№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Проблемы и актуальность национальной идеологии![]() После двух переворотов и введения парламентской системы Кыргызстан оказался в определенной идейной изоляции от соседей. С продвижением к демократии туго, но и вернуться в авторитаризм тоже не получится. Все это требует идейного осмысления. Идеология чаще характеризует тоталитарные общества. Национальная идея – это не столько «идея» (идеология), сколько Идея – позитивный и прагматичный Проект Будущего, разделяемый и принимаемый большинством граждан. По своей сути национальная идея – не что иное, как проекция на успешное и перспективное будущее. Национальная идея – важнейший инструмент внутренней и внешней политики. Основные положения идеи-программы должны соответствовать социокультурному коду народа Кыргызстана. Идея должна быть устремлена в будущее и работать на развитие. Теперь о дихотомии «государственная» – «национальная». В стране, где, кроме государства, есть бизнесмены, НПО и МСУ, не должно быть государственной идеологии/идеи, а только лишь национальная. Понятие «разделяемый и принимаемый большинством граждан» упирается в проблему национальной (государственной) идентичности. Рассмотрим 3 составляющие: цивилизационную, формационную и социальную. Цивилизационная идентичность – это отождествление себя с той или иной современной мировой цивилизацией. Цивилизационная идентичность часто имеет смешанный характер, что затрудняет идентификацию. Например, регион Центральная Евразия, где мы живем, геополитически относится к Евразийской цивилизации, в конфессиональном отношении преобладает исламский компонент, в этническом отношении преобладает тюркский компонент, в историческом отношении – советская идентичность, в образовании и формальной политической культуре пока преобладают стандарты, имеющие западные корни. По большому счету, стратегическим приоритетом для Кыргызстана является евразийская цивилизация, неотъемлемой частью которой он является. Формационная составляющая: мы хотим относиться к постиндустриальной, а можем – к традиционной… Социальная составляющая. Национальная идея должна отражать умонастроения основной части общества. Основной частью общества у нас являются бедные. Но могут ли умонастроения люмпенов лежать в основе Национальной идеи? Физически-то, конечно, могут, но будет ли это конструктивная национальная идея? Единственная идея, которая может сегодня объединить абсолютное большинство народа, – это идея социальной справедливости небольшевистского толка. Торжество философии общества потребления привело к мировому экономическому кризису и разрушению окружающей среды (неустойчивому развитию). Основные конфессии – ислам и православие – являются этническими по происхождению (арабским и греческим соответственно). Эти конфессии сами не прошли стадию реформации. Они не могут ни объединить все общество, ни служить основой модернизации общества. Ключ к модернизации общества и государства – это культурное наследие. Культура есть инструмент интеграции биологических индивидов в социальную среду. Если среда полиэтничная, то основа интеграции должна быть трансэтничной. Проанализируем естественные основания трансэтнических элементов кыргызской идентичности. Принадлежность к Евразийскому пространству Евразийство понимается в следующем смысле. Евразия – это территория с низкой естественной биологической продуктивностью территории, где выживание возможно (было возможно) только сообща, коллективно. Будь то российская община, совместное строительство ирригационных каналов или использование пастбищ в регионе. И именно коллективистский, общинный дух объединяет народы евразийского пространства. Евразийское пространство кончается там, где начинаются хутора, в которых живут индивидуалисты. Это – Прибалтика, Западная Украина, Финляндия. Есть такое славянское слово как «сход», у кыргызов его аналог – «курултай». Распространенным примером проявления коллективизма является ашар. Славяне, занимавшиеся подсечно-огневым земледелием, понимаются как «медленные кочевники»: 3 года использовал пашню – и дальше… Даже русские деревянные избы – промежуточный конструкт между юртой кочевника и каменным домом европейца. Принадлежность к доисламским философским воззрениям Вследствие непригодности среды обитания для земледелия (оседлости) кочевники позже всех приняли мировые религии. Кыргызстан является и горной, и аридной зоной, поэтому кыргызы дольше всех сохраняли кочевой образ жизни и тенгрианство. Консервация развития этноса и территории обусловила сохранение древних языческих пластов культуры, которые другие этносы прошли и позабыли. Но эти пласты формировались на донациональном и доконфессиональном этапах развития человечества. Поэтому эти пласты являются трансэтническими – общими для всех этносов Кыргызстана. В то же время тенгрианство в советское время тут не преследовалось как мусульманство, поскольку это не было оформленной конфессией. Это мировоззрение достаточно прочно сохранилось в менталитете кыргызов. Кыргызы говорят «Кудай», а не «Аллах». Если посмотреть на языческие праздники – Масленицу или Нооруз, то это астрономические даты, привязанные к сельскохозяйственным работам. А такие вещи никак не могут разделять народы! Кочевая цивилизация Тенгрианство – это не религия, а мировоззрение кочевников. Именно такой образ жизни и сохранил его. Наши предки столетиями выживали в условиях дефицита природных ресурсов. Если в развитых странах на первом плане стоит человек, то в этой философии человек – элемент системы под названием «природа». Если бы во главе Всемирного банка стоял тенгрианец, то мирового кризиса не было бы. А суть тенгрианства в одной фразе: «Ашык албаш керек» – не бери лишнего, не забирай у природы более того, чем тебе нужно. Выводы Культура выживания кочевников в условиях дефицита природных ресурсов чрезвычайно актуальна для мирового сообщества. Этносам Кыргызстана присуща открытость и комплементарность. Комплементарность (в биохимии) – взаимное соответствие в химическом строении молекул, обеспечивающее их взаимодействие. Необходимо: восстановить трансэтнические элементы кыргызской идентичности и через открытость и комплементарность сделать их основой национальной идеи. 20 октября 2011 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
13:46 // Политика
Аркадий ДУБНОВ: «Лично для меня интересно, как победитель сможет выполнить данные другим кандидатам обещания, тем, кто вышел из президентской гонки, рассчитывая, в свою очередь, на благодарность в будущем» 12:39 // Политика
Как в Кыргызстане радикально реформировать чиновничество и повысить эффективность государственного управления |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |