ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
09 декабря 2025, 18:32

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 09:37
Раздел: Общество

КАРАЧ Аке

Окончание.
Начало в №№ 32, 36, 37 (2013 г.), 1-3 (2014 г.)

Завершаем публикацию очерков о жизни и деяниях выдающихся личностей, народных философов, мыслителей, правителей, известных под именем Аке, составляющих гордость и славу нации — Карга Аке, Мойут Аке, Сарт Аке, Тилекмат Аке, Садыр Аке, Карач Аке и Кыдыр Аке. Последний наш рассказ посвящен сыну Мендегула Карач Аке из рода белек.

Карач Аке получил признание людей за справедливость суждений, мудрость в речах, прямоту и остроту своих слов, которые он высказывал прямо в лицо, в том числе ханам и бекам. Он является приемным сыном Шапак баатыра из рода белек. Карач Аке появился на свет примерно в 1837 году в айыле Чолок Ак-Суйской долины. Родословная выглядит так: Чурумкашка – Эсембай – Мендегул – Карач. Его предок Чурумкашка – калмак, в свое время покинувший пределы Китая и нашедший пристанище на кыргызской стороне. По каким причинам он оказался на чужбине, никто не знал. Он нанялся пасти табуны у местного богача Анкылдак-Кобока. Однажды к баю в гости пожаловал Шапак баатыр, который обратил внимание на молчаливого парня. Анкылдак-Кобок рассказал баатыру, что это беглый калмак, и что он ему не вполне доверяет.

В следующий приезд Шапак баатыр убедился, что Анкылдак-Кобок по-прежнему испытывает недоверие к Чурумкашка, и выпросил его у бая. Вернувшись, баатыр усыновил Чурумкашка и устроил большое торжество по этому поводу. Он также строго наказал свои детям считать Чурумкашка братом и не относиться к нему, как к чужаку. Чурумкашка стал настоящим помощником баатыра, опорой и поддержкой во всех делах. Такое поведение приемного сына, какое и от родных детей трудно ожидать, вызвало большое уважение людей к Чурумкашка. Позже, с разрешения Шапак баатыра он отправился за своей долей наследства в родные края. Баатыр испытывал сильное беспокойство, но не миновало и месяца, как Чурумкашка вернулся с обозом вещей и многочисленным скотом.

Когда в набег на калмаков отправился Шералы и был пленен, то вызволить его из плена смог лишь Чурумкашка. Заслуживший уважение людей, пользовавшийся авторитетом, Чурумкашка затем женился на Бурум, завел свою семью и хозяйство. Он отличался человечностью, умом, богатырской доблестью, умением разрешать самые трудные ситуации. Все в округе считались с его мнением. Лучшие качества Чурумкашка перенял его внук Карач, ставший видным сыном народа – эл уулу, затем — Аке.

Работавший помощником начальника Каракольского уезда Тилекмат уулу, Чыныбай однажды принялся переселять часть рода белек в районы Ат-Баши и Нарына. Не помогли ни обращения старейшин рода, ни заступничество других людей. Только благодаря вмешательству Карач Аке Чыныбай прекратил это ничем не обоснованное гонение.

В те годы, в условиях царского самодержавия, появились десятки различных налогов и сборов, которые тяжелым бременем легли на плечи простых людей. Для состоятельных людей, баев и манапов налоги были делом легким, а трудящемуся люду, животноводам и батракам, на существование которых большое влияние оказывали и погодные условия, и опасность джута, они подчас оказывались тяжелым ярмом. В один из дней уездное начальство проводило собрание, посвященное недоимкам, и принялось распекать болушей за то, что не взимают налоги с людей в полной мере. В тот год в Тюпском районе выдалась суровая и снежная зима, особенно тяжело приходилось семьям бедняков. С наступлением весны положение ухудшилось, не хватало продуктов, наступила бескормица. Вдоволь наслушавшись упреков, Карач Аке пошарил по карманам, нашел один медяк и положил его перед уездным начальником, сказав: “Видимо, я самый богатый среди людей. Но это все мои сбережения, все, что у меня есть. Поэтому придется вам залатать дыру в казне этой монеткой”. Уездный молчал, слова Карач Аке ввели его в ступор, но затем он нашелся: “Хорошо, Мендегулов. На этот год мы освободим вашу волость от налогов. Уверен, что в будущем году вы позаботитесь о том, чтобы налоги выплачивались вовремя”. Эта история свидетельствует о прямоте Карач Аке, но она также с хорошей стороны характеризует главу уезда, который, в отличие от баев и манапов, проявил справедливость и великодушие, войдя в положение простого народа.

Так Карач Аке защищал людей, отстаивал их права перед власть имущими. В другой раз он стал свидетелем того, как видный представитель родовой верхушки Сооданбек раз за разом одергивал детей, сидевших у порога и устроивших возню. “Эй, Сооданбек, только недавно ты отсудил лошадь у бедняка, а теперь что, детей беспомощных хочешь призвать к ответу?! По-твоему, мы должны стать серыми холмами, лишенными растительности? Разве плохо, если нас будут окружать люди, в том числе дети, ждать чего-то, надеяться на что-то? Если мы будем гнать тех, кто ждет от нас доброго и мудрого слова, наставлений и назиданий, легенд и преданий, то не подвергнемся ли осуждению и забвению? Будь великодушен, не жалей для людей доброго слова, а для детей, пастухов – гостинцев со своего дасторкона”. Говорят, после этого Сооданбек избегал произносить неосторожные слова в присутствии Аке.

В один из дней Карач Аке держал путь со стороны Каркыра и в айыле Сан-Таш, где проживали его родичи, заметил возбужденную толпу людей, громко спорящих о чем-то. Когда он поравнялся с ними, один из аксакалов обратился к нему: “Как хорошо, что ты здесь, Карачым, а то нашим спорам нет конца. Хотим выдвинуть в болуши твоего Жамгырчи”. Не останавливая коня, Карач Аке сказал: “Не стоит спорить. Жамгырчи еще на созрел для должности волостного. Он должен понять, что решать вопросы людей – это очень трудное дело. Будет правильно, если выдвинете в болуши сына Мамбета Байзака”. Люди прислушались к справедливому мнению Карач Аке, и в селе воцарился мир.

Другая история, связаная с выборами волостного, произошла в одном из северных прибрежных сел. В то время выборы стали болезненным явлением кыргызской жизни. Каждый хотел видеть в этой должности своего ставленника. Нередко происходили ссоры и скандалы, приводившие к противостоянию отдельных групп населения, айылов и даже родов. Такая обстановка сложилась и в этом айыле. Прослышав об этом, Карач Аке с утра собрался в дорогу и скоро прибыл в айыл, где его встретили с уваженим и почетом. После приветствий, традиционных вопросов и ответов собравшиеся обратились к Аке, спросили о цели приезда и сказали, что соскучились по мудрым беседам и готовы сидеть до утра, только бы послушать его.

Тогда Карач Аке обратился к ним со следующими словами: “Беседы от нас не убегут. Придет время, мы уделим им подобающее внимание, обещаю рассказать все, что знаю. Сейчас только утро. А будет еще день, вечер и долгий зимний рассвет. Сначала мне хотелось бы поведать о том, что гложет мне сердце. В этот раз мне, по всей видимости, не суждено стать болушем. Именно об этом я хотел поговорить с вами, других просьб у меня нет. Хотел встретиться с вами, узнать ваше мнение. Может быть, вы изберете меня болушем? Оказывается, вы ссоритесь, не можете выбрать достойного человека, даже готовы сражаться из-за этого. Если вы посчитаете мою кандидатуру достойной, то, надеюсь, поддержите. Будем сообща решать все вопросы”.

Все собравшиеся, и без того страдающие от кривотолков, раздора между людьми, усиливающейся вражды, дружно поддержали слова Аке: “И в самом деле должность волостного стала предметом раздора, мы не хотели уступать друг другу и дошли до вражды. Вы сказали верные слова. Мы вас выдвинем на должность болуша, а потом будем уповать на вашу справедливость”. Тогда Карач Аке, убедившись в искренности людей, поблагодарил их и сказал: “В таком случае, родные мои, если вы действительно доверяете мне быть болушем, тогда послушайтесь меня и поддержите на выборах сына покойного Нурдоолот баатыра Чолпонбая. Бедняга Нурдоолот при жизни не раз завещал мне помогать его сыну”. Поставленный ребром вопрос Карач Аке вновь был встречен шумным одобрением. Как оказалось, его предложение нашло отклик в сердцах сородичей: “Зачем нашему народу искать какого-то более умного и достойного болуша, чем Чолпонбай”. Избрав Чолпонбая болушем своей долины, они зажили в мире и согласии.

Вот свидетельство мудрости, провидческого дара, справедливости, явленных Карач Аке в разных ситуациях. Он не разделял людей, не вносил смуту, находил пути разрешения для любой ситации. Вот и здесь он способствовал выбору достойного правителя, восстановил нарушенное единство между людьми, дал многочисленные благословения. А потом всю ночь до рассвета услаждал слух людей беседами о былом, подвигах и деяниях предков, покинув айыл, когда солнце уже стояло в зените.

Когда Карач Аке покинул сей бренный мир, а произошло это в 1914 году, родичи похоронили его в родном селе Чолок Ак-Суйского аймака. Вокруг могилы они возвели глинобитный кумбез. В 2002 году в селе Жылуу-Булак Тюпского района возведен монументальный памятник Карач аке и Омур баатыру.

С тех времен прошло немало лет, но имя и дела Карач Аке по-прежнему живы в народе. Есть многочисленные свидетельства его паломничества в святые для мусульман места. Подробные сведения об этом, говорят, содержатся в романе Тугельбая Сыдыкбекова “Омур жана кулку”.

Более подробно можно прочитать о Карач Аке в книге Кубана Мамбетова “Ысык-Колдун даанышман акелери”.

Темирбек МАМАТКАНОВ

13 февраля 2014 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
10:04 // Общество
Население Кыргызстана вводят в заблуждение
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg