№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Быть или не быть национальной идентичности![]()
Быть или не быть национальной идентичностиЕсть одна стратегическая проблема, которая имеет непосредственное отношение к будущности кыргызской нации. Она касается также и других кыргызстанцев. Это вопрос о сохранности национальной идентичности. Речь идет не о национальной исключительности, не о национализме — это лишь забота о продолжении многовековой самобытности народа. Наша недавняя история показала несостоятельность теории так называемого «единого советского народа». Это был миф, за которым в действительности стояла «русификация», последствия которой сказывается и сейчас. На вопрос о национальной идентичности все большее внимание обращают развитые государства Востока и Запада, например, Федеративная Республика Германия и Франция. Их очень беспокоит сохранность национальной идентичности немцев и французов, христианских ценностей в связи с увеличением в их странах мусульманских общин. Канцлер ФРГ Ангела Меркель в октябре 2010 года произнесла на съезде молодежного крыла Христианско-демократического союза следующие слова: «Ценности, которые представляют ислам, должны соотноситься с нашей конституцией. Здесь действует конституция, а не законы шариата. Для тех, кто с этим не согласен, здесь нет места». Немцы требуют, чтобы иммигранты знали язык и культурные традиции Германии. Их очень волнует стремление радикальных салафитов тем или иным способом установить на территории ФРГ «кораническое, т.е. исламское государство». Это, конечно, маловероятно, если не смешно, но дальновидных, осторожных европейцев беспокоит само появление этих фактов. Франция, как известно, запретила мусульманкам носить в общественных местах хиджаб. Недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на втором съезде молодежного крыла партии «Нуратан» призвал молодежь быть современными, стремиться к овладению техническими знаниями, быть подальше от разных экстремистских течений ислама, не носить девушкам хиджаб, обращать внимание на национальные традиции и обычаи, говорить побольше на казахском языке. В связи с вышесказанным возникает вопрос: каково наше состояние по сохранности национальной идентичности, ценностей, бережно оставленных нам предками? Ведь наши предки оставили нам не только красивейшую землю, но и высокую культуру, содержащуюся в обычаях и традициях народа. Наши предки, будучи кочевниками, не оставили нам письменных законов, их заменили обычаи и традиции. Они их строго соблюдали и бережно передавали потомкам. Кыргызы, как известно, один из древнейших народов Центральной Азии. Многие народы исчезли, растворились в среде других народов. Кыргызы, благодаря тому, что как зеницу ока берегли свои традиции и обычаи, сохранились как нация. В традициях и обычаях отражалось особое мировосприятие и мировоззрение народа. Можно без преувеличения сказать, что закрепленные в обычаях и традициях кыргызов правила поведения, общения были одними из лучших в мировой культуре. Например, отношение и общение между старшими и младшими, родителями и детьми, супругами были уважительными и утонченными. Существовала народная школа воспитания детей и молодежи, в особенности девушек. Кыргызы ценили больше ум и духовность, чем богатство. Молодых людей воспитывали в духе служения народу. Осуждались алчность и эгоизм. Можно констатировать, что, к сожалению, современные кыргызы все больше теряют эти национальные ценности. Тем самым теряется сложившаяся веками самобытность — национальная идентичность. Для наглядности можно обратить внимание на внешний фактор — как сейчас одеваются наши дети. Летом часть наших девушек превращается в полуголых американок, а другая, хоть и меньшая часть, в знойную жару окутана с головы до ног (хиджаб), не отличить их от мусульманок в арабских странах. Большинство наших джигитов одеты в европейские костюмы, но все больше появлеются молодых людей в белых арабских головных уборах, длинных халатах и с бородой, не специфичных для кыргызов. Одним словом, разнобой и какофония. А как известно, внешний фактор есть отражение внутренней сущности. Теперь о мировоззренческих вопросах. Одни молодые люди склонны по большой части слушать молитву из Корана, другая часть признает только западную поп-музыку. Последние, как правило, не желают слушать национальную кыргызскую музыку, практически не говорят на родном языке. В последние годы наблюдается значительный рост числа лиц, строго соблюдающих нормы ислама. Отдельные молодые люди оказываются в сети экстремистских, террористических течений ислама. В то же время определенное количество кыргызов давно начало переходить в христианство, в его различные секты. Это наблюдается даже в отдельных районах страны: Ак-Талинском, Ат-Башинском и др. Наверное, многие помнят недавний скандал, связанный с вхождением или поддержкой отдельных лиц высокого чиновничества корейского религиозного деятеля «святого Муна». По моему мнению, все это в мировоззренческом аспекте свидетельствует о расколе во взглядах и образе жизни молодых людей, и не только у их. Одним словом, как говорится, есть о чем думать. Для решения проблемы сохранности национальной идентичности нужен системный, комплексный подход. Известные общественные деятели, творческая интеллигенция и вообще, все патриотически настроенные граждане, семьи должны активно включаться в этот вопрос. Для государства данный вопрос должен быть приоритетным. Соответствующие государственные органы, в особенности министерства образования, культуры, молодежи, должны принимать срочные эффективные меры. Будущее за молодыми. Те сложные проблемы, которые накопились в сфере экономики, социальной жизни, в состоянии решить только идущая в ногу со временем молодежь. Наше общество должно быть открытым для высшего образования, прогрессивной культуры и технологий Запада и Востока, но с одним условием — кыргызы и кыргызстанцы должны сохранить при этом национальную идентичность. Только так мы можем избежать опасности растворения в сфере интересов больших народов и культур. Назаркул БОПОЕВ, 13 декабря 2012 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
18:03 // Интервью
Жакшылык БОРОЧОРОВ: «Основная цель нашей работы – служить сближению стран, культур, этносов» 17:48 // Интервью
Кыргызстан и Таджикистан являются фитилем для всего центрально-азиатского региона (1 комментарий) |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |