№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Светское государство и религия![]() Светское государство и религия Взаимоотношения государства и религии во всех странах всегда были сложными. В последнее время в Центральной Азии, в том числе в Кыргызстане, этот вопрос становится очень актуальным. Опрос общественного мнения, проведенный недавно по этому вопросу, наводит на определенные размышления. Так, на вопрос: «Должна ли религия участвовать в управлении государством?» 12% опрошенных в Казахстане ответили утвердительно. Для сравнения – в Кыргызстане эту позицию поддержали 33% опрошенных (Статья: «Казахстан в исламском мире» – газета «Аргументы и факты», № 48 от 28 ноября 2012 года). На наш взгляд, все это указывает на существование серьезной проблемы и необходимости безотлагательного обращения внимания государства и общественности на данный вопрос. Похоже, наше государство, наконец, начало принимать кое-какие меры в этом направлении. Недавно Жогорку Кенеш обсуждал вопрос об улучшении работы в мусульманских образовательных учреждениях. Этого мало! Государство в ближайшее время должно принять срочные комплексные меры по улучшению религиозной ситуации, адекватные реальным угрозам и вызовам. В республике усиливается влияние зарубежных нетрадиционных течений исламской и христианской религий. Появляются новые верования, поклонения и обряды, а также религиозные течения и секты. Растет религиозный экстремизм. Однако некоторые аналитики склонны считать мнение о нарастании роли исламского экстремизма в Кыргызстане надуманным. Конечно, не стоит слишком преувеличивать эту угрозу, но опасно также ее недооценивание. Динамика развития религиозной ситуации в республике вкратце выглядит так. В 90-х годах прошлого столетия произошел существенный рост религиозности населения. Этот процесс в дальнейшем усиливался. В результате заметно увеличилось число религиозных организаций. В настоящее время осуществляют свою деятельность около 30 религий и религиозных направлений. Характерной чертой религиозной ситуации в последнее время стало распространение идей исламского экстремизма и фундаментализма, активизация деятельности различных деструктивных религиозных и террористических групп. Например, взрыв около Дворца спорта им. Кожомкула, попытка организации взрыва около УВД в столице и др. Существуют сведения о вербовке и направлении молодежи на учебу в Пакистан и другие страны экстремистскими центрами. Однако некоторые эксперты, вместо акцентирования внимания государственных органов, учреждений традиционного ислама, общественности на организацию предупредительной работы, подчеркивают невозможность или сложность отличить экстремистскую направленность от традиционной. Разве трудность опознания снимает существование проблемы? Конечно, нет. Это, наоборот, указывает на необходимость профессионального подхода к организации работы по борьбе с исламским экстремизмом. Для этого нужна хорошо подготовленная, высокообразованная духовная элита, такие же специалисты в системе государственных органов, уполномоченных работать в религиозной сфере. В этом случае возможна эффективная борьба, хорошая разъяснительная и предупредительная работа среди населения. Основой этой работы должно быть четкое понимание сущности светского государства и его взаимоотношений с религией. Согласно ст. 1 Конституции КР, наше государство является светским. А общепризнанным принципом светского государства является невмешательство государства в поле деятельности религии с условием, если она не противоречит законодательству. С другой стороны этот принцип требует, чтобы религиозные организации и служители религиозных культов не вмешивались в сферу деятельности государства. Но, как показывает практика, этот, в общем-то, правильный принцип взаимоотношений государства и религии не всегда и не всеми верно понимается. Так, одни считают, что между государством и религией «должна стоять глухая стена», а другие, наоборот, допускают возможность участия религии в управлении государством. Да, действительно, по Конституции (ст. 7) религия и все культы отделены от государства. Но это не означает абсолютное отсутствие между государством и религиозными организациями, служителями культа каких-либо отношений. Религия отделена от государства в том смысле, что религиозные организации и их деятели не могут участвовать в управлении государством. Здесь существует законодательный заслон борьбе религиозных лидеров за государственную власть. Согласно ст. 4 Конституции Кыргызской Республики, запрещено создание политических партий на религиозной основе, преследование религиозными объединениями политических целей. В самом деле, принцип светского государства предполагает многоаспектность отношений государства и религии. По-другому и не может быть, т.к. у государства и религиозных организаций одни и те же субъекты заботы: человек, граждане. Религия печется «о душе человека», а государство озабочено реализацией конституционных прав граждан. Поэтому между государством, религиозными организациями и служителями культа на уровне закона и на уровне практики обязательно должно существовать «сотрудничество и содействие». Я бы сказал даже «взаимопомощь». Другой вопрос, соответствует ли существующий уровень сотрудничества и содействия между государством и религией появившимся угрозам и вызовам, проявлениям религиозного радикализма и экстремизма. Анализ показывает, что нет. Прежде всего, для полноценного сотрудничества и содействия нет достаточной правовой базы. Действующий Закон КР «О свободе вероисповедования и религиозных организациях в Кыргызской Республике» от 31 декабря 2008 года № 282 был подписан бывшим президентом К. Бакиевым. Еще раньше, 6 мая 2006 года правительством была утверждена «Концепция государственной политики в религиозной сфере Кыргызской Республики». И Закон, и Концепция были далеки от реальности, сложившейся в религиозной сфере. Бакиевых, как известно, интересовали не столько «духовные», сколько «доходные» сферы. Сегодня продолжают действовать и этот Закон, и Концепция. И, наверное, надо полагать, что именно они составляют сегодня правовую и организационную основу взаимоотношений государства и религии. В указанном Законе, правда, в отношении государственно-религиозных отношений присутствует термин «содействие и сотрудничество», но в крайне ограниченных рамках. Там, например, нет таких важных пунктов, как взаимное сотрудничество и содействие в деятельности по профилактике и предупреждению распространения фундаментально-радикальных взглядов; организации эффективной работы против распространения нетрадиционных религиозных течений, активизации терроризма и религиозного экстремизма и др. Без таких форм сотрудничества между уполномоченными государственными органами, религиозными организациями и служителями традиционного ислама невозможно адекватно отвечать сегодняшним изощренным методам работы со стороны экстремизма, фундаментализма и других деструктивных, террористических сил. Одним словом, необходимо безотлагательно принять новый закон и новую концепцию, отвечающие сегодняшним реалиям. При разработке закона и концепции нужно обязательно учитывать те недостатки и упущения в деятельности государственных органов и религиозных организаций, которые не позволяют эффективно организовать противостояние религиозному радикализму и экстремизму. На них частично, кратко можно указать на примере деятельности такого государственного учреждения, как «Государственная комиссия по делам религии при Президенте Кыргызской Республики (ГКДР КР)» и Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК – Муфтият). По мнению компетентных экспертов, Государственная комиссия по делам религии сегодня в полной мере не обеспечивает решение возложенной на нее задачи. Это объясняется не столько субъективными, сколько объективными причинами. Штат, структура и материальная база Госкомиссии не соответствуют тем объемным и ответственным задачам, которые она призвана решать. Так, в штате состоит всего 25 сотрудников. Из них 19 находятся в главном офисе в Бишкеке, 6 – в г. Оше (Южный региональный отдел). Госкомиссия имеет всего три отдела: правового обеспечения, аналитики и регистрации религиозных организаций. Сотрудники получают небольшую заработную плату. Поэтому комплектовать высококвалифицированными кадрами проблематично. Отсутствует современная оргтехника. Для успешного решения поставленных задач с учетом осложнения религиозной ситуации в республике Госкомиссия, как структура, малоэффективна. Должно быть полноценное, действенное учреждение со статусом госкомитета или госагентства. Для сравнения – в Казахстане учреждено Госагентство по делам религии, а в Узбекистане и Таджикистане – Госкомитет по делам религии при правительствах. По анализам экспертов по религиозным вопросам, сегодня Духовное управление мусульман Кыргызстана в состоянии в полной мере противостоять своим оппонентам – деструктивным религиозным течениям и сектам. Духовная элита не смогла создать эффективный идеологический противовес радикальным течениям. Слабо ведется работа по информированию населения о сущности нетрадиционных, фундаментальных исламских течений, о задачах международного религиозного терроризма и экстремизма. Отсутствует грамотная, авторитетная духовная элита, недостаточно ученых-теологов, формирующих позитивные религиозные познания среди населения. А молодежь с низким уровнем общего и религиозного образования, как известно, склонна придерживаться радикальных религиозных идей. На деятельности Духовного управления мусульман отрицательно сказывается частая смена Муфтия. Среди духовной бюрократии имеет место коррупция. Неслыханное дело – привлекается к уголовной ответственности первое духовное лицо мусульман Кыргызстана – Муфтий, хотя и бывший. Это только малая часть проблем в этой сфере. И они говорят о необходимости реформы, структурных изменений. Назаркул Бопоев, 14 марта 2013 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
10:17 // Политика
Александр ЦИНКЕР:«В Израиле опасаются, что химическое оружие при развале Сирии может попасть в руки Хезболлы» |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |