ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
20 сентября 2018, 20:08

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
803 (483)
802 (482)
801 (481)
800 (480)
799 (479)
798 (478)
797 (477)
796 (476)
795 (475)
794 (474)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 16:28
Раздел: Политика

Станислав ПРИТЧИН: «Правительство КР так и не смогло своевременно выполнить свои обязательства в рамках ЕАЭС»

Интервью с руководителем аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Южного Кавказа Института востоковедения РАН, руководителем экспертного центра ECED Станиславом ПРИТЧИНЫМ.

– Станислав, какой вам видится внутриполитическая ситуация в КР?

– Логика событий в республике сегодня определяется предстоящими выборами президента. Это чувствуется даже за пределами Кыргызстана. Большая часть новостей в той или иной степени связана с предстоящей кампанией. Остроты ситуации добавляет высокая степень неопределенности исхода выборов из-за высокой конкурентности президентской гонки. Как минимум пять-шесть кандидатов уже заявили о своих планах, все они, как правило, представители ведущих партий или известные политики с большим послужным списком. Ожидается, что ближе к официальному старту кампании это число возрастет.

С одной стороны, такой ажиотаж может показаться странным ввиду норм существующей Конституции, согласно которым за парламентом остается ведущая роль в политической системе. Но все должны понимать, что в нынешних условиях развития политической культуры от того, кто станет будущим президентом, во многом будет зависеть конфигурация большинства в Жогорку Кенеше. Потому что только связка «президент–коалиция большинства–правительство» может сегодня обеспечить относительную стабильность в республике.

К слову сказать, мы с коллегами по экспертному центру «Евразийское развитие» в середине марта презентовали доклад с оценкой инвестиционной привлекательности стран Центральной Азии и Южного Кавказа. Киргизия в общем рейтинге заняла пятое место (третье место в Центральной Азии после Узбекистана и Таджикистана), но вот по показателю политической стабильности оказалась на последнем, восьмом. Именно из-за непредсказуемой политической ситуации.

– Почему практически все реформы в КР, намеченные к исполнению действующей властью, потерпели фиаско?

– Успех реформ в любой стране, на мой взгляд, зависит от ряда факторов: политической воли руководства, готовности нести ответственность за изменения в стране, компетенции кадров, которые будут осуществлять реформы, или умения перенимать передовой опыт, а также от ресурсов, которые необходимы для реализации реформ. С одной стороны, не так много стран на постсоветском пространстве может похвастаться успехом реформ и серьёзными позитивными изменениями. Чтобы понять масштабы задуманного, нужно смотреть программные документы. Основным для республики в последнее время была Национальная стратегия устойчивого развития КР на период 2013-2017 гг. Она была принята по инициативе президента Алмазбека Атамбаева. Согласно основным целям документа, к 2017 году республика за счёт развития гидроэнергетики должна будет обеспечить себя своей дешёвой энергетикой и тем самым создать конкурентные преимущества для местного малого и среднего бизнеса. Мы все знаем трудности с реализацией крупных гидроэнергетических проектов. В условиях экономического кризиса не так просто найти несколько сот миллионов долларов в проекты, окупаемость которых исчисляется десятилетиями. В Стратегии также поставлена задача введения отношений между государством и бизнесом исключительно в рамки закона при выполнении инвесторами своих социальных обязательств. На практике многие процессы вступали в противоречие со стремлением создать благоприятные условия для работы инвесторов. Продолжились проблемы у главного налогоплательщика республики – компании по освоению золоторудного месторождения «Кумтор». Из-за протестов местного населения так и не началась работа по освоению месторождения «Джеруй», несмотря на проведение всех необходимых процедур слушаний, прозрачного конкурса.

Позитивным политическим шагом стало подписание соглашения о полноправном членстве Кыргызстана в ЕАЭС. Вместе с тем, несмотря на ратификацию комплекса международных соглашений, правительство КР так и не смогло своевременно выполнить свои обязательства в рамках ЕАЭС и начать работу по стандартам и кодексам союза. Например, своевременно власти республики не сумели построить необходимые для сертификации продукции сельского хозяйства лаборатории, несмотря на целевые гранты, выделенные со стороны РФ и Казахстана. В связи с этим частично сохранен запрет на ввоз продукции агросектора в другие страны ЕАЭС.

– В чем, на ваш взгляд, заключаются главные причины неэффективной работы действующей системы госуправления?

– Если говорить об эффективности госуправления, необходимо учитывать в целом политический климат в стране. Парламентская республика по определению будет менее эффективной, так как любое решение требует серьезного обсуждения и согласования разными политическими силами. Президентские политические системы в этом плане более эффективны, так как есть единый центр принятия решений. Я говорю об идеальных моделях. Мы же с вами живём в транзитном периоде, когда строим свои политические системы в условиях выборности власти и рыночной экономики не такой большой период времени, всего двадцать пять лет.

У Киргизии ситуация осложняется ещё двумя революциями, когда полностью сменялось политическое руководство страны. Это не могло пройти бесследно как с точки зрения эффективности работы госаппарата, так и с точки зрения доверия к власти со стороны населения. Это всё накладывается на общие проблемы государственного управления, присущие постсоветскому пространству, излишнему и, как правило, неэффективному бюрократическому аппарату, который работает по стандартам, принятым еще в СССР, высокому уровню государственного регулирования и другое. Ну и высокий уровень коррупции, конечно…

– По какому вероятному сценарию будет проходить транзит политической власти?

– На мой взгляд, можно выделить два основных сценария. Согласно одному, президентом Киргизии станет человек из команды действующего президента Алмазбека Атамбаева. В таком случае существующая конструкция взаимодействия парламента и президента сохранится, хотя устойчивость её может быть несколько ниже. Второй сценарий – если президентское кресло получит оппонент действующих властей. Тогда опять же два варианта, либо переформатирование большинства под нового президента и формирование новой коалиции и правительства. Если у нового главы на это не хватит воли и ресурсов, можно ожидать серьёзного политического кризиса с возможным роспуском парламента и досрочными выборами. Есть ещё промежуточный вариант, когда к власти придёт политик не из команды президента А. Атамбаева, но готовый сотрудничать с ним и СДПК, в таком случае будут несколько переформатированы существующая коалиция и состав правительства. Устойчивость такой модели также будет менее стабильна.

– Видите ли вы «аутентичную» кандидатуру преемника от партии власти – СДПК?

– Не совсем понятно, что вы имеете в виду под аутентичной кандидатурой. На самом деле, на сегодняшний день не настолько очевидно, по крайней мере из-за рубежа, кто однозначный кандидат в президенты от действующей партии власти. С одной стороны, оттягивание момента представления снижает шансы потенциального кандидата, так как его конкуренты, с одной стороны, уже в кампании, а с другой, как правило, более известны широкой публике как публичные политики, представляя политические партии. Называемые неофициально пока кандидаты от СДПК, все, как правило, опытные управленцы, но без широкого бэкграунда в публичной политике.

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ

23 марта 2017 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2018 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей