: • Принять правовые нормы, разрешающие проверку достоверности сведений о доходах, обязательствах и имуществе государственных служащих и лиц, замещающих политические и иные специальные государственные должности, а также их близких родственников. Они позволят привлечь к ответственности за предоставление преднамеренно искаженных сведений, за недобросовестно нажитые доходы и имущество. • Построить систему снижения уровня коррупции, основанную на применении комплекса административных и законодательных мер, в том числе: упрощение бюрократических процедур; регламентации действий чиновников; строгий надзор над соблюдением высоких этических стандартов. • Создать в Государственной кадровой службе управление по соблюдению этики государственными служащими. Ее руководитель назначается Президентом КР и по предложению Премьер-министра Кыргызской Республики. Также в государственных органах назначается Уполномоченный по соблюдению этики государственных служащих, назначаемый Премьер-министром по представлению руководителя центрального управления по соблюдению этики. • Управление по соблюдению этики будет проводить проверку случаев злоупотреблений среди государственных служащих и должностных лиц, сообщать о злоупотреблениях соответствующим органам для принятия необходимых мер в дисциплинарной области и изучать методы работы потенциально подверженных коррупции государственных органов с целью обнаружения возможных слабостей в системе управления. По результатам мониторинга рекомендовать руководителям соответствующих государственных органов принятие конкретных мер. • В целях принятия стратегических решений по антикоррупционной политике и этических стандартов на центральном уровне и в государственных органах создать соответствующие Комиссии по этике государственных служащих. • Установить стандарты качества предоставления управленческих услуг аппаратами государственных органов. Мониторинг качества оказания управленческих услуг и индекса доверия населения к государственной службе возложить на Государственную кадровую службу. В заключение хотелось бы отметить следующее. В предлагаемой Программе представлены основные направления модернизации государственной службы и значительного повышения эффективности системы государственного управления. Деятельность государственных органов становится более качественной и профессиональной, государственные служащие демонстрируют высокую компетентность. В результате компетентной деятельности высококвалифицированных государственных служащих, работающих без конфликта интересов, создается основа для существенного роста экономики, поступлений в бюджет страны, роста инвестиций и создания новых рабочих мест, инновационного развития страны. Учитывая, что реализация будет осуществляться в основном за счет развития усиления потенциала государственных служащих, считаем необходимым придать возможностям человеческого развития системы государственного управления в Кыргызстане особое приоритетное значение. Предлагаемые меры по проведению радикального реформирования государственной службы в среднесрочной перспективе и повышения эффективности системы государственного управления могли бы осуществиться только при поддержке Правительства Кыргызской Республики. К сожалению, внесенные Государственной кадровой службой предложения по неизвестной нам причине не были включены в Среднесрочную программу развития Кыргызстана на 2012-2014 годы. Нам представляется, что предлагаемые меры могли бы послужить серьезной основой для развития Кыргызстана. Экспертному сообществу и государственным служащим, участвовавшим в разработке данной программы, представляется, что деятельность аппарата государственных органов станет более профессиональной, не подверженной политическим колебаниям, государственные служащие демонстрируют высокую компетентность, в их деятельности нет коррупции. В результате реформы государственной службы в стране станет функционировать высокопрофессиональный аппарат государственных органов, сформированный из хорошо оплачиваемых государственных служащих, постоянно обучающихся и стремящихся к новациям, мотивированных на результат и не имеющих коррупционных интересов. Такой аппарат ориентирован на прорывное инновационное развитие страны. Будет создана основа для достижения высокого уровня доверия общества к власти и государственной службе. Асылбек БОЛОТБАЕВ, 20 октября 2011 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
13:46 // Политика
Аркадий ДУБНОВ: «Лично для меня интересно, как победитель сможет выполнить данные другим кандидатам обещания, тем, кто вышел из президентской гонки, рассчитывая, в свою очередь, на благодарность в будущем» 12:39 // Политика
Как в Кыргызстане радикально реформировать чиновничество и повысить эффективность государственного управления |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |