№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Дети войны![]() Дети войны Они трудились в тылу наравне со взрослыми 9 мая 2013 года, в святой для всех кыргызстанцев День Победы в Великой Отечественной войне, в селе Сары-Камыш Ак-Суйского района Иссык-Кульской области состоялось открытие памятника землякам, участникам войны. В скорбном списке 140 фамилий. Из них 75 погибли на поле боя, 65 вернулись живыми и ранеными. Многие из них награждены орденами «Великой Отечественной войны» всех степеней, медалями «За отвагу», за освобождение и взятие городов, в том числе оборону Сталинграда и взятие Берлина. На торжественное событие собрались жители окрестных сел, входящих в Кереге-Ташский айыльный округ. Выступили с приветственными речами представители местных властей, аким района Жолдош Байсеитов, депутат парламента Максат Сабиров, труженики тыла, ветераны труда. Все они выразили благодарность инициаторам, строителям памятника, всем, кто поддержал морально и материально благое дело. Учащиеся школы прочитали стихи, возложили венки к монументу. Затем состоялся концерт. Был устроен праздничный обед. Желающие фотографировались на фоне памятника. Теперь у жителей села появилось место для проведения торжественных мероприятий. Можно ожидать приезда свадебных кортежей, совместное фотографирование выпускников школы, да и ныне обитающим за пределами родины сельчанам будет приятно получить фото своих близких на фоне памятника. Перед торжествами и после довелось услышать рассказ уроженца села Сары-Камыш Окена Маматканова, одного из тех, чье детство выпало на суровые военные годы. Ему уже за 80, но он по прежнему бодр и энергичен, с гордостью носит знаки ветерана труда, труженика тыла, сегодня по значению и льготам приравнивающиеся к ветеранам войны. Его рассказ стоит того, чтобы быть опубликованным в назидание молодому поколению, которое должно помнить и не забывать историю своей страны, своих героев-земляков. Окен Маматканов помнит свое детство, наполненное не только играми, смехом, но и неустанным трудом, лишениями и вечным недосыпом. Его поколение было поколением детей войны. Им пришлось испытать все невзгоды, связанные с коллективизацией, колхозным строительством, вынести тяготы военного времени в годы Великой Отечественной войны. Они рано повзрослели, видя, как с похоронками в дома односельчан приходит горе, наравне со взрослыми трудясь в полях и на фермах. В 30-40-х годах прошлого века в Прииссыккулье помимо зерновых культур начали выращивать опийный мак. Работа эта трудоемкая – надо неоднократно пропалывать растения, потом начинается время сбора опия. И Окен успевал, не отставая от сестер и братьев. Закончим полоть свою делянку, вспоминает аксакал, приходят родственники или соседи – дайте ребят, пусть нам подсобят. Приходилось полоть с утра до вечера, не разгибая спины. В августе начинается сбор опия. Ранним утром люди соскабливают опий с маковых головок и сдают в приемный пункт по весу, а днем делают надрезы. Несмотря на титанический труд, их семья, как и другие сельчане, жила скромно, а держать много скотины устав сельхозартели не позволял. Многодетной семье приходилось трудно. Выживать помогал огород да мелкая живность. Когда, казалось, жизнь стала понемногу улучшаться, грянула война. Все мужское население мобилизовали на фронт, остались одни женщины, старики да дети. «Мне тогда было десять лет, – рассказывает аксакал. – Сразу поставили на пахоту. А в возрасте 13-14 лет мы уже умели многое – пахать, сеять, жать, косить сено, поливать, валить лес, работать на току, возить зерно на пристань. Помните знаменитую сцену из кинофильма «Джамиля», где Данияр несет тяжелый мешок с зерном вверх по настилу? Вот так и мы возили зерно в повозках на пристань, потом вместе с женщинами таскали тяжеленные носилки наверх по настилу, чтобы ссыпать его в бункер. Терпели, хотя болела спина, дрожали руки-ноги. Уронить, значит снова повторять этот путь». Помощь фронту оказывалась не только личным трудом, народ платил все налоги, в том числе сельскохозяйственный, военный, семьи приобретали военный заем, собирали посылки, средства на организацию авиаэскадрилий и танковых колонн от имени Кыргызстана. С началом войны у людей забрали по так называемой контрактации скот сверх нормы – одна корова и пять овец. Может быть, полагает аксакал, если бы не забирали скот, легче обходилось бы налоговое бремя – платили бы приплодом. Ко многим бедам добавились вши. «Нас они тоже не обошли стороной. Помню, – рассказывает Окен аксакал, – как нас рассмешил одноклассник Акмат Дубанаев, он сказав: Почесывая под мышками: «Не столько Гитлер достал, сколько битлер» («бит» по-кыргызски – вошь). Но не все было так смешно. Следствием вшивости стал сыпной тиф. Много людей погибло от этой болезни. Добавьте к этому похоронки, приходящие с угрожающей частотой, крик и плач на улицах села». Сотни молодых, крепких джигитов ушли на войну, не все возвратились домой. «В том числе и мой брат Иса Туменбаев, бывший советский и партийный работник. А другой брат Муса был сотрудником НКВД, боролся с бандитами и дезертирами. Две сестры – Сурмакан и Бурмакан – работали на военном заводе, находящемся на пристани. Девятилетний брат Асан тоже трудился в колхозе, а семидесятилетний отец был ударником труда. Пусть одежда рваная, поесть бы досыта, мечтали мы, – вспоминает дитя войны, труженик тыла. – Благо летом удавалось попить айрана из обрата, правда, без хлеба». Больше всего они ждали окончания войны и, конечно же, первого сентября. Немного, хотя пару дней посидеть на уроках, послушать учителей, какой-никакой, а отдых. Еще не прошла учебная неделя, а к директору школы Касымбаю Токоеву заявляется председатель колхоза Итигул Кыштобаев и о чем-то говорит с ним. Директор приходит в класс и объявляет, что получено письмо от товарища Сталина, в котором тот просит поскорее завершить сдачу урожая государству. «Без вашей помощи не обойтись», – обращается к мальчикам директор и отправляет на ток, где школьники находятся около двух месяцев. В школу возвращаются к концу четверти. Но, несмотря на тяготы жизни, оказалось, что всегда есть место шутке и смеху. Поводом часто служили обычные житейские ситуации. «Вот, помню, – рассказывает аксакал, – случай из школьных будней. Директор Касымбай Токоев преподавал нам кыргызский язык и литературу. Был в классе ученик Урбай Сакыбаев из Кайырма-Арыка, который не отличался особым прилежанием, уроков не учил. Однажды учитель поднимает Урбая и просит составить предложение. Ученик бойко произносит: «Слава Богу, Далыш не попал на войну». Учитель рассердился: «Сколько раз говорил, что Бога нет. А во-вторых, тысячи героев пошли защищать Родину, воюют, не жалея своей жизни, а ты хвалишь человека, который не попал на войну». Мы только посмеивались. А выйдя на перемену, мы от души повеселились, обсуждая произошедший между учителем и учеником диалог». В другой раз они обсуждали роман Тугольбая Сыдыкбекова «Темир». Директор снова поднимает одного ученика и просит назвать имя главного героя книги. Тот не знает и смотрит по сторонам в надежде на подсказку товарищей. Один шепчет: «Феррум» (слово «темир» означает железо, на латыни – «феррум»). «Агай, вспомнил, – кричит ученик. – Героя зовут Феррум». Учитель под смех всего класса ставит жирную двойку. «Еще один смешной эпизод произошел, когда мы проходили роман Касымалы Жантошева «Эки жаш». Касымбай агай заметил, как все тот же Урбай Сакыбаев сидит, не обращая внимания на учителя, и увлеченно строчит записки девочкам. Он поднимает его и спрашивает, кто написал роман «Эки жаш». – Богом клянусь, агай, не я. – Болтун. Ты хоть знаешь о чем идет речь? Где отец? – На жайлоо. – Кто дома есть? – Далыш ава. – Пусть завтра придет в школу. Назавтра приходит Далыш ава, входит в класс: «Можно войти, агай?». Учитель говорит: «Надо уделить внимание Урбаю, мало того, что не знает урока, так еще смешит ребят, мешает вести занятия. Вчера, например, спрашиваю, кто написал книгу «Эки жаш», а он отвечает: «Не я». Тогда Далыш ава грозит Урбаю камчой: «Эй, бездельник, сейчас я тебя проучу, ты писал или не ты, честно признавайся». Класс сотрясается от смеха, иные катаются по полу. Далыш ава с удивлением смотрит на смеющихся детей, не понимая, чем вызван смех, что еще более подзадоривает нас. Токоев провожает аксакала: «Все, Далыш ава, идите». Когда тот вышел из класса, директор тоже улыбнулся, затем продолжил урок». Все, кого миновала смерть от голода и болезней, дождались дня Победы. Возвратились первые солдаты, участники войны, в том числе учителя. С их приходом уровень преподавания значительно улучшился. «Начиная с 1946 года, к нам в село стали приезжать представители различных вузов, зазывали к себе на учебу. Среди первых в мединститут поступил Мамбет Мамакеев из села Кереге-Таш. Позже в тот же вуз пошли, Жекше Асанкожоев, Нур Мусаев, Бакир Молдоташев (из Кайырма-Арыка) и я. Началась новая, мирная жизнь», – закончил свой рассказ труженик тыла, ветеран труда Окен Маматканов. Темирбек Муса уулу 16 мая 2013 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
15:26 // Интервью
Сергей ПОНОМАРЁВ: «Не думаю, что 120 человек в парламенте могут принимать эффективные решения на интуитивном уровне» |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |