ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
30 октября 2020, 21:51

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
885 (565)
884 (564)
883 (563)
882 (562)
881 (561)
880 (560)
879 (559)
878 (558)
877 (557)
876 (556)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 15:46
Раздел: Общество

АНТИЧНЫЙ, ИЛИ ГРЕКО-РИМСКИЙ ЭТАП ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

АНТИЧНЫЙ, ИЛИ ГРЕКО-РИМСКИЙ ЭТАП ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Экономической основой Афинского государства стала частная собственность на землю. Верховная власть принадлежала народному собранию. В Афинах оно называлось Агора – по названию центральной рыночной площади (в Риме – Форум). Все взрослые граждане-афиняне, достигшие 20 лет, ежегодно 10, а затем 40 раз в году собирались на Агору, чтобы участвовать в работе народного собрания. Здесь они решали самые важные вопросы общественной и государственной жизни (объявление войны, заключение мира и т.д.), заслушивали отчеты руководителей, принимали законы и постановления, формировали Совет четырехсот (пятисот), правительство (коллегию стратегов из 10 членов), судебную власть – Гелиэю. Не могли участвовать в работе Агоры женщины, иностранцы, умалишенные, рабы и дети. Для работы был необходим кворум – 1/5 часть от общего состава народного собрания, или 6000 граждан. Как правило, редко участвовали в работе крестьяне. С 4 в. до н.э., чтобы оптимизировать их участие, за посещение им стали выплачивать вознаграждение.

В период между народными собраниями власть осуществлял Совет четырехсот, преобразованный затем в Совет пятисот. Греки называли его Буле, Булэ (др.-греч. «воля, совет, совещание»), а членов – булевтами. Совет заседал в специально предназначенных булевтериях, которые обычно находились на рыночной площади. В Афинах Буле был рабочим органом Народного собрания. Основной его задачей была разработка законопроектов, выносимых на рассмотрение Народного собрания. Однако некоторое время в V-IV веках до н. э. Буле исполнял многие управленческие, политические, административные функции. Буле в Афинах избирался ежегодной жеребьёвкой – по 50 человек от каждой из фил («область» по-греч.). Повторное избрание допускалось через несколько лет и только один раз. Членом Буле мог быть афинский гражданин из любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста.

Совет четырехсот формировался по родоплеменному признаку по 100 представителей от каждого из четырех племен. Большинство здесь принадлежало родовой аристократии. В Совет пятисот каждая фила (область) делегировала путем жеребьевки 50 представителей, и власть в нем теперь принадлежала простым гражданам. Таким целенаправленным и тщательно продуманным путем афиняне демонтировали родоплеменную структуру общества, ставшую серьезным препятствием на пути дальнейшего генезиса афинской демократии.

В работу народного собрания древние греки заложили многие традиции, которые стали определяющими в развитии парламентаризма. Благодаря реформам Солона и Клисфена только народное собрание получило право принимать законы, а также постановления (псефизмы), превратившись из органа представительной власти еще и во власть законодательную.

Законодательный процесс в работе народного собрания занял ключевое место и был четко регламентирован. Каждый член народного собрания имел право законодательной инициативы. Законопроект вывешивался для публичного ознакомления и обсуждения. Совет пятисот, как постоянно действующая палата, давал заключение по законопроекту. К компетенции Буле относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль над должностными лицами. Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, формирование повестки дня, что позволяло ему направлять деятельность последнего. Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В 4 в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался о своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности. Решения принимались поднятием руки.

Одно заседание народного собрания, которое решало вопрос об ответственности должностных лиц – остракизме (в Римской республике оно называлось «проскрипцией»), считалось главным и проходило в шестой месяц года. Формально выступать и представлять законопроекты мог любой участник Агоры. Практически же с речами выступали профессиональные ораторы, которые назывались демагогами. Каждый член собрания мог потребовать снятия с обсуждения законопроекта, объявив его незаконным, с угрозой привлечения инициатора к суду. Это правило появилось в целях обеспечения стабильности законодательства и стало действенным инструментом, ибо за нарушение законов в Афинах следовало суровое наказание. Председатель народного собрания имел право не ставить на голосование законопроекты, которые, по его мнению, были незаконными. Принятый законопроект мог стать законом только в случае его официального одобрения Гелиэей.

Исполнительная власть была сосредоточена в руках коллегии стратегов. Они были подотчетны народному собранию и выбирались сроком на один год. Самым известным стратегом всех времен был аристократ Перикл. Он занимал эту должность 14 лет подряд. При нем Афины достигли апогея своего развития и превратились в могущественную военно-морскую державу. Последнее его 15-е избрание было связано с большим скандалом. Перикл был обвинен своими политическими недоброжелателями в коррупции и казнокрадстве и вынужден был уйти из политики. Но через год ему удалось реабилитироваться и снова переизбраться стратегом. Однако вскоре он заболел тифом и скоропостижно умер. После этой драматической истории, совершенствуя свою политическую систему, греки мудро рассудили, введя ограничения на сроки занятия должности стратега одним человеком. Был принят закон, который запрещал гражданам занимать эту должность более двух сроков подряд. Это была мера, направленная на сокращение рисков и угрозы коррупции, клановости, семейственности и установления диктатуры. Такая норма сейчас содержится в конституциях многих демократических стран.

Древние афиняне сделали важное нововведение, отделив от Буле судебную власть в лице Гелиэи, которая в старину обозначала название народного собрания. Происходит от слова «гелиос» – солнце, т.к. народные собрания происходили только днем и заканчивались с заходом солнца. В древнем Риме суд также был отделен и передан в руки должностных лиц – преторов. Таким образом впервые произошло официальное разделение законодательной и судебной ветвей власти. Для осуществления правосудия были созданы новые институты и должности. В античных республиках были заложены основы современной системы разделения ветвей власти, сдержек и противовесов между ними. Это был большой прорыв в развитии демократии. Несмотря на то, что границы между ветвями власти подчас носили аморфный характер, были размыты и часто нарушались основными политическими акторами. Судебные функции в Афинах одновременно выполняли Ареопаг, суды в роли первой, второй и третьей инстанций, суды присяжных, народные суды, третейские суды, народное собрание и др.

Развитие парламентаризма получило свое дальнейшее осмысление и логическое продолжение в Древнем Риме, где была создана самая величайшая цивилизация древнего мира. Римляне многое позаимствовали у древних греков и стали талантливыми продолжателями и распространителями демократических традиций. Римская политическая система была творчески скопирована с греческой модели с учетом своих культурных особенностей. Это было общество, где в особом почете было право и юристы. Граждане древнего Рима были представлены в народном собрании – трибутных, центуриатных, куриатных комициях (от лат. comeo – схожусь, собираюсь), построенных по сословному, территориальному и имущественному признакам. Каждое собрание  собиралось и голосовало отдельно. Они принимали законы, заслушивали отчеты руководителей, выбирали каждый год должностных лиц (эдилов, преторов, квесторов, цензоров), а также сенаторов. Сенат (римский совет старейшин) избирал из своих рядов двух консулов – глав исполнительной власти с одинаковыми полномочиями, которые открывали заседания сената, председательствовали на них, осуществляли оперативное руководство страной, ее экономикой, вооруженными силами и т.д. В моменты кризиса сенат вместо двух консулов назначал одного диктатора, который слагал полномочия, как только возвращал ситуацию в исходное положение. В период острых гражданских войн, а также внешних нападений на Рим, кризисы усугублялись, а вместе с ним усиливалась роль военных полководцев, которые стремились удержать власть в собственных руках. Появились пожизненные диктаторы. Эта власть в последующем постепенно эволюционировала в сторону императорской власти.

В условиях острой классовой борьбы между патрициями и плебеями был учрежден высокий пост плебейского трибуна – должностного лица, ежегодно избиравшегося из плебеев на собраниях по трибам. Должность народных трибунов была введена для защиты прав плебеев от произвола патрицианских магистратов и просуществовала до 3 в. н.э. В период поздней республики ежегодно выбирали 10 трибунов.

Трибуны имели право накладывать вето на распоряжения или постановления любого магистрата (кроме диктатора и цензора) и сената, арестовывать и приговаривать к штрафу магистратов (кроме диктатора) и рядовых граждан, созывать собрания плебеев, заседания трибутных комиций и сената и председательствовать на них, издавать эдикты и предлагать законопроекты. Трибуны были единственной магистратурой, не слагавшей свои полномочия перед назначенным диктатором. Личность народного трибуна считалась неприкосновенной. Народные трибуны были обязаны постоянно держать двери дома открытыми для граждан, нуждающихся в защите, и не могли покидать Рим более чем на сутки. Их власть была ограничена городской чертой Рима.

Высший подъем римской демократии связан с деятельностью народных трибунов Тиберия и Гая Гракхов. С установлением империи институт народных трибунов утратил самостоятельное значение, но продолжал существовать в форме «трибунской власти» императора. Гай Юлий Цезарь стал первым пожизненным трибуном, что обеспечивало ему личную неприкосновенность. Октавиан Август, Тиберий и последующие принцепсы также принимали пожизненную трибунскую власть.

Римская демократия ушла со сцены относительно спокойно и постепенно, выполнив свою историческую миссию по созданию и развитию института права. Задача развития права сменилась задачей адаптации системы права к стремительно растущей массе граждан империи. Изменились обязанности граждан. Если при республиканском строе Рим содержал своих граждан, то при Римской империи обязанность граждан состояла в том, чтобы содержать империю. Но и установленная в Риме монархия имела какой-то необычный налет демократии и парламентаризма. Сенат каждый год подтверждал правление императора, переутверждая его в должностях принцепса, консула, трибуна, верховного понтифика...

Благодаря Риму идеи парламентаризма, народовластия, демократии, верховенства права, частной собственности и свободы вышли далеко за пределы Италии и Греции и были распространены на огромной территории империи. Римские правоведы даровали человечеству гражданское право, зафиксировали факт нарастающей индивидуализации человека.

Однако не следует забывать, что античный мир был рабовладельческим. Права и свободы человека здесь сосуществовали с рабством, торговлей людьми, угнетением человека, что и привело к деградации римской культуры и ее последующей гибели под ударами варварских племен. Период прямой демократии и протопарламентаризма изжил себя.

Демократия, перемещаясь в массовое общество с обширными территориями страны, с большим народонаселением, смешанным политическим, этническим и половозрастным составом, вынуждена была уступить место «представительской» демократии. Эта система требовала, чтобы между народными собраниями кто-либо выполнял текущую работу, готовил следующее собрание и др. Для этого нужно было избрать хотя бы одного «представителя». Но это уже была не «прямая» демократия.

Основные элементы античной структуры не только выжили, но и в синтезе с христианством способствовали формированию в средневековых городах-коммунах, торговых республиках Европы, имевших автономию и самоуправление (Венеция, Ганза, Генуя), основ частнособственнического рыночного хозяйства. В эпоху Возрождения, а затем Просвещения античный генотип Европейской цивилизации проявился в полной мере, приняв форму капитализма.

Ильяс КУРМАНОВ,
аспирант КГУ им. И. Арабаева

7 февраля 2013 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
КомментироватьВсего 3 комментария
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
16:05 // Общество
Открытое обращение к Президенту КР Алмазбеку АТАМБАЕВУ
(1 комментарий)
15:46 // Общество
АНТИЧНЫЙ, ИЛИ ГРЕКО-РИМСКИЙ ЭТАП ПАРЛАМЕНТАРИЗМА
(3 комментария)
15:08 // Общество
Дайджест кыргызскоязычных СМИ
(1 комментарий)
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2020 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg