№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
ПАРЛАМЕНТАРИЗМДОСОВЕТСКИЙ (КОНСТИТУЦИОННО-МОНАРХИЧЕСКИЙ) ЭТАП РАЗВИТИЯ ПАРЛАМЕНТРИЗМА В середине 19 в. завершилась, если можно так выразиться, «дискуссия» о возможном векторе развития, движения или ориентации кыргызов. Из восточного, юго-западного и северо-западного направлений было выбрано северо-западное – Россия. Территория Кыргызстана вошла в состав России. То есть этот процесс можно считать вступлением Кыргызстана в зону европейской модернизации, и этот процесс на сегодняшний день не закончен. После середины 19 в. началось замещение в управленческой системе страны за счет управленческой системы России. Процесс формирования национальной элиты, которая соразмерна не роду, не региону, а всей территории, стал существенно корректироваться, во многом был замещен «московским центром» и не закончен по сегодняшний день. В областях и уездах Туркестанского края должностные лица назначались царской администрацией, а на самом низовом, волостном уровне проводились выборы волостных старост – болушей из представителей местного населения. Как правило, на этих выборах побеждали родовые вожди – манапы. Но бывали случаи, когда они проигрывали своим менее родовитым и именитым конкурентам. Например, в 1916 г. во время выборов болуша Атакеевской волости выиграл не родовой вождь, а Белек Солтоноев, ставший впоследствии известным историком и просветителем. Выборы проводились в городские думы наиболее крупных городов: Пишпек, Токмак и Ош. До 1905 г. в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. Его появление стало результатом революции 1905 г. Манифестом от 6 августа 1905 г. император Николай II учредил Государственную Думу как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов». Новой основой законодательной компетенции Государственной думы стал п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г., установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять (так в тексте – И. К.) силу без одобрения Государственной думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906 г.: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом от 6 августа 1905 г., Дума становилась законодательным органом. Выборы депутатов Думы происходили не напрямую, а через институт выборщиков, отдельно по четырём куриям: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Для первых двух выборы были двухступенчатыми, для третьей – 3-х, для четвёртой – 4-ступенчатыми. От населения Семиречья из большой группы местных чиновников и предпринимателей лишь однажды депутатом Госдумы 4-го созыва был избран предста¬витель кыргызского народа. Им стал мудрец из Прииссыккулья Кыдыр-аке Байсариев. Впрочем, для кыргызов это событие не стало неожиданностью. Благодаря регулярно проводимым прежде жыйынам (курултаям), они знали, по каким критериям надо выбирать кандидатов на выборную должность. В народе еще была свежа историческая память об этом институте. Идея о возврате к курултаю как верховному органу власти, придании ему конституционного статуса и контрольных полномочий над всеми ветвями власти и сейчас активно пропагандируется некоторыми политиками и политическими силами Кыргызстана. В Конституции и законодательстве современного Кыргызстана курултаи рассматриваются как одна из форм местного самоуправления. Оппозиция в борьбе с политическим режимом президента А. Акаева, а затем и К. Бакиева успешно использовала этот институт для прихода к власти. В настоящее время оппозиционные силы продолжают использовать курултаи как механизм давления на официальные власти. Более того, некоторые политики выступают за то, чтобы встроить курултай в политическую систему страны в качестве верховного органа, которому были бы подотчетны все ветви власти и высшие должностные лица государства. Кыргызский народ, как показывает анализ развития парламентаризма, не прошел всех известных стадий парламентаризма. За свою более чем двухтысячелетнюю историю кыргызы были знакомы либо с институтами прямой демократии с доминирующей ролью народного собрания, либо с монархическим устройством с номинальной ролью органов народного представительства. Мимо кыргызов прошли такие важные этапы, как греко-римский, англо-французский и новый периоды, сыгравшие огромную роль в формировании современной системы парламентаризма. Даже после учреждения Государственной думы в 1906 г., несмотря на желание царской администрации шире вовлечь народы колониальных окраин в процесс государственного управления, кыргызам и другим народам окраин не удалось приобщиться к новым формам парламентской демократии. Да и век парламентаризма в России оказался слишком недолог – всего 12 лет. 20-21 января 1918 г. в Пишпеке был проведен референдум по вопросу, к какой власти присоединиться: к большевистскому Петроградскому Совету (227 голосов), правительству Великой Сибири, т.е. правительству адмирала Колчака (21 голос) или воздержаться до Учредительного собрания. Абсолютное большинство предпочло воздержаться до Учредительного собрания – 3027 голосов (оно было уже разогнано, но весть об этом в Пишпек еще не дошла), но к декабрю 1918 г. большевики захватили власть в уезде. Выборы в Учредительное собрание России 12 ноября 1918 г. в Семиречье не состоялись по причине их срыва анархически настроенными солдатами. Кандидатами в депутаты Учредительного собрания были выдвинуты: от партии «Алаш» – переводчик бывшего областного военного губернатора Ибрагим Джайнаков, активисты партии Дуур Сооромбаев и Абдыкерим Сыдыков; от союза «Букара» в блоке с партией левых эсеров – алашевец Мухамеджан Тынышбаев (будущий глава Кокандской автономии), эсеры – начальник Переселенческого управления А. Шебарин, волостной управитель манап Дардаил Абдулин и верненский голова (мэр) Орест Авенирович Шкапский. Население Семиречья не выдвинуло в Учредительное собрание ни одного кандидата от социал-демократов. Меньшевики и большевики, в отличие от центра России, в Средней Азии сосуществовали вместе, объединенные в одну партию социал-демократов. А после Октябрьской революции большевики приняли государственную стратегию, направленную на уничтожение парламентаризма, т.к. его природа не совпадала с идеями диктатуры пролетариата. Ильяс КУРМАНОВ, 7 марта 2013 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
15:21 // Политика
Гейдар ДЖЕМАЛЬ: «…визит американской делегации в Таджикистан связан с целым набором шагов в дорожной карте 14:25 // Интервью
Такаюки КОИКЭ: «Я очень надеюсь, что визит А.Атамбаева в Японию придаст новую динамику в развитии наших отношений» 13:57 // Экономика
Обращение бизнес-сообщества к депутатам ЖК по законопроекту «Об ограничении ростовщической деятельности в КР» |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |