ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
05 декабря 2025, 09:12

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 11:45
Раздел: Общество

АНТИЧНЫЙ, ИЛИ ГРЕКО-РИМСКИЙ ЭТАП ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

АНТИЧНЫЙ, ИЛИ ГРЕКО-РИМСКИЙ ЭТАП ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

Часть первая

В отличие от Востока, создавшего несколько вариантов цивилизационного развития, Европа не отличалась таким разнообразием. На рубеже 8-7 вв. до н.э. в Южной Европе в рамках общества деспотического типа произошла социальная мутация. В результате политических реформ и связанных с ними процессов в полисах Древней Греции возник феномен античности, основу которого составляли гражданское общество и правовое государство; наличие специально выработанных юридических норм, правил, привилегий и гарантий для защиты интересов граждан и собственников.

Появилась античная цивилизация, которая по праву считается вершиной древности, ее удивительно ярким и плодотворным финалом. Фактически в эту эпоху здесь зародилась демократия, было признано право собственности, определена непреложность закона, сформировалась идея уважения к человеку, возникло рационалистическое мышление, зародились основы наук, выработалась привычка к личной инициативе и самостоятельному труду. Возникла эта цивилизация на стыке трех частей света (Европа, Азия, Африка). Это была не единственная, но самая крупная морская цивилизация Средиземноморья, господствовавшая здесь более двенадцати веков.

На берегах Средиземноморья обитало около 20 народов. Среди них в I тыс. до н.э. выделились и начали стремительно развиваться две цивилизации: древнегреческая и древнеримская.

В 8 в. до н.э. возникла первая в мире республика – афинский полис. В противоположность монархии, где власть передавалась по наследству, республика означала выборность органов власти и ограниченность их сроков. Его индивидуальной особенностью было то, что это был рабовладельческий полис. Впоследствии они появились в других греческих городах-государствах – Фивах, Аргосе, Мессении, Пирее, Феспии и др. Это событие стало поворотным, предопределившим развитие человеческой цивилизации в направлении демократии.

Иной вариант развития дал другой греческий полис – Спарта. Ее называют военизированным, полицейским государством. Основой Спарты была община равных (спартиатов), которая эксплуатировала рабов-илотов, составляющих основную массу населения страны, и периэков – свободных жителей, не обладавших политическими правами. Положение жителей было строго определено. Спартиаты были только воинами и не занимались производительным трудом и торговлей. Ремесло и торговля были уделом периэков, крестьянский труд – илотов. В Спарте не было частной собственности на землю. Высшая государственная власть находилась в руках двух наследственных царей (дорийской и ахейской династии), избиравшихся голосованием герусии – совета старейшин, состоящего из 28 геронтов в возрасте не менее 60 лет, и эфоров – носителей контрольной власти, имевших право контролировать царей и герусию. Апелла – народное собрание всех полноправных граждан-спартиатов не моложе 30 лет – была ограничена в полномочиях. Она имела лишь право соглашаться или не соглашаться с предложениями герусии. Члены народного собрания собирались нерегулярно, не обсуждали бюджет и его расходование, не могли контролировать эфоров и герусию, не разбирали дела в судебном порядке.

С точки зрения эволюции переход к республиканской форме правления был шагом назад, возвращением к архаической форме правления. Власть вновь была возвращена народу путем восстановления в прежних правах роли народного собрания. Это было время самого плодотворного развития института народного представительства и законодательного органа, впоследствии названного парламентом. В античную эпоху были заложены базовые основания под развитие парламентаризма. Эта система стала прообразом политического устройства современности.

Расцвет античной цивилизации был связан с раскрепощением человека и дальнейшим развитием личности. Человека в античном мире рассматривали в качестве субъекта, равного государству. В этом было коренное отличие античной цивилизации от восточных деспотий, где человек рассматривался слугой государства.

Античные философы и политики считали государство изобретением человека и рассматривали его как инструмент удовлетворения интересов человека, а не наоборот. Никто не был вправе подвергнуть свободного человека насилию или наказанию иначе, как только на основании права, закона. В античных философии и праве берут свое начало такие понятия, как конституция, демократия, равноправие, верховенство закона, права человека и т.д.

Античная демократия означала право свободных граждан участвовать в управлении государством посредством участия в народных собраниях, а также выдвижения их на государственные должности. Она ограничивала право личной жизни, тщательно регламентировала его законами полиса. Участие в политической жизни для афинянина было обязанностью, отступление от которой наказывалось. Не желавший примыкать ни к какой политической партии лишался прав гражданства. Гражданин был обязан защищать родину, жениться и иметь детей, ему нельзя было говорить все, что вздумается, непочтительно относиться к богам. Наказания за ослушание были очень строгими и следовали неотвратимо. Таким образом, античный полис обладал большой властью над своими гражданами. Взамен была установлена система, которая позволяла бедным гражданам жить за счет богатых. В древнем Риме гражданин посвящал республике буквально всю свою жизнь. Республика в обмен брала на себя обязанность по его содержанию.
Под словом «демос» в античной Греции понималась община свободных, живущих на одной земле людей, имеющих общее происхождение и общих богов. Патриотизм демоса имел сугубо религиозный, языческий смысл, обязывающий любить и уважать своих богов и своих предков. Члены демоса являлись носителями общинных, полисных элементов демократии, а не политических и гражданских признаков демократии, как сейчас. В этом смысле традиционная демократия кыргызов ближе к ценностям полисной демократии, чем к ее западно-либеральным аналогам. Христианство и социальные революции в Европе привели к разрушению здесь традиционной общины. Между тем, антиаристократические и социальные народные революции в странах Востока (Китай, Вьетнам, Япония, Корея) создали здесь, в отличие от Запада, традиционно-общинные и авторитарные демократии. Суть их остается, и это очень важно для нас, незападной, традиционно-демократической.

Первоначально в Афинах установилась аристократическая («власть лучших» по-греч.) форма республики. Монополия на власть принадлежала родовой знати (эвпатридам), которая правила определенное время до следующих выборов. Эвпатриды входили в Ареопаг (совет) – высший коллегиальный орган власти, политику которого осуществляли три высших должностных лица – архонты. В своей деятельности они совещались с собранием старейшин, представлявшим знатные аристократические роды. Выборы в это время носили фиктивный характер, должностные лица являлись ставленниками знати. Для них было характерно долгосрочное или пожизненное замещение государственных должностей, что привело к появлению традиций семейственности. Народное собрание теряло свою силу, и свободные граждане полиса постепенно стали превращаться в зависимых от знати, что вело к обострению социальной напряженности.

Благодаря выдающимся реформаторам древности Тесею, Драконту, Солону, Писистрату, Клисфену, Эфиальту, Периклу и другим, Афины стали выходить из состояния политического застоя, перманентного кризиса и гражданской войны в сторону общего прогресса, политического, экономического и культурного развития.

Базилевс («царь» по-древн. греч.) Тесей и архонт Драконт закрепили социальное неравенство в греческом обществе, способствовали дальнейшему распаду родоплеменного строя и объединению греческих племен в единый афинский народ. Создали основы республиканского правления, учредив Ареопаг, где представители аристократии – эвпатриды – коллегиально выполняли роль царя. Попыткой ослабить власть знати стала письменная запись существующего ранее устного законодательства и введение публичного суда. Первый греческий свод законов был весьма суров, ибо за все преступления, включая даже такие незначительные, как кража еды, полагалась смертная казнь. Об этих законах греки говорили, что они писаны не чернилами, а кровью. Однако эти драконовские законы несколько ослабили власть родовой аристократии, отняв у нее, в частности, право на кровную месть и возможность судить членов полиса в своих личных интересах.

Реформы архонта Солона были направлена на защиту интересов аристократии и демоса одновременно. Он ликвидировал долговое рабство, запретил превращать афинян в рабов, ввел свободную куплю-продажу земли, расширил роль народного собрания, создал новый судебный орган Гелиэю, членом которой мог стать любой гражданин, независимо от социального положения. Политические права свободных членов полиса стали определяться в зависимости от имущественного ценза. Так, бедные могли избирать, но не быть избранными на высшие должности. Возросла роль народного собрания, которое теперь собиралось 40 раз в год (вместо 10 раз в прошлом). В противовес аристократическому ареопагу был создан Совет из 400 граждан. При Солоне появился политический обычай – остракизм (суд черепков), когда сами граждане с помощью процедуры, ставшей прообразом тайного голосования, определяли, угрожает ли кто-нибудь афинской демократии. При нем был также введен суд присяжных.

После ухода Солона с политической арены вновь возобновилась борьба. Во голове её стал Писистрат, который объединил две противоборствующие группировки. В одну из них входили торговцы, судовладельцы, а в другую крестьяне, и наемники. Опираясь на них, Писистрату удалось утвердить свою власть и стать тираном на 19 лет. При нем беднякам раздавалась государственная земля, организовывались общественные работы, выдавался дешевый кредит, заключались торговые договоры со многими государствами. Был введен постоянный подоходный налог в размере 10, который затем был снижен до 5. Политика Писистрата оказала положительное влияние на развитие общества, т. к. была направлена на поддержание государственного порядка, социального спокойствия, стимулировала экономический и культурный прогресс.

В ходе борьбы демократии и аристократии определился целый ряд важных демократических принципов, одним из которых было местное самоуправление, которое закрепила конституция Клисфена.

Архонт Клисфен провел ряд реформ, завершивших оформление полисного строя в Афинах. Он ликвидировал остатки родового строя, уничтожил старое деление населения на четыре племени, завершил длительный процесс становления государства. Аттика при нем была разделена на 10 областей (фил), не связанных с родами, каждая из которых отбирала по 50 человек в Совет, учрежденный Солоном. Таким образом, он учредил Совет пятисот, а также ввел новые должности аподектов (10 сборщиков взносов) и стратегов (10 министров), включил в число полноправных граждан многих метеков (иностранцев) и вольноотпущенников. Основой социального деления стало наличие частной собственности, а не знатность рода. Политическая власть при нем начинает осуществляться в форме государственной власти, а аппарат ее осуществления  становится  государственным аппаратом.

Реформатор Эфиальт почти полностью лишил аристократический Ареопаг политической власти (в его ведении остались лишь уголовные дела), передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и Гелиэе.

После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил его сторонник Перикл, родившийся в семье аристократов. Перикл провел гражданскую реформу. Было установлено, что полноправным гражданином Афин является лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Он отменил цензовую систему и открыл доступ к любым должностям для всех неимущих граждан, кроме должности военачальника. Эти реформы нанесли сильнейший удар по родовой организации общества и привилегиям родоплеменной аристократии, заложили основы для превращения Афин из родоплеменной организации в политическую организацию свободных граждан, гражданскую общину, политическую нацию.

Перикл много сделал для превращения Афин в морскую державу. Усиление морской мощи Афин, расширение торговых связей выдвинули на первый план слои населения, связанные с морем. А во главе демократической партии часто стояли аристократы, осознавшие, что олигархическая партия – это партия консерваторов, идущая не в ногу со своим временем.

Ильяс КУРМАНОВ,
аспирант КГУ им. И. Арабаева

Продолжение следует

31 января 2013 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
11:45 // Общество
АНТИЧНЫЙ, ИЛИ ГРЕКО-РИМСКИЙ ЭТАП ПАРЛАМЕНТАРИЗМА
11:29 // Спорт
Шаршен Касенов: путь в спорте и жизни
11:26 // Общество
Дайджест кыргызскоязычных СМИ
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg