№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Загадочный санскрит![]() Индия претендует на то, что санскрит является бессмертным культурным наследием этой страны. Однако самые древние следы этого языка обнаружены гораздо севернее — в Дамаске. Премьер-министр Наренда Моди в качестве одного из инструментов в своих политических целях использует, кроме йоги, также и письменность — древний язык санскрит. После участия в 16-й Международной конференции, посвященной языку санскрит, которая проходила с 28 июня по 2 июля 2015 г. в Бангкоке, индийское правительство решило создать должность государственного секретаря по языку санскрит в Министерстве внутренних дел. Как получилось, что Индия, благодаря языку, которым сейчас никто не владеет, стала блистать в лучах славы на поприще мирового культурного наследия? Это остается пока загадкой. Санскрит — это священный язык индуизма. О том, что этот язык имеет особый статус у жителей Индии, свидетельствует тот факт, что самые низкие касты, а это более 75% современных индийцев, не имели права слушать, когда этот язык использовался в ритуалах священнослужителями. Но, несмотря на устоявшееся мнение, что санскрит появился в Индии, все же существуют другие точки зрения о происхождении этого языка, которые не совпадают с мифами националистического толка. И если премьер-министр узнает, что первыми на санскрите разговаривали не индусы, а сирийцы, то он будет весьма удивлен. Древняя форма санскрита (ведический санскрит) восходит к Ригведе (сборник гимнов античной Индии). Однако первые записи на ведическом санскрите были найдены не на равнинах Индии, а на севере современной Сирии. Между 1500 и 1350 годами до Р.Х. на территориях современной Сирии, Ирака и Турции, в бассейнах Тигра и Евфрата простиралось королевство Митани. Митанийцы разговаривали на хурритском языке, не имеющем никакой связи с санскритом. Однако их короли, а также большая часть элиты имели санскритские имена: Пуруса (означает «человек»), Тусрата (обладающий колесницей воина), Сувардата (подаренный небесами), Индрота (которому помогает Индра) и Субандху — фамилия, которая еще распространена в Индии. Митанийцы, кроме вед, практиковали и военное искусство на повозках. Трактат, посвященный дрессировке коней, является самым старым подобного рода документом, где использовано большое количество слов на санскрите: айка (один), тера (три), сата (семь). Воинов, из которых состояла военная аристократия и которые воевали на повозках, называли «мариану». Это слово образовано от слова санскрит, что означает «молодой человек». Митанийцы имели своих собственных, местные богов, но они преклонялись также и перед теми божествами, которые существуют в Ригведе. Для того чтобы подписать договор с хетами в 1380 г. до Р.Х., митанийцы обращались к таким божествам, как Индра, Варуна, Митра, и Насатыяс (или Ашвинс). Сегодня индусы не поклоняются этим божествам. Но когда-то эти митанийские боги были также самыми важными богами Ригведы. Так как же санскрит появился в Сирии раньше, чем в Индии? Санскрит — это подгруппа индоиранских языков, вероятно, потому, что он мог стоять у истоков рождения языков Северной Индии и Ирана. Первыми носителями индоиранского языка были представители так называемой Андроновской культуры. Предположительно, они могли жить на юге Урала или Казахстана незадолго до Р. Х. Позже из народов, которые проживали на территории Центральной Азии, выделилась группа, которая уже не разговаривала на индоиранском, но на очень древней форме санскрита. Затем одна группа этой небольшой нации отправились на запад, в направлении современной Сирии, а другая на восток — в Индию, к району Пенджаб. Согласно ученому Давиду Антони, те, которые переехали на запад, вероятно, были использованы в качестве наемных солдат хурритскими королями, проживавшими на территории нынешней Сирии. И эти воины, восседавшие на повозках, в отличие от своих товарищей, которые поехали искать приключения на восток, разговаривали на одном и том же языке и пели те же самые гимны, которые позже вошли в сборник Ригведа. Эти носители ведического санскрита завладели властью и создали государство Митани. Но они быстро потеряли свою культуру и начали перенимать язык и религию хурритов. При этом имена королевской семьи, а также некоторые термины, связанные с военным искусством и богами, были также потеряны. Группа, которая поехала к востоку и которая сочинила Ригведу, смогла лучше сохранить свою культуру и распространить свой язык и религию на территории этого субконтинента. И сегодня, три с половиной тысячи лет спустя, современные индийцы специально поехали в Бангкок, чтобы отдать дань языку древних кочевников — санскриту. Материал взят из На первый взгляд кажется, что эта статья лишь говорит о научном предположении возникновения санскрита. Однако при более глубоком анализе она может стать поводом для глубоких размышлений, так как в ней могут быть затронуты вопросы филологии, истории, лингвистики не только Центральной Азии, но и Кыргызстана. Во-первых, восхищает тот факт, что санскрит, несмотря на его многовековую историю, благодаря людям, которые сделали все возможное для развития языка, выжил в условиях жесткой лингвистической конкуренции и продолжает существовать по сей день. А также то, что в честь этого языка, который сейчас не используется в обычной жизни, создана должность государственного секретаря по языку и устраиваются международные конференции. Учитывая, что сегодня многие языки исчезают, этот пример, думается, является показательным для кыргызских филологов, работающих над тем, чтобы сохранить и развить наш родной язык. Во-вторых, предположение о том, что местом зарождения санскрита была Центральная Азия, наводит на следующие размышления. Например, проводились ли учеными Центральной Азии, в частности учеными Кыргызстана, глубокие исследования, в которых изучалось бы предположение о возникновении санскрита в нашем регионе. Ведь о такой возможности говорит даже то, что среди множества интерпретаций значения слова Манас существует версия, что это слово происходит из санскрита. Если же таких изучений нет, то будут ли они проводиться в будущем? Будут ли созданы международные исследования, в частности совместно с учеными Индии и Центральной Азии, которые изучили бы вопрос зарождения санскрита в кругу кочевников? Возможно, подобные работы помогут сделать новые предположения и открытия о том, где и кем был создан этот язык. Подготовила и перевела СПРАВКА О САНСКРИТЕ Санскрит принадлежит к индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи. Санскрит оказал глубокое влияние на языки северной Индии, такие как хинди, урду, цыганский, и на некоторые другие языки, оказавшиеся в сфере санскритской или буддийской культуры (язык кави, тибетский язык). Как латынь и греческий язык на Западе, так и санскрит на Востоке в последующие века стал языком межкультурного общения учёных и религиозных деятелей. В настоящее время этот язык является одним из двадцати двух официальных языков Индии. В этой стране санскрит используется как язык гуманитарных наук и религиозного культа, в узком кругу — как разговорный язык. На санскрите написаны произведения художественной, религиозной, философской, юридической и научной литературы, оказавшие влияние на культуру Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Западной Европы Существуют газеты и передачи на санскрите. Грамматика санскрита чрезвычайно сложна и архаична, считается, что санскрит является одним из самых флективных языков мира. Лексика санскрита богата и стилистически многообразна. Однако единой системы письменности для санскрита не существует. Одни ученые, как сказано выше, считают, что первым носителем санскрита был первобытный народ известный под названием ариев, который жил на территории Центральной Азии. Позже из племён ариев, ушедших на запад, образовались народы, говорящие на германских, романских и других арийских языках. Из племён, ушедших на север, возникли языки славян, тюрков и литовцев. Племена, отправившиеся на восток, образовали две группы. Одна из них осталась на территории современного Ирана, где через мидийский язык сформировался современный язык фарси. Другая группа через Гиндукуш и долину Кабула пришла в Индию. Именно в этой группе впоследствии сложился санскрит, из которого через народные языки (пракриты) возникли современные индоарийские языки. Другие ученые, довольно большое число индийских исследователей, придерживаются противоположной точки зрения. Они считают, что носители древней формы индоиранского языка являлись языком автохтонного населения Индии. Развитие языка имело свою периодизацию. Например, Ведийский санскрит, или язык Вед, представляет собой язык нескольких памятников древнеиндийской литературы, включающих сборники гимнов, жертвенных формул («Риг-веда», «Сама-веда», «Яджур-веда», «Атхарва-веда») и религиозных трактатов (Упанишады). «Риг-веда» может рассматриваться как самая древняя форма ведийского санскрита. Затем идет эпический санскрит, который употреблялся около пятого или четвертого веков до нашей эры. На эпическом санскрите написаны такие известные произведения, как «Рамаяна» и «Махабхарата». Затем наступает время пракритов, это третий век до нашей эры. Данные языки соответствуют диалектам, разговорным и народным языкам, например, как вульгарная латынь. Со второго века до нашей эры начинается эпоха классического санскрита. Литературный памятник классического санскрита — это Брахман-веда. В этот период санскрит становится языком богослужений и признаком принадлежности к определенной культурной общности, не имея какой-либо связи с живыми языками. В XIX веке санскрит будет полностью вытеснен из литературы национальными языками Индии. В настоящее время санскрит переживает эпоху заката, язык больше не имеет развития. Основываясь на этом факте, многие учёные делают вывод, что санскрит стал «мёртвым» языком. Считается, что санскритские звуки находятся в естественной гармонии с космическими вибрациями, поэтому даже простое прослушивание санскритских текстов и их чтение оказывают благотворное воздействие на организм и психику человека, а также способствуют духовным поискам. Во время его изучения раскрываются многие интеллектуально-духовные возможности человека. Поэтому рекомендуется общение на санскрите в бытовом обиходе, изучение санскрита супружескими парами, обучение санскриту детей. Здесь приводятся данные, которые показывают, что между языками близлежащих стран существует большое сходство, а языки отдалённых друг от друга стран значительно отличаются. 7 апреля 2016 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |