ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
20 октября 2020, 16:49

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
884 (564)
883 (563)
882 (562)
881 (561)
880 (560)
879 (559)
878 (558)
877 (557)
876 (556)
875 (555)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 14:46
Раздел: Общество

Когда зрителей держат за дураков

Почему сериал «Таинственная страсть» стал принципиальной неудачей Первого канала?

Автор сценария «Таинственной страсти» Елена Райская за 38 лет творческой деятельности написала сценарии 33 кино– и телефильмов. Два из них – 24-серийные, что значительно увеличивает общую статистику литературных работ Е. Райской для экрана. Готовится к выходу еще пара многосерийных фильмов по ее сценариям. В одном из недавних интервью Елена Михайловна подробно говорила «о фишках» своей работы, «когда знаешь все лекала и как музу заменяет профессионализм». – Драматургия – это и есть хитрость и хитрое отношение к жизни, – говорила Елена Михайловна в другом интервью.

Героя сериала, у которого – уже все наши зрительские симпатии, постоянно преследует его враг. А в конце, наплевав и на присягу, и на офицерскую честь, он делает все, чтобы спасти того, за кем успешно охотился. Благородный преследователь смертельно болен и все 14 серий мучительно кашляет. Это сюжетная линия сериала «Красная капелла» Александра Аравина, показанного на канале «Россия» 12 лет назад.

Карл Гиринг и Жан Жильбер были добрыми соседями и часто вместе выгуливали своих собак в одном из районов Парижа 1941-го. Гиринг получил задание разоблачить и уничтожить работающую на советскую разведку агентурно-разведывательную сеть «Красная капелла», а Жан Жильбер был ее руководителем. Перед тем как застрелиться оберштурмбаннфюрер (офицерское звание СС равнозначное общевойсковому званию подполковника) Карл Гиринг оставил на столе пропуск на имя Жана Жильбера на выезд из оккупированной Франции.

Тоже — подполковник, но КГБ СССР, Круглов (Алексей Барабаш) в сценарии Е. Райской по мотивам романа В. Аксенова «Таинственная страсть» тоже смертельно болен и мучительно кашляет все 13 серий. Он не только отговаривает молодого писателя Ваксона (Василия Аксенова) от поступков, которые заинтересуют Лубянку, не только пресекает его попытки контактов с идеологическим противником, но и просвещает начинающего диссидента насчет методов и «приемов» своей совсем неоткрытой работы.

Алексей Барабаш в прошлом году сыграл любимца публики 60-70-х певца Валерия Ободзинского, что, по замыслу авторов, должно не только значительно «утеплить» образ сотрудника КГБ, но и вызвать у широких зрительских масс симпатию к нему. Голубоглазый и светловолосый Алексей Барабаш кого-то так напоминал… Ну конечно! Если еще вспомнить, что 51 % акций Открытого Акционерного Общества «Первый канал» у государства...

С «Красной капеллой» «Таинственную страсть» роднит еще один сценарный ход, «каркас» всего фильма: бывшие участники событий, связанные с агентурной сетью, выясняя отношения, комментируют происходившее в

40-х годах. Давая по ходу фильма оценку происходящему. Писатель Аксенов (Ваксон) в «Таинственной страсти» по ходу сериала отвечает на вопросы из-за кадра. Дурацкие вопросы и такие же ответы, что, по мнению авторов сериала, держит его «сквозное действие». А на самом деле тормозит и без того малоподвижный сюжет, раздражает надуманностью и абсолютно противоречит характеру реального писателя Василия Аксенова, незамеченного ни в резонерстве, ни в шаблонности мышления, ни в глупости.

Как-то коллега Райской сравнил эпизод из сериала по ее сценарию «Однажды в Ростове» — после расстрела увозят вагоны с трупами – с таким же эпизодом в «Сто лет одиночества» Маркеса, а телезрители сегодня сравнивают «Таинственную страсть» с сериалами «Стиляги» и «Фарца».

Девять дней назад, уже во время показа фильма, режиссер Влад Фурман ответил на вопросы корреспондента «Российской газеты» — RGRU: роман — это лишь повод для разговора… Потому что он состоит из отрывочных мемуарных воспоминаний Аксенова.

— Я всегда испытывал недоверие к мемуарному жанру, предупредил читателей Аксенов в авторском предисловии к роману о шестидесятниках. Отдавая себе отчет, что возникнут не клоны, не копии, а художественные воплощения, более или менее близкие к оригиналам. В связи с этим и возникла «потребность создать новые, хоть и созвучные имена».

Еще раз, чтобы понять писателя правильно: при недоверии к мемуарному жанру – художественные воплощения более или менее близкие к оригиналу. Режиссер Фурман, наверное, это основное, программное, слегка ироничное заявление писателя пропустил. Не заметил? Может быть, ведь прозу Аксенова – классика советской и российской литературы, он «открыл» только шесть лет назад.

– Это художественное произведение, фантазия об этих людях, и когда оно превращается в сценарий, в нем обязательно должно быть сквозное действие. Елена Райская, как мне кажется, блистательно его выстроила — она выделила из произведений Аксенова этот треугольник: взрослый муж, молодая красотка-жена, молодой мальчик, — говорит Фурман.

Все! Достаточно! Елена Райская выделила то, что надо — из умного, тонкого, ироничного, талантливого романа, в котором атмосфера нового-старого, странного и удивительного времени после ХХ съезда партии, судьбы его друзей-шестидесятников, его настоящая, до гробовой доски, любовь. Которая выдержала все, что могут выдержать двое, когда они не всегда рядом, но всегда вместе. (О Ралиссе из романа, зная реальную судьбу жены Аксенова Майи Кармен, вспоминаю с интересом и уважением, о Ралиссе из сериала даже не хочу говорить).

Райская «по мотивам романа Аксенова» — это то, что мы увидели на экране: бесконечные групповые проходы по Москве, нескончаемые коллективные «выпивоны» — где угодно и как угодно. Это постоянные вставные, концертные номера в очередном, каком по счету? телевизионном «погружении» нас в советскую действительность — рифмы и песни. Как же надо было постараться, чтобы стихи Рождественского, Вознесенского, Ахмадулиной, Евтушенко, песни Высоцкого и Окуджавы стали заурядными «концертными номерами» — перебивками изображения? И тогда уже невозможно «вытянуть кино» ничем. Ни масштабно-высотными планами Москвы с обязательной сталинской «высоткой» (на Котельнической набережной, где жили Майя Кармен и Василий Аксенов?), снятыми беспилотниками-дронами. Ни интересными иногда съемками оператора Кирилла Мошковича. Ни ритмическим «парафразом» знаменитых «The Autumn Leaves» в финале. Легендарные «Осенние листья», которые в декабре 56-го впервые привез в Москву Ив Монтан, великая песня-исповедь о любви, которую пели и будут петь. Но эта песня – не из этого кино.

Создатели сериала получили что хотели. А мы?

Какая «оттепель», какой Будапешт 56-го, какой Новочеркасск 62-го, какая Прага 68-го, какие проблемы в отношениях власти и художественной интеллигенции? — Гораздо интереснее,— сказал на днях о премьере 1 канала Виктор Шендерович, — кто с кем спал, особенно если обсудить это потом с оставшимися в живых мужьями и женами.

Чемпионат мира и Европы по хоккею с шайбой должен был состояться в Праге. Но, опасаясь беспорядков, организаторы перенесли чемпионат в Стокгольм. На 21 марта был назначен матч, которого многие боялись: Чехословакия — СССР. Ровно семь месяцев назад, 21 августа 1968-го советские танки вошли в Прагу. В Доме творчества кинематографистов в Болшево, недалеко от Москвы, после ужина болельщики собирались в телехолле.

— Как вы думаете, за кого я буду болеть? — неожиданно спросил пожилой седой человек со стаканом кефира в руке. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, Золотая пальмовая ветвь Международного кинофестиваля в Каннах, мировая слава. Он заканчивал свой 25-й художественный фильм, в который на роль знакомой Антона Павловича Чехова Лики Мизиновой пригласил русскую француженку Марину Влади.

Ответом на вопрос мэтра советского кино стал долгий взрыв понимающего и одобряющего смеха. Из-за закрытой двери телехолла были слышны крики советских кинематографистов: — Давай, Недомански! Давайте, Голики! Ну, Сухи, быстрее!

Чехи выиграли у непобедимой советской команды со счетом 2:0. Они кричали соперникам: —Вы нам – танки, мы вам – бранки (шайбы)!

Так я, студентка, приехав на семинар от Киргизского отделения Бюро пропаганды советского киноискусства, смогла увидеть, как на самом деле «советская творческая интеллигенция поддерживает и одобряет решение ЦК КПСС и советского правительства по Чехословакии». Пусть даже так — с кефиром и в домашних тапочках.

Август 68-го расколол советское общество, катком прошел по душам шестидесятников. У них пошел новый отсчет времени, началась новая реальность. Прочитайте про «Танки идут по Праге, Танки идут по правде» у Аксенова – посмотрите в сериале. Очевидно: авторы «кина» явно держат нас, зрителей, за дураков. И, похоже, не только они.

В минувшую среду, 9 ноября, сразу после последней, 13 серии премьеры «Таинственной страсти», в эфир вышел специальный выпуск передачи «Сегодня вечером». Андрей Малахов начал разговор о «фильме, снятому по книге Аксенова». Работу Чулпан Хаматовой в роли Нэллы Аххо назвал прекрасной. Актер Филипп Янковский (Ян Тушинский — Е. Евтушенко) сказал: «Я по роли обогатил себя таким огромным поэтическим багажом». Главный редактор «Комсомольской правды» рассказал о претензиях к фильму Евгения Евтушенко, живущего в Америке: он не подписывал письмо против Пастернака. На что режиссер Влад Фурман ответил: «К этому надо относиться, что это Ян Тушинский. И он, режиссер, контролировал это, насколько мог», Филипп Янковский сказал, что все делал для того, «чтобы мочь передать внутреннее состояние поэта», Лариса Рубальская сказала Филиппу: вы так спину… вы совершеннейший Евтушенко! Я когда читала книжку, я мечтала увидеть это на экране, все замечательно, все! Светлана Светличная сказала: я смотрю фильм с такой радостью, с таким удовольствием, я бегу домой и вспомнила период, когда Татьяна Лиознова, «Семнадцать мгновений весны»… Я знала Марину Влади, и то, что вы сделали, надо не только для зрителей, но и для истории России.

Зрелище становилось невыносимым. Первый канал изо всех сил пытался как можно ловчее «запрыгнуть» в последний вагон ушедшего поезда. Через каждые 15-20 минут, разрушая смысл этого странного, восторженного «междусобойчика» (который, как всегда, не предполагал мнения зрителей), канал обрушивал на нас рекламу и подробные анонсы следующих сериалов. Чтобы побыстрее отбить впечатления о сериале обсуждаемом? А зря: обсуждение оказалось намного интереснее сериала.

Молодая артистка Софья Заика (она играет француженку Мари Эжен, которой не было в романе и которая в сериале жизнерадостно «отдыхала» в гостиничном номере с Ваксоном, но полюбила Вертикалова (В. Высоцкий), рассказала как она «снимала акцент» у московской актрисы-француженки. А «улыбку она попыталась снять у Марины Влади в фильме «Колдунья».

Прервать на время нескончаемый, липкий поток тщеславия, пошлости и дилетанства смогло интервью с Мариной Влади, снятое в прошлом году во Франции. Сколько достоинства, такта, непреходящей любви к Высоцкому, справедливой обиды на Евтушенко и Вознесенского, на других важных советских поэтов, за то что стихи Высоцкого «не были напечатаны в течение жизни»… Марина Влади даже не представляет, какое испытание ждет ее при встрече с сериалом «Таинственная страсть», и мне ее искренне жаль.

Когда изо дня в день, месяцами, годами выстраиваются в эфире Первого «Модный приговор», «Мужское/Женское», «Наедине со всеми», «Давай поженимся!», все эти «Точь-в-точь», «Пусть говорят», «Ледниковые периоды» с их новыми сезонами и всякая разная такая же лабуда, когда качество и объективность общественно-политической информации год от года падают как стрелка спидометра в авто без заправки... И все это и в телевизоре, который в кабинете Генерального директора ОАО «Первый канал» Константина Львовича Эрнста…

Кто сказал, что зомбированию подвержены только телезрители? А сами телетворцы? Производство давно стало вредным, все это проникает и уже проникло и в кровь, и в мозг, и в душу.

Иной сериал, снятый не «по мотивам романа», а по роману Аксенова, с его иронией и беспощадностью, откровением и цинизмом, романтикой, мудростью, любовью и честностью, по прекрасной прозе не раннего Бунина и не позднего Хэмингуэя – самобытной, знакомой моему поколению со школьной скамьи прозе Василия Аксенова, просто не вписался бы в контекст сегодняшнего вещательного дня Первого российского канала.

Регина Хелимская
Кадры из сериала
«Таинственная страсть»

17 ноября 2016 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
КомментироватьВсего 18 комментариев
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2020 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg