ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
19 апреля 2024, 04:49

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 13:11
Раздел: Общество

Слово о мудрых кыргызских женщинах

Имена выдающихся кыргызских женщин, мудрых советчиц, верных подруг для своих героических мужей, воительниц – Каныкей, Айчурек, Сайкал, Жаныл мырза, Арууке, Айганыш, Кенжеке – запечатлены в книгах и легендах. О Зууракан, Керимбубу, Саадат в своих повестях и романах писали Туголбай Сыдыкбеков, Насирдин Байтемиров и другие писатели. Но были еще тысячи женщин, живших среди народа и также отличавшихся мудростью, умением преодолевать превратности судьбы, стойко переносить выпавшие на долю народа тяготы и лишения. Наш аксакал Окен Маматканов продолжает рассказ об интересных людях, с кем по воле судьбы довелось встретиться на жизненном пути.

В послевоенные годы он работал в Ат-Башинском районе чумологом, начальником отряда. В животноводческом районе произошла вспышка бруцеллеза. Событие это из ряда вон выходящее, поэтому медики немедленно приступили к массовым прививкам животных. На выезде из Ат-Баши есть небольшой перевал Ак-Бейит, за которым раскинулось знаменитое высокогорное пастбище Арпа. Проводя подворный обход, аксакал и его товарищи зашли в так называемый «Дом ремонтника», расположенный в самом начале долины. На почетном месте сидела опрятно одетая маленькая старушка. Как оказалось, это была мать одного из дорожных рабочих. Она качала в бешике ребенка. На груди блестела медаль «Почетный пограничник».

Старушка велела снохе поставить самовар, перечить ей они не смогли, пришлось задержаться. Окен аксакал поинтересовался: «За что медаль получили, эже?» Из рассказа живой, бойкой на язык пожилой женщины медики узнали, что она помогла пограничникам задержать нарушителей границы. Произошло это так. Однажды она заметила трех незнакомцев, идущих со стороны китайской границы, мужчину и двух женщин. Определив по виду чужаков, женщина решила задержать их. В то время пограничники возили кирпич из Нарына на заставу в долине Арпа, и скоро они должны были проехать по дороге. Несмотря на возражения путников, ссылаясь на законы гостеприимства, она уговорила их зайти в дом, распорядилась поставить чай. Пока пили чай, прошло около получаса. Проводив гостей, женщина поспешила навстречу машинам и сообщила пограничникам о нарушителях. При задержании у мужчины обнаружили кинжал. Ей запомнилось, как он злобно зыркнул на нее глазами, когда ему связывали руки, аж все внутри похолодело, рассказывала смелая женщина.

Позже, на празднике животноводов трех близлежащих районов, выпасавших скот в долине Арпа, начальник Нарынской комендатуры торжественно вручил ей медаль. Свои подарки, в том числе денежные премии преподнесли районные и областные руководители.

Она также поведала, что в свое время была гуртоправом, перегоняла овечьи отары из Афганистана в Кыргызстан. Медики удивились: дело это сугубо мужское, они не слышали, чтобы гуртоправом была женщина. Бойкая старушка рассказала, что в отличие от других пастухов у нее никогда не случалось недостач, всегда пригоняла скот вовремя, в целости и сохранности. У нее было всего 2-3 класса образования, но женщина отличалась природным умом, сильным характером, прожила достойную жизнь и теперь в старости была окружена уважением людей.

Другая знаменательная встреча произошла в селе Кызыл-Туу Ат-Башинского района. Как-то зимой Окен аксакал вместе с врачами и лаборантами проводил подворный обход – делали прививки от бруцеллеза. Он зашел в крайний дом, стоявший на берегу реки Кара-Коюн. В прихожей стояла привязанная корова, во второй комнате сидела красивая женщина сорока лет, аксакалу показалось, что она гостья в этом доме, но это была сама хозяйка. Она сидела, опустив глаза, оказалось, что женщина слепа. Это было последствием родов. Все убранство дома, ее опрятная, но залатанная одежда говорили о нужде. Возле печки сидела девочка, по виду ученица 7-8 класса, и латала сапоги. Пока готовился чай, мы разговорились, вспоминает аксакал. После того как она лишилась зрения, муж бросил ее. Но в ее речах Окен аксакал не заметил и намека на злость или обиду.  Говорила здраво, толково, не сетуя на жизнь или людей. «Слава Богу, у меня две дочери, моя опора и поддержка. Как говорится, «Элдуу тулку ач олбойт» – «Где есть люди, там и лиса не издохнет». Живем среди людей, спасибо им, колхозное руководство дает муку, талкан, дрова, воду», – рассказывала слепая женщина.  

В то время пенсий не давали. Она вместе с двумя дочками жила в нужде, но с достоинством переносила ее. Несмотря на физическую немощь, женщина не потеряла душевную силу, веру в жизнь и людей, выразил свое восхищение Окен аксакал.

Больше десяти лет, с 1954 по 1965 год, Окен Маматканов участвовал в мероприятиях по приему беженцев из Китая. Дело в том, что первыми встречали иммигрантов на границе медики, затем пограничники и таможенники. Медики проверяли их на наличие инфекционных заболеваний. После тщательной проверки члены правительственной комиссии во главе с представителем Совмина выдавали беженцам деньги, а затем в сопровождении врачей и фельдшеров их везли в Нарын. После санобработки людей распределяли по колхозам и совхозам. В составе данной комиссии находился третий секретарь Ат-Башинского райкома партии по фамилии Турсунбаев. Возвращаясь с Торугарта в Ат-Баши в одной машине, врачи, другие работники, в том числе третий секретарь райкома, обсуждали разные темы. Турсунбаев заговорил о том, что люди сейчас живут прекрасно. В ответ на это Окен аксакал возразил: «Когда вы бываете в селах, то чаще всего гостите у председателей колхозов, сельсоветов, в худшем случае у завфермами. За щедро накрытым дасторконом, конечно, вам жизнь кажется прекрасной. А вы были хотя бы раз в гостях у рядовых сельских жителей?» И назвал адрес той слепой женщины. Турсунбаев, кстати, фронтовик, комиссованный по ранению – у него были оторваны пальцы правой руки, замолчал, всю дорогу о чем-то думал. Партийный секретарь оказался совестливым человеком. Приезжая в Кызыл-Туу Турсунбаев всегда посещал дом слепой женщины, привозил деньги и продукты, вспоминает Окен аксакал.

Все мы знаем, что музами наших великих акынов были их возлюбленные: у Токтогула – Алымкан, у Боогачы – Укой, Барпы – Молмол, Женижока – Кок сулуу и так далее. И у Тоголока Молдо была любимая по имени Урпукан. Ей он посвятил немало поэтических строк, которые пытливый читатель может найти в сборниках произведений акына. Но им не суждено было соединить свои судьбы. Урпукан, видимо, славилась красотой, известно, что ее руки добивались многие джигиты. Но все ее замужества оказались недолговечными по причине смерти супругов. Овдовев, остаток жизни она прожила в одиночестве. Все ее дети стали хорошими людьми, жила она в достатке, окруженная заботой и любовью близких.

Теща Окена аксакала Сагын байбиче, лично знавшая ее, так говорила об Урпукан: «Не знаю, чем притягивала людей Урпукан, но она всю жизнь пользовалась почетом и уважением». В последние годы жизни она жила в семье приемной дочери, муж которой, Мамбетмусаев, добрый и порядочный человек, работал заведующим общим отделом Ата-Башинского райисполкома. А муж внучки Урпукан апы Токсобаев работал у меня шофером, рассказывает Окен аксакал, и все желал, чтобы она походила на бабушку.

Однажды, когда Сагын байбиче была еще молодой снохой и они летовали на пастбище Арпа, по стойбищу разнеслась взбудоражившая всех весть о прибытии кочевья Урпукан. Налив в чанач кумыса, Сагын побежала туда, где собрались люди. Сначала прибыла большая группа всадников, посередине ехал важный человек с большим тебетеем на голове, его лошадь была богато украшена. Это муж Урпукан, зашептались в толпе. Спешившись, они отведали кумыс, поблагодарили и, благословив собравшихся, проследовали дальше. Некоторое время спустя показалась группа женщин. Мы все протянули чаши с кумысом. Одна из женщин в красивой нарядной одежде, с огромным элечеком на голове, сошла с коня и подошла к Сагын. Отпив кумыс, она сказала: «Видно, что ты хороший человек, у тебя очень вкусный кумыс. И посуда чистая, и выглядишь опрятной, всегда живи с достоинством». Погладив Сагын по щеке, она села на коня, и они двинулись в путь. Это и была Урпукан.

Позже, в старости, Урпукан апа поселилась в Ат-Баши. Они сблизились с Сагын байбиче, много общались, с уважением относились друг к другу.

Когда началась война, тесть Окена аксакала Абдрахман по возрасту уже не подлежал мобилизации. Хотя был крепким мужиком, еще не утратившим природную силу и сноровку. Он пас отару колхоза «Ак жар». Кстати, историю про Урпукан апа и Сагын эже позже рассказала Окену аксакалу его супруга Гульсун, коренная атбашинка. Так вот, у Абдрахмана был брат Акмат Жаркымбаев, вдовец, имевший на иждивении семерых малолетних детей. Сагын эже рассудила по-женски мудро. Своих детей имелось пятеро, а если еще Акмата заберут на войну, прибавится еще семь ртов. Как же мы будем воспитывать столько детей, задалась она вопросом. И придумала. Обрисовала всю ситуацию мужу: «Абдрахман, послушай меня, иди в армию вместо Акмата, так будет лучше для всех. Своих пятерых детей я как-нибудь воспитаю, а поднять еще детей твоего брата мне будет очень тяжело». Абдрахман слова мудрой жены воспринял спокойно, только спросил, как же он назовется в военкомате Акматом. «Это мои заботы», – сказала Сагын апа. И начала готовить еду, одежду, собирать мужа в путь. В военкомате она спрятала мужа в укромном месте. Когда выкрикнули фамилию Акмата Жаркымбаева, мой тесть полез в машину, вспоминает Окен аксакал. Люди засмеялись, но Сагын апа цыкнула на них, и смех умолк.

Проводив мужа, эта смелая и решительная женщина первым делом женила своего деверя и отправила с детьми пасти овец в Аксай. Позже на имя военкома Бадачиева пришла анонимка, где сообщалось, что Акмат Жаркымбаев женился и, как ни в чем не бывало, живет в Аксае. Его вызвали повесткой в военкомат и готовились отправить на фронт. Потрясенный Акмат пришел к своей джене: «Что будем делать, Саке?» Переодев детей, чтобы они выглядели победнее, она велела детям заплакать, когда они зайдут к военкому. Войдя в кабинет, вместо того, чтобы заплакать, дети разинули рты, ведь они никогда не бывали в кабинетах начальников. Здесь везде висели портреты Ленина и Сталина, имелись другие интересные вещи. Сагын эже пришлось незаметно ущипнуть их. Дети заплакали. «Почему они плачут?» – спросил Бадачиев. «У нас мать умерла, если отца заберете на войну, то и нас тогда заберите, некому о нас заботиться. Сагын апа не знает, как своих пятерых детей накормить. Ее муж ушел в армию вместо нашего отца». Военком Бадачиев оказался добрым человеком, его тронули детские слезы. Он пригласил в кабинет Акмата и сказал: «Забирай детей и уезжай в Аксай, не показывайся никому на глаза». Этот достойный человек впоследствии стал Героем Социалистического труда.

Сын Сагын апа Шонко проходил подготовку перед отправкой на фронт в селе Кызыл-Аскер близ Фрунзе. Она отвезла сыну продукты и вещи, на верблюде проделав путь от Ат-Баши до Фрунзе, совершив поистине героический поступок, который не всем мужчинам по плечу.

Военные годы были полны невзгод, в этих тяжелых условиях женщины, старики и дети, труженики тыла несли трудовую вахту на полях и фермах, приближая победу. Иногда от бескормицы гибли домашние животные, падшие туши лежали в загонах. Люди плакали от бессилия. Но вот окончилась война. Отец Гульсун эже Абдрахман благополучно вернулся с фронта. Когда он уходил на войну, она еще была маленькой, а тут незнакомый человек обнимает, целует ее, сует в руки конфеты, игрушки. Позже она очень подружилась с отцом, он ее любил и баловал, ведь она была младшим и последним ребенком в семье.

Завершая рассказ о Сагын апа, аксакал отметил, что она была очень уважаемым человеком в селе. Без нее не обходилось ни одно мало-мальски значимое торжественное событие, женщины приходили советоваться по различным вопросам. Она обладала богатым житейским опытом, женской мудростью и материнским талантом. Поэтому ее мнение являлось решающим. Умерла Сагын апа в 1977 году в возрасте 85 лет. Она предвидела свою смерть, об этом говорят подарки, сделанные всем близким родственникам незадолго до кончины, – детям, внукам, правнукам, зятьям и снохам. Мне она подарила ичик – тулуп, который я до сих пор храню, рассказывает аксакал.

Время работы в Ат-Башы – это кладезь историй, невероятных событий и встреч с интересными людьми, продолжает Окен аксакал. Все они будут включены в книгу, которую он планирует написать. О некоторых событиях и людях аксакал вскользь упомянул. В Ат-Баши часто рассказывают о том, как женщины выходили победителями в схватке с волками. Однажды жена чабана в его отсутствие вышла на шум во дворе: лаяли собаки, а овцы метались по загону. Открыв ворота загона, она увидела волка, который рвал овец, а когда он бросился на нее, она резко закрыла ворота и случайно прищемила ему голову. Не растерявшись, попавшей под руку веревкой крепко привязала волка к стойке ворот. Потом принесла топорик и проломила череп хищнику.

Или вот еще пример женской мудрости. В одно время колхоз 1 Мая Ат-Башинского района возглавлял некий Серкебаев (фамилия изменена). Его мать всю жизнь проработала в колхозе, обладала большим жизненным опытом, светлым умом, твердым характером. По утрам колхозный актив собирался не в конторе, а у дома председателя. К ним выходила его мать и давала распоряжения: «Председатель вчера поздно вернулся с бюро райкома, пусть отдохнет. Ты, бригадир, отправляй людей на покос, таких-то колхозников отправь на полив, там на 50 гектарах пшеница сохнет. Завфермой, поезжай в Аксай, проверь отары, захвати корма». Отправив колхозный актив, мать докладывала проснувшемуся сыну список отданных распоряжений. Председателю только оставалось проверить ход выполнения, побывать в отделениях. И, надо отметить, колхоз этот находился на хорошем счету в районе, входил в число передовых.

Тимур МАМИН

13 июня 2013 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
14:02 // Общество
Розетта Айтматова: Я торекуловед
13:51 // Спорт
ВИТАЛИЙ ФИЛИППОВСКИЙ: 46 лет на тренерском поприще
13:49 // Спорт
Чемпионат КР по пауэрлифтингу
13:12 // Общество
Комплексное решение – залог успеха
13:11 // Общество
Слово о мудрых кыргызских женщинах
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg