ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
02 августа 2025, 20:34

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 17:37
Раздел: Общество

ОБЫСК И ВЫЕМКА

ОБЫСК И ВЫЕМКА

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА

27 июня 2010 года на всенародном голосовании была принята новая Конституция Кыргызской Республики. В сравнении с предыдущей редакцией Конституции, нынешний действующий Основной закон статьей 30-й закрепил дачу разрешения на производство обыска и выемки исключительной прерогативой суда.

В данной статье Конституции указано, что каждый имеет право на неприкосновенность жилища и иных объектов, находящихся у него в собственности или ином праве. Никто не может проникать в жилище и иные объекты против воли человека, в пользовании которого они находятся. Производство обыска, выемки, осмотра и осуществление иных действий, а также проникновение представителей власти в жилище и иные объекты, находящиеся в собственности или ином праве, допускаются лишь на основании судебного акта. В случаях, предусмотренных законом, обыск, выемка, осмотр и осуществление иных действий, проникновение представителей власти в жилище и иные объекты, находящиеся в собственности или ином праве, допускаются без судебного акта. Законность и обоснованность таких действий подлежат рассмотрению судом. Гарантии и ограничения, установленные настоящей статьей, распространяются также на юридические лица.

Согласно пункту 5-му статьи 1-й Закона КР «О введении в действие Конституции Кыргызской Республики» законы и другие нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции.

Таким образом, после вступления в силу новой редакции Конституции суды республики стали давать разрешение на производства обыска, выемки и осмотра. Ранее данными функциями был наделен надзирающий прокурор. Однако до настоящего времени, то есть в течение двух с половиной лет, соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики (УПК КР), регулировавшие действия судов, порядок проведения судебного заседания и другие вопросы, связанные с дачей разрешения на производство вышеуказанных следственных действий, не внесены. Это создает определенные трудности при применении указанной выше конституционной нормы:

1. Не расписан порядок проведения судебного заседания, а также не очерчен круг лиц, участие которых в судебном заседании обязательно.

Если судебное заседание судьи, как правило, проводят по общим правилам судебного заседания, то ввиду отсутствия в законе нормы, регулирующей круг участвующих в судебном заседании лиц, не исключается вероятность нарушения прав и законных интересов как лиц, у которых проводятся обыск, выемка или осмотр, так и других заинтересованных лиц. Сложившейся судебной практикой к участию в судебном заседании обычно привлекаются сам следователь, вносящий ходатайство о производстве обыска, выемки или осмотра, и прокурор. А как же быть тогда с участием в судебном заседании лиц, у которых следователь намеревается провести следственное действие?

Также не ясен вопрос: данное судебное заседание должно быть открытым либо же закрытым. С одной стороны, в соответствии со статьей 99-й Конституции и статьей 22-й УПК КР разбирательство дел во всех судах осуществляется открыто, за исключением случаев разбирательства дел о половых и других преступлениях, в целях предотвращения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц и в случаях, требующих обеспечения безопасности данных лиц или их родственников. Однако, исходя из тайны следствия (особенно по делам, связанным с вымогательством взятки либо по нераскрытым преступлениям), обыск, выемка и осмотр должны проводиться с учетом сохранения тайны следствия, и ввиду возможной утечки информации открытое судебное заседание по таким делам нежелательно. Таким образом, необходимо законодательно закрепить, в каких случаях судебное заседание должно быть открытым, а в каких — закрытым.

2. Четко не установлен порядок обжалования судебного решения по даче разрешения на производство выемки, обыска или осмотра.

В соответствии с требованиями нашего законодательства, любое судебное решение может быть обжаловано как участниками процесса, так и заинтересованными лицами. Однако в связи с отсутствием нормы, регулирующей порядок обжалования решения суда, разрешившего или отказавшего в разрешении проведения вышеуказанных следственных действий, также возникают определенные сложности.
Согласно сложившейся судебной практике, решение суда по вопросам обысков, выемок, осмотров, стороны обжалуют в апелляционном порядке в течение десяти дней. Срок обжалования данного решения в кассационном порядке вообще не ограничен. Таким образом, как бы подразумевается, что судебное решение должно вступить в законную силу по истечении срока на его апелляционное обжалование. Но здесь возникает вопрос, каким образом и когда должно исполняться данное решение: немедленно после его оглашения либо после вступления его в законную силу, то есть через десять суток? К примеру, если следователь взял у суда разрешение на производство обыска, он, исходя из интересов дела, как правило, проводит обыск в течение ближайшего времени, то есть когда судебное решение еще не вступило в законную силу, хотя согласно принципам уголовного судопроизводства решение может быть исполнено только после истечения срока апелляционного обжалования.

Считаю, что самым оптимальным выходом из сложившейся ситуации является законодательно закрепить только кассационный порядок обжалования решения суда с немедленным вступлением его в законную силу после оглашения, на подобие установленного в статьях 110-й и 111-й УПК КР порядка избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

3. Как было указано выше, в исключительных случаях производство обыска, выемки и осмотра может быть осуществлено и без судебного решения, однако законность и обоснованность этих следственных действий все равно подлежит рассмотрению судом. Но необходимо установить четкие процессуальные сроки, в течение которых следователь должен обратиться в суд для проверки законности и обоснованности указанных следственных действий. Зачастую бывает, что с подобными ходатайствами следователь обращается и по истечении длительного времени, что влечет за собой нарушение прав граждан.

4. Конституционная норма позволяет только суду давать разрешение на производство не только обыска, выемки, осмотра, но и на проведение иных следственных действий, если это связано с проникновением в жилище и иные объекты частной собственности граждан. К примеру, законом предусмотрено такое процессуальное действие, как наложение ареста на имущество, которое как раз и связано с обязательным проникновением отдельных должностных лиц на частную территорию с целью наложения ареста на имущество и составления описи этого имущества. Однако в связи с тем, что в УПК не закреплена прерогатива на дачу разрешения ареста на имущество, по сей день санкцию на это процессуальное действие дает надзирающий прокурор в силу ст. 119-й УПК. Необходимо привести в соответствие с Конституцией и эту норму закона.

Таким образом, предлагаю в составе рабочей группы с участием представителей всех ветвей власти, а также представителей общественных организаций и объединений разработать в ближайшее время проект закона о внесении в Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики изменений для приведения его в соответствие с Основным законом, поскольку это необходимо, прежде всего, для соблюдения прав и законных интересов наших граждан.

Феликс МАРЛЕС,
судья Московского
районного суда

13 декабря 2012 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
17:48 // Интервью
Кыргызстан и Таджикистан являются фитилем для всего центрально-азиатского региона
(1 комментарий)
17:41 // Общество
Быть или не быть национальной идентичности
17:27 // Общество
Дайджест кыргызскоязычных СМИ
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg