№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Мелис ТУРГАНБАЕВ: «Однозначно и твёрдо уверяю вас: сегодня, пока я занимаю должность начальника ГУВД, ни одному криминальному авторитету не позволю, чтобы он гулял по городу!»![]() Интервью с начальником ГУВД города Бишкек, генерал-майором милиции Мелисом ТУРГАНБАЕВЫМ. – Мелис Токтомамбетович, рад встрече с вами. В нашу редакцию часто поступают звонки с пожеланиями граждан в адрес нашей милиции. Надеюсь, в данном интервью вы наиболее полно ответите на все интересующие нас вопросы. Мой первый вопрос будет касаться степени готовности милиции к возможным проявлениям массового недовольства, может даже народным бунтам… – Спасибо. Сразу отмечу, что граждане Кыргызской Республики имеют конституционное право на проведение мирных собраний и митингов с целью привлечения внимания представителей власти к своим проблемам и нуждам. Необходимо акцентировать внимание на словосочетании «мирные собрания и митинги», что подразумевает под собой отсутствие оружия и недопустимость применения физической силы и агрессии. На сегодняшний день столичная милиция ко всему готова. Но, по крайней мере, мы не допустим беспорядков в столице. Есть нормативные акты, в соответствии с которыми граждане должны придерживаться определённых норм. Пусть проводят мирные митинги, но не более. Вот эти всякие бунты, политические митинги негативно отражаются на жизни горожан, особенно тех, кто живет в центре. Сколько замечаю, именно там, где проходят митинги, жители элементарно не могут попасть к себе домой, въехать во двор на автомашине! Причиной тому служат митингующие, которые не уступают дорогу. Сразу создаются автомобильные пробки, а жители постоянно нервничают. Приведу статистику. За 11 месяцев 2013 года всего проведено акций протестов по Республике – 765, в городе Бишкек – 452. Из них социально-экономического и бытового характера – 146; политического характера – 306. С перекрытием дороги – 3, из них по политическим мотивам – 1 (политическая партия «Ата-Мекен»); по социально-бытовым вопросам – 2 (предприниматели рынка «Алканов» и жители микрорайона «Джал» по поводу отсутствия питьевой воды). Отмечу и проведенные судебные процессы, которые вызвали определенный общественный резонанс, всего – 207. Из них по апрельским событиям – 72, по убийству М. Садыркулова – 62, в отношении депутатов ЖК КР К. Ташиева, С. Жапарова и Т. Мамытова – 27, в отношении депутата ЖК КР Н. Тюлеева – 34 и по срыву аукциона в ОТРК – 9. Естественно, санкционированные мирные митинги предполагают присутствие сотрудников правоохранительных органов для обеспечения общественного порядка и безопасности, как митингующих, так и всех присутствующих. Но если вы задаете вопрос о народном бунте, значит вы подразумеваете стихийный, импульсивный характер событий. В данном случае мы готовы предпринять самые жесткие меры к нарушителям общественного спокойствия в рамках закона и конституционного права. – Если уж мы затронули статистику, то могли бы вы привести её и в отношении таких преступлений, как грабежи, кражи, изнасилования, убийства и прочее? Какая тенденция здесь наблюдается? – Анализ криминогенной ситуации в столице показал, что за последние годы отмечена стабильная тенденция снижения зарегистрированных преступлений в органах внутренних дел. Так, за 11 месяцев 2012 года зарегистрировано 9621 преступление. За 11 месяцев 2013 года – 8725 преступлений. Как видите, снижение составило 896 преступлений. Процент раскрываемости за 11 месяцев 2013 года составил 57, что больше на 4,1 чем в 2012 году, когда процент составил 52,9. Общее количество совершенных преступлений составляет 39,9 от общереспубликанского показателя. То есть практически каждое третье преступление совершается на территории столицы. Причиной чему, конечно, служит активная внутренняя миграция, социально-экономическая ситуация, отсутствие рабочих мест и занятости в отдаленных районах республики. Анализ статистических данных о лицах, совершивших преступления показывает, что за истекший период 2013 года выявлено 4140 лиц, совершивших преступления. Привлечено к уголовной ответственности 3895 граждан. Наибольшее количество от общего числа, привлеченных к уголовной ответственности приходится на категорию в возрасте от 18 до 24 лет – 1274, от 30 до 49 лет – 1238, и от 50 и старше – 32. Привлечено к уголовной ответственности 310 несовершеннолетних. За отчетный период следственными подразделениями ОВД города Бишкек возбуждено 8107 уголовных дел. На территории города Бишкек зарегистрировано 58 убийств. Оперативными службами ГУВД раскрыто 54 случая, что составляет 93,1. Раскрываемость изнасилований (раскрыто 126) составляет 98,4. Грабежей (раскрыто 488) – 54,9; разбоев (раскрыто112) – 81,2; мошенничеств (раскрыто 932) – 77,5; вымогательств (раскрыто 14) – 93,3; неправомерных завладений автотранспортом (раскрыто 96) – 77,4. Краж совершено 4709. Из них раскрыто 1922 преступления, в том числе квартирных краж – 542. Процент раскрываемости составил 40,8. В результате ночных дежурств специализированного батальона ночной милиции за 11 месяцев 2013 года раскрыто 335 преступлений. Из них убийств – 1, разбоев – 12, грабежей – 28, краж – 30, хулиганств – 54, мошенничеств – 1, нанесений телесных повреждений – 149, изнасилований – 14. За все это время сотрудниками ночной милиции ГУВД г. Бишкек проверено автомототранспортных средств – 264722, составлено административных протоколов – 10281. Из них управление автотранспортом без документов – 1403, в нетрезвом состоянии – 2928. Поставлено автомашин на штрафстоянку – 4768. За различные правонарушения доставлено в ОВД – 929. Обслужили 6555 вызовов граждан по телефону «102». Центром оперативного реагирования ГУВД г. Бишкек за истекший период 2013 года было обработано 714153 звонка. По телефонной линии «102» зарегистрировано 618603; перенесено в книгу учета преступлений 19975 фактов. Направленно мобильных групп по вызовам 11733. Поступило сообщений о преступлениях – 11574, из них: убийств – 11, нанесение телесных повреждений – 7695, изнасилований – 86, разбоев – 48, грабежей – 494, краж – 3301, угонов автомототранспортных средств – 215, хулиганств – 4468, иных – 7488. Поступило сообщений о дорожно– транспортных происшествиях – 6602. Сообщений о семейных скандалах – 3328. 6217 – ложные вызовы. – Колоссальный объём работы. А какая работа со стороны милиции проводится по борьбе с криминалом? И действуют ли сегодня активные ОПГ? – Борьба с оргпреступностью никогда не прекращалась, ни на секунду! Я всегда отталкиваюсь от личного опыта. Я сам работал начальником ГУБОП, а позже заместителем министра МВД КР. Мне ничего не мешало бороться с организованной преступностью! Вследствие того, что милиция активно работает, предпринимает профилактические меры по снижению уровня преступности, по стабилизации криминогенной обстановки по городу Бишкек, на сегодняшний день в столице нет ни одной действующей ОПГ! Конечно же сотрудниками милиции ведется активная оперативно-розыскная деятельность. Всех тайн, разумеется, я вам открыть не могу. На то она оперативно-розыскная работа. Однозначно и твёрдо уверяю вас: сегодня, пока я занимаю должность начальника ГУВД, ни одному криминальному авторитету не позволю, чтобы он гулял по городу! Конечно, ведется определенная работа, им нельзя давать расслабляться, что мы и делаем. Малейшие упущения с нашей стороны могут привести к эскалации. Поэтому столичная милиция делает все, чтобы криминалитет по городу не разгуливал. Повторяю, главное — это желание, возможность и способность руководителя хорошо работать на вверенной ему территории. Система органов внутренних дел — это достаточно сложный организм. Но даже в нынешних нелёгких условиях, я считаю, у нас есть достаточно резервов, чтобы изменить ситуацию по борьбе с ОПГ. – Скажите, а чем объясняется появление «воров в законе» в нашей стране? – Борьба с «ворами в законе» велась на протяжении всего периода существования этого сообщества с переменным успехом. Во-первых, по статусу «вор в законе» уже не совершает преступлений лично, что ранее прямо предписывалось воровским законом. Обычно он лишь осуществляет общее руководство той или иной преступной группировкой, зачастую даже не вникая во все подробности её деятельности. У нас закон «О противодействии организованной преступности» принят депутатами Жогорку Кенеша. Теперь стоит внести в УК и УПк изменения и дополнения. Преступность неискоренима. Пока существует человек, будут существовать и его пороки, выливающиеся в преступления. А вот загнать преступность в определенные рамки и не давать ей разрастаться – это вполне реально и посильно. – Каких функций не хватает милиции? Есть ли излишние, от которых необходимо освободить правоохранителей? – Мне кажется, необходимо вернуть в ведение МВД КР паспортные столы и службы, где выдают водительские права. Служба ГРС не раскрывает преступления и не отвечает за безопасность дорожного движения. А ведь вопросы миграции, вопросы безопасности тоже связаны с этими службами. Полагаю, это должно быть прерогативой МВД. Поэтому нужно вернуть эти службы в МВД КР. Мне кажется, все остальные службы действуют в рамках законодательства Кыргызской Республики. – Да, неоднократно поднимался вопрос по передаче функций выдачи паспортов и прочих документов в ведение МВД КР. В чем тут целесообразность? Объясните подробнее. – Вы правильно поднимаете этот вопрос. Вышеуказанные службы находились 70 лет в системе МВД. И вы сами прекрасно знаете, как они служили народу. На счёт паспортов… В какой стране только нет наших паспортов! Вот Это и чехарда привела к тому, что каждый иностранец желал получить любым способом документы и получал! Если бы там сидели люди в форме, то такого хаоса, мне кажется, не было бы! Считаю, нецелесообразно возвращать функцию выдачи гражданских паспортов в наше ведомство, сейчас весьма облегченная процедура получения документов, что несомненно удобно гражданам, и мы можем выполнять свои прямые обязанности: раскрытие преступлений, поимка и задержание преступников, обеспечение безопасности граждан. – Общественность активно обсуждала и продолжает обсуждать реформу МВД. На какой стадии находится реализация этой реформы правоохранительной системы? – В ГУВД г. Бишкек проводится большая работа по дальнейшему реформированию органов внутренних дел. Конечная цель реформы – создание высокопрофессиональной милиции Кыргызстана, надежно стоящей на защите прав и законных интересов граждан, пользующейся заслуженным авторитетом всего народа! За последние 20 лет предприняты две попытки реформирования органов внутренних дел, которые были безуспешны. Хотелось бы отметить, что с декабря 2012 года на практике активно начали внедряться инициированные командой ГУВД г. Бишкек новаторские проекты, по сути являющиеся компонентами реформы ОВД КР, о которой говорят уже не первый год, но не начинают. Мы же сумели выработать механизмы их реализации и нашли внебюджетные спонсорские средства для их осуществления, что в условиях сегодняшней социально-экономической ситуации давалось крайне тяжело и требовало особых усилий. В ГУВД г. Бишкек на основе тщательного анализа были выработаны пути и идеи совершенствования деятельности ОВД г. Бишкек, в частности следующие новаторские проекты: 1. Создание участковых пунктов (УПМ) милиции в г. Бишкек; 2. Школьный инспектор; 3. Специальный батальон ночной милиции (СБНМ) и Передвижной пункт милиции (ППМ); 4. Электронный паспорт административного участка; 5. Безопасный двор; 6. Новый Экспертно-криминалистический центр ГУВД г. Бишкек; 7. Система сбора отказных материалов самими исполнителями; 8. Внедрение механизма принудительной эвакуации АМТС с проезжей части автодорог; 9. Система электронного контроля доступа в здание ГУВД; 10. Создана полноценная Пресс-служба и интернет-сайт ГУВД г. Бишкек; 11. Создана полноценная кинологическая служба, а также воссоздан конный взвод Полка ППСМ ГУВД г. Бишкек; 12. Создан Отдел оперативного анализа в структуре ГУВД г. Бишкек; 13. Автоматизирована база данных «АБД – Кыргызстан» вместе с Центром оперативного реагирования ГУВД г. Бишкек по линии «102»; 14. Создана корпоративная группа из 2500 абонентов – сотрудников Бишкекского гарнизона ОВД в ГУВД г. Бишкек и его структурных подразделениях; 15. Подписан Меморандум, которым предусматривается обязательное участие представителя прокуратуры при раскрытии/расследовании уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям; 16. Создан Отдел по расследованию убийств и особо тяжких преступлений в Следственном управлении ГУВД г. Бишкек; 17. Для борьбы с карманными кражами и кражами мобильных телефонов путем перераспределения внутреннего кадрового резерва усилены отделы ОПО из числа сотрудников ППСМ; 18. Создание Отдела для предупреждения, профилактики, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с кражами денежных средств из АМТС («барсеточникам»); 19. Создан Отдел по борьбе с преступлениями против общественной нравственности. И уже сейчас, на первоначальном этапе, мы видим результаты более 19 новаторских проектов, функционирующих и инициированных ГУВД г. Бишкек. Особенно хочется отметить создание 52 участковых пунктов милиции в городе Бишкек, которые введены в эксплуатацию и функционируют. Реформа идет, проекты работают. В ближайшее время в УВД Ленинского района будет запущен пилотный проект «Электронный паспорт района», включающий в себя сведения о количестве домовладений, гостиниц, саун расположенных на той или иной территории, а также о проживающих на ней ранее судимых, наркоманов, психически больных и так далее. Сведения об обслуживаемой территории будут вноситься участковыми инспекторами милиции в единую базу данных, что, несомненно, облегчит работу милиции, и при первой необходимости сотрудник сможет получить полную картину того или иного участка. Во-первых, реформу МВД нужно начинать с нижних подразделений. Мы это начали в Бишкеке. Также ведем не один, а ряд проектов: «Ночная милиция», «Опорные пункты милиции», «Безопасный двор» и «Безопасная школа». В настоящее время все эти четыре проекта работают эффективно. Для реформирования милиции нужны средства, в противном случае про реформу следует забыть. Мы все говорим про реформу. Как ее нужно проводить? В первую очередь нужно взять в руки социальную защиту сотрудников милиции. Повышение зарплат, укрепление материально-технической базы, улучшение уровня знаний, профессиональной подготовки, а также внесение изменений и дополнений в ряд законов. Общественный порядок касается всех. Неправильно все возлагать на милицию. Во всех государствах помогает общество. Мы не утверждаем, что никто не помогает, но ответственность должна лежать как на милиции, так и на каждом гражданине. – Знаю не понаслышке, что сотрудники милиции, откровенно говоря, находятся в унизительном положении, а именно в тяжёлых бытовых условиях, которые приобрели хронический характер, получают маленькую зарплату, при этом рискуя свой жизнью. Всё это оказывает на милиционеров деморализующее воздействие. И это только часть проблем… – Уверен, что намеченные и разрабатываемые сейчас меры по дальнейшему реформированию органов внутренних дел позволят создать высокоэффективную, хорошо технически оснащенную и открытую для населения милицию, способную надежно защищать интересы граждан, общества и государства от любых противоправных посягательств. Отмечу, что своим безупречным трудом, не жалея сил, а порой и собственной жизни, сотрудники милиции в нелегких условиях обеспечивают благополучие и спокойствие наших граждан! – Мелис Токтомамбетович, прекрасно понимаю, что вы, как генерал милиции, должны оставаться вне политики. Но я позволю себе задать вам политический вопрос и предлагаю сейчас дистанцироваться от генеральского звания и статуса начальника ГУВД г. Бишкек… Как вы думаете, кто станет столичным мэром? – Не берусь прогнозировать, но считаю, что следующий мэр должен быть ответственным, порядочным, добросовестным и честным человеком в отношении своих обязанностей. Мэр столицы в первую очередь должен думать об облике города и комфорте населения, о безопасности горожан, а не о личной выгоде. А кто же это будет – решать уполномоченным органам. – А вы хотели бы попробовать себя в качестве политика? – Пока я служу народу как сын Отечества, как офицер кыргызской милиции. Я вне политики. «Всему свое время» – гласит мудрое изречение. Я буду защищать государственные интересы Кыргызской Республики и безопасность граждан нашей страны. – И последний вопрос. Могло бы само общество регулировать деятельность милиции? Назовём это общественным контролем со стороны граждан… – Мы обращаемся к жителям города с предложением усиления контроля со стороны общественности, с целью улучшения работы участковых инспекторов милиции. На сегодняшний день с целью обеспечения общественного порядка столичная милиция ведет активную работу в нескольких направлениях. Для участковых инспекторов в столице созданы специальные условия работ. В настоящее время работает 63 участковых пункта милиции, оборудованных всем необходимым. Из них 42 пункта начали работу в этом году. Также сотрудникам столичной милиции были выданы телефонные номера, подключенные к корпоративной сети мобильной связи с целью более эффективного и продуктивного выполнения своих профессиональных задач в обеспечении общественного порядка и борьбе с преступностью. У каждого участкового инспектора милиции имеются визитные карточки, где указаны номера сотовых и рабочих телефонов, которые в обязательном порядке раздаются жителям обслуживаемого участка. Несмотря на все это, иногда поступают жалобы в отношении участковых инспекторов. В этой связи руководство ГУВД г. Бишкек обращается к жителям города Бишкек. В последнее время участились жалобы и критика в отношении работы участковых инспекторов милиции. Некоторые граждане, обращаясь в милицию, ограничиваются лишь звонком по сотовому телефону. Поэтому мы предлагаем вам усилить общественный контроль в отношении работы участковых инспекторов. Если вам нужен участковый инспектор милиции, но вы не можете его найти либо он не отвечает на телефонные звонки, то в этом случае следует позвонить по телефону «102». Звонок на данный номер является бесплатным как со стационарных номеров, так и с номеров операторов сотовой связи. В ходе звонка разговор будет автоматически записан. Данную запись невозможно удалить или оставить в секрете. Например: «Я, Кубатов Доолот, живу в селе «Калыс Ордо», ул. Алтын Казык № 47, хотел обратится по поводу общественного беспорядка на нашей улице, но не могу найти участкового инспектора милиции. Помогите найти моего участкового инспектора милиции» и так далее… После этого незамедлительно будут приняты все необходимые меры для решения вашего вопроса. Каждый участковый инспектор милиции должен выполнять свою работу по охране общественного порядка и обеспечению безопасности граждан своевременно, эффективно и в соответствии с буквой закона. Если же он не выполняет свои обязанности, не заслуживает доверия граждан, то к нему будут применены самые строгие меры дисциплинарного характера. Каждое ваше сообщение ежедневно регистрируется и для дальнейшего контроля докладывается мне. Мы всегда готовы работать для вас и надеемся на ваше понимание. Только совместными усилиями мы добьемся больших результатов! Только сплотившись, мы можем дать достойный отпор преступным проявлениям, а также халатному отношению к службе отдельных сотрудников милиции! Каждый участковый инспектор должен добросовестно исполнять свой служебный долг! Кроме того, на телефон «102» можно обратиться с сообщением о каком-либо правонарушении или преступлении, совершенном или готовящемся. Наибольшего успеха можно добиться лишь там, где вместе с сотрудниками милиции активное участие принимает население. Поэтому, уважаемые жители и гости нашего города, не молчите, не оставайтесь в стороне! Давайте строить правовые отношение вместе! Надеемся, наше предложение будет поддержано. Звоните на номер «102». Мы всегда приедем к вам на помощь. Беседовал Эрик Исраилов 19 декабря 2013 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |