№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Манас – историческая личность![]() Манас – историческая личность Настали дни, когда стоит другими глазами взглянуть на духовное наследие наших предков. Непревзойденный эпос «Манас» сегодня при чтении предстает перед читателем через призму новых исторических открытий и сведений, полученных из древних летописей. Недавно в Бишкеке состоялась презентация популярной среди кыргызской интеллигенции книги «Айкол Манас – тарыхый инсан: Алтайдагы, Ала-Тоодогу, Бээжиндеги издер» (Манас Великодушный – историческая личность: следы на Алтае, Ала-Тоо и в Бейжине). Книга заставляет по-новому оценить историческое значение эпоса «Манас». На протяжении 10 лет автор книги занимался исследованием, объездил со съемочной группой все места, имеющие отношение к эпосу и главному герою. Наше интервью с автором книги, известным журналистом, генеральным директором телерадиокомпании «Манас жанырыгы» Темирбеком Токтогазиевым. – Темирбек Шукурбекович, каким образом вам удалось проделать такого рода энциклопедическую, титаническую и в тоже время скрупулезную работу? – Идея написания книги возникла после серии телепередач и многих поездок в течение нескольких лет по местам, по которым ходил легендарный Манас Великодушный. Топонимы и гидронимы там, где мы побывали, по сей день сохраняют имена героев, о которых повествует гениальный эпос. Мы снимали местности, которые были описаны в эпосе. Я беседовал с учеными из разных стран, изучавших эпос. Я удостоверился, что Манас был легендарной личностью, он создал государственность. Главный вопрос, который не давал мне покоя, я бы сформулировал так: если Манас был выдуманным героем, то почему в разных местах, отдаленных друг от друга многими тысячами километрав, топонимы и гидронимы называются его именем. Почему именами легендарных полководцев, к примеру, Чингисхана или Александра Македонского не названы местности, вершин гор или озера? А объекты, названные именем Манаса, можно найти по всему миру. Самая высокая гора в Непале – 8153 метров – названа Манас Улуу. В Индии есть город Манасия и озеро Манас. В 40 км от столицы Синьцзяна Урумчи – город Санжи, еще 40 км в сторону города Карамай, город Кутубий, еще 40 км – город Манас, затем еще 20 км – поселение Мажик. Эти города названы именами героев эпоса «Манас». По варианту сказителя Саякбая Каралаева, когда в Великом Походе – Чон Казат Манас одержал победу, он в каждом городе, сданном калмаками и китайцами, назначал своих чоро – витязей правителями, именами которых по сей день названы эти города. Приведу пример: в варианте Сагымбая Орозбакова, когда Манас был ребенком, отец отдал его на воспитание. Будучи подростком, он пас овец. Однажды волк украл у него ягненка, тогда Манас побежал за ним и попытался отнять добычу. Но волк свою жертву не отпустил и убежал. А Манас, продолжая преследовать волка, повстречал 40 витязей. Ему тогда было девять лет, и он спрашивает у богатырей: вы, мол, не видели собаку, унесшую маленького ягненка? Они показали ему привязанного ягненка и сказали: «Вот он твой ягненок, целый и невредимый. Мы искали тебя, Манас». Следом за Манасом прибежал Чеге, 11-летний мальчишка, подпасок Манаса. Тогда Манасу сказали, что он будет самым верным его витязем и до скончания веков будет его спутником. В тот день мальчику по имени Чеге дали новое имя – Кутубий. Побывав в Китае, я узнал, что там есть города Манас и Кутубий, которые стоят рядом уже более 1500 лет. Символично, что город Кутубий немного больше города Манас, как и Чеге, который был старше Манаса на два года. Рядом с современным городом Манас расположено старое городище с одноименным названием. У меня была возможность посетить это закрытое старое городище в полутора километрах от современного города. Городище Манас охраняется государством, территория закрыта и оцеплена колючей проволкой, натянутой на красно-полосатые столбы вокруг городища. Попасть в этот город я смог во время второй своей поездки. А впервые узнав о нем после первой поездки, я обратился к руководству нашей республики, в том числе к К. Дуйшебаеву (на тот период главе ГКНБ) с просьбой посодействовать в организации съемок. К моему большому удивлению, через месяц К. Дуйшебаев сообщил мне, что договорился с китайской стороной о проведении съемок, а также оказал помощь с билетами и гостиницей. Я благодарен ему за поддержку, он действительно патриот своего народа, который помог отечественному телезрителю увидеть историческое городище Манас. Когда мы приехали в городище, нас встретили сотрудники музея и его руководитель, мы ездили по Китаю в сопровождении местной полиции. В исследовании, которое мы проводили в городище, нам помог Макелек Омурбай – ученый, кыргыз по национальности, проживающий в Синьцзяне. В городище установлена стела, на которой есть надпись о том, что в эпоху империи Тан здесь был город Манаса и там находились его воины. Любопытно, что эта надпись сделана в два слоя: на наружной штукатурке и под ней, на самой стеле. Эту надпись мне прочитал Макелек Омурбай, а я сфотографировал ее. А по приезде в Бишкек я показал фото нескольким нашим китаеведам, и они подтвердили перевод. Профессор Макелек Омурбай рассказал нам, что два года назад в Интернете появилась информация о том, что под воротами города Манас найдены два камня. Однако, потратив целый день, он не смог найти старое городище. Все эти годы вход в городище был закрыт. Люди, проживающие в современном городе Манас, куда, кстати, вход открыт для всех, имеют весьма расплывчатую информацию о Манасе. На территории старого городища можно найти фрагменты разной бытовой утвари. Я взял несколько образцов, они изготовлены по разным технологиям. Возможно, когда-то этих предметов касалась рука самого Манаса Великодушного или 40 витязей – чоро. К слову, в этом закрытом городе археологические раскопки никогда не проводились. А на мои многочисленные запросы по поводу совместных раскопок ответа я пока не получил. На территории Китая, в местности Меркеч находится могила Сыргака, в селении Сапарбай находится могила Музбурчака, а в городе Кутубий – могила Чубака. Как известно, все они прославленные чоро Манаса. Более того, сторожевая башня Манаса также расположена на территории Китая, ее фото я поместил в своей книге. Через город Манас протекает река Манас протяженностью 360 км, она впадает в озеро Манас. Отмечу, что названия всех топонимов и гидронимов не были изменены. Еще один пример: на горном Алтае есть гора Манас и озеро Манас, они описаны в эпосе. Удивляет такой факт: не вызывает сомнений, что ни Саякбай Каралаев, ни Сагымбай Орозбаков, ни Жусуп Мамай никогда не были на Алтае, однако земли описаны в эпосе настолько точно, словно они там бывали или даже жили. – Но все же доказательства требуют и какой-то исторической справки? – В 2004 году в Китае была издана книга на кыргызском языке, основанная на исторических китайских записях «Кытай жазмаларындагы кыргыздар» (Кыргызы в китайских летописях). Читая эту книгу, я открыл нечто фантастическое для себя. Я был удивлен тем, что события, описанные в эпосе по версии Саякбая Каралаева, и факты, указанные в исторической книге, перекликаются между собой. В книгу ученые внесли записи о кыргызах, начиная с записей известного Сыма Сяна, и подняли записи всех 24 династий. Приведу в пример один яркий момент: в эпосе Манас есть слова «Бири кетти Алтайга, бири кетти Кангайга, бири кетти Теренге». Терен – это Таримская впадина, там есть озеро Айдын Кол, она располагается на 145 метров ниже уровня моря. Эти слова переданы в эпизоде, где китайский хан Алооке, собрав китайскую знать, решал, что делать с теми кыргызами, которых они взяли в плен. Саякбай Каралаев очень красочно передал тот совет, и этот же эпизод описывается в исторической книге. Один из совещавшихся предложил уничтожить всех пленных, другой – сделать их своими подданными и брать с них дань. Описывается, что в 634 году умер кыргызский Каган, и тогда китайцы захватили город Андижан, где наместником был назначен Алооке. Там он держал совет, следуя которому кыргызов расселили в разных частях света. В книге также описан и Кутлук элтерес, который в возрасте 12 лет собирает вокруг себя лучших воинов разных национальностей и вероисповеданий. Они бьют калмаков, китайцев, которых направили на поимку и уничтожение малолетнего Манаса. Как известно, эпоха Тан была образована в 618 году и просуществовала вплоть до 907 года. Стела на старом городище Манас еще раз подтвердила бытность Манаса именно в этот период истории. В книге пишется, что Кутлук не был прямым потомком Кагана, а являлся сыном бая, эл башы – предводителем племени. 47 раз Кутлук сражался с китайскими войсками и каждый раз смог одержать победу. Из всех боев, как свидетельствует китайская летопись, 22 раза это были крупномасштабные сражения, в которых китайцы понесли огромные потери. – Почему в летописях пишется Кутлук? – У кыргызов говорят: «Куту улук эл торосу», а в книге пишут: «Кутлукэлтерес», потому что книга была написана с донесений женщины. А у кыргызов по сей день существует обычай, по которому мужчин по имени не называют. Эти женщины когда-то были подарены правителям и баям кыргызов китайцами. Свои донесения они передавали через голубиную почту. В них речь шла также и о Тонукок, а это был не кто иной, как Бакай. – Наверное, он носил синий чапан? – Говоря современным языком, он любил одеваться модно. Судя по записям о том, что он полоскал рот медом, он хорошо разбирался и в медицине, и в политике. Вот тут передаются слова Тонукок: «Численность нашего тюркского народа составит сотую часть империи Тан, нам не следует задерживаться на одном месте, а лучше искать лучшую воду и траву, охотясь, переезжая с места на место. Перемещаясь, мы не даем им поймать себя. В периоды укрепления и прибавления наших сил мы нападаем, а в периоды ослабевания нам также, как и раньше, лучше уходить в горы и леса. А если мы останемся на одном месте, то мы станем пленниками для них». Далее описывается Тонукок: «Будучи в преклонном возрасте, Тонукок очень терпелив, обладает ясным умом, он ни в чем не уступает таким китайским мудрецам, как Лижин и Шижин». Эти мудрецы, о которых упомянуто в донесении, были советниками китайского императора. Также она пишет о своем страхе перед нападением кыргызов Тонукока, Култегина и Элтереса на Китай. Прочитав эту книгу, проделав нелегкий путь по местам, где ступала нога предков, организовав серию передач «Башканы коюп Манасты айт» (Расскажи прежде о Манасе) на телеканале «Эхо Манаса», я решился написать книгу по просьбе почитателей непревзойденного эпоса. – Почему вы решили назвать книгу «Айкол Манас – тарыхый инсан» (Манас Великодушный – историческая личность)? – Изначально я хотел назвать книгу «Байыркы из» (Следы предков). Однажды, работая над книгой, я задался вопросом: почему я не могу назвать все своими именами? Так и возникло название книги. В данный момент я работаю над второй книгой. В ней я смогу донести до читателя образ Манаса не только как героя, а как государственного деятеля, который смог основать государство. – Существует мнение, что наши эпосы это сказка, выдумка, фольклор. Что вы могли бы сказать молодым, скептически настроенным о Манасе? – Я бы их спросил: есть ли озера и реки, названные именами других героев мировых эпосов? Все знают, что по объему и содержанию эпос «Манас» стоит на первом месте. Он в два раза больше эпоса «Махабхарата», в 16 раз больше «Одиссеи», в 17 раз больше, чем «Илиада». Если читатель вникнет в текст эпоса, то сделает для себя множество открытий. Эпос «Манас» – это энциклопедия кыргызской жизни, государственности. Он охватывает все сферы жизни. В Китае организовывают невероятные шоу, собирая до 10 000 сказителей, которые одномоментно в унисон рассказывают «Манас». У нас на Иссык-Куле тоже есть великолепный 6-летний манасчи, который начал рассказывать эпос в возрасте 3 лет. Все манасчи рассказывают эпос разными словами, в разных местах и в разное время. Однако 22 основных сюжета и общая сюжетная линия не меняются. Герои и события одинаковые, название мест и рек также идентичны. Отдельный разговор об оружии, упомянутом в эпосе. К примеру, оружие Аккельте, описанное в эпосе «Манас», – одна пуля, которой Манас смог убить восьмерых. Мы, кыргызы, только сейчас начинаем об этом размышлять, а спецслужбы других стран не только изучили, они исследовали и проводили свои испытания и получили описанный результат из эпоса. Я в этом убедился, когда недавно брал интервью у профессора, академика Сибирской Академии наук Юлия Сергеевича Худякова. Он занимается изучением кыргызов и оружия кыргызов. Давно известно, что в КГБ еще в советское время был секретный проект «Оружие возмездия Манаса: Аккельте». Молодым людям стоит прочесть эпос, чтобы знать свой народ, наследие предков и гордиться тем, что они родились кыргызами. – Спасибо за интересную и познавательную беседу. Желаем вам успехов в вашей работе. Беседовала 16 мая 2013 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
15:26 // Интервью
Сергей ПОНОМАРЁВ: «Не думаю, что 120 человек в парламенте могут принимать эффективные решения на интуитивном уровне» |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |