ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
15 декабря 2025, 00:22

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 11:37
Раздел: Общество

Судьба Традиции в современном мире

Вначале необходимо сказать о методологии рассмотрения этой темы. Материалистическим эмпирическим подходом, который до сих пор именуют «академическим», мы пользоваться не будем. Для нашей темы он не годится. Да и бессилие современных гуманитарных общественных наук в описании мира (уже не говоря об анализе!) очевидно. А иначе мы бы не оказались в интеллектуальном и концептуальном тупике. Наш подход внешне будет ближе к античным и средневековым представлениям, но экзистенциально, конечно, это язык сознания, порожденного ХХ веком и современностью.

Мир – живой. Поскольку он живой, он создан. Все живое, существующее рождается, входит в зрелость, стареет, умирает. Но жизнь не есть только природное, физическое, материальное. Своим истинным началом она имеет причины надприродные, сверхчувственные, метафизические. «Материи» всегда предшествует «идея». Скажем, чтобы сделать стул, недостаточно обладать древесиной и инструментами, прежде всего надо иметь «идею» стула, представление о том, что такое «стул».

Мир иерархичен, он выстроен от высшего к низшему. Все ступени или слои этой иерархии символически аналогичны одна другой, как бы отражают друг друга на разных уровнях. Существование можно уподобить лестнице с бесконечным количеством ступеней. Причем каждая ступень имеет свою относительную завершенность, свои смысл и форму. Но все они, вся эта символическая «лестница», имеют один исток, одно начало. Дабы избежать специфически религиозного языка, назовем этот исток Принципом с большой буквы (и в этом последуем за языком Аристотеля). Всё существующее имеет свой собственный смысл или задачу, исходящий из этого Принципа, но приспособленный к природе и к условиям бытия каждой конкретной формы или ступени Универсума. У всего есть свой Путь.

Так вот, закон, данный такой форме Бытия, как человек, – мы назовем Традицией (от латинского глагола «tradere» – «передавать», кстати, иудейский термин «каббала» переводится с древнееврейского, дословно, как «традиция»).

Традиция дана абсолютно всем народам Земли, но приспособлена в каждом отдельном случае с учетом частных, материальных условий, таких как география, климат, характер этноса и др. При этом сам феномен Традиции не вырастает «автоматически» из условий существования. Есть некоторые фундаментальные вещи, которые эмпирически придумать просто невозможно (например: письменность, государство, ритуалы, технология выпечки хлеба, металлургия, деньги и многое другое), он именно даны, переданы, и источник их происхождения – «нечеловеческий». Достаточно вспомнить мифологию, фольклор, сакральные тексты, где говорится о «божественном предке», о так называемых «культурных героях»: первых царях, мудрецах, героях, приносивших своим еще темным соотечественникам законы, установления, важнейшие умения и ремесла. Причем всегда указывалось на «божественное происхождение» первых героев или царей, все они рождались каким-нибудь чудесным, сверхъестественным образом, а выполнив свою миссию, не умирали, а уходили. На небо, в глубины земли, уплывали в море. Некоторые обещали вернуться перед Концом. В этих мифах или сказках в наивно-символической форме указывается на трансцендентное происхождение Традиции или Знания. Все частные традиции – ветви и листья мирового древа Единой Традиции. Сама Традиция является проявлением в человеческих цивилизациях присутствия Принципа, осуществляет связь с ним. Поэтому в традиционном обществе любое событие жизненного цикла, любое значимое деяние имеют сакральное значение, связывающее человеческого индивида со всем бесконечным Космосом и с Творцом этого Космоса, дающее человеческому существованию как устойчивость и стабильность, так и возможность самосовершенствования. В традиционном обществе, строго говоря, нет ничего не-сакрального, ничего бессмысленного. «Целью» традиционного общества и человека является «возвращение в Эдем», восстановление райской целостности, «победа над смертью».

Большую часть известной нам истории человечество прожило под сенью Традиции. Пока в части света под названием Европа не начались или не обнаружились чрезвычайно любопытные явления. Как известно, Традиция дала трещину именно в Европе, и с каждым столетием трещина увеличивалась, пока не произошло обрушение. Почему это произошло именно в Европе, когда это началось, и что все это значит? Ответить на эти вопросы очень непросто, в каком-то смысле даже невозможно, но не ставить эти вопросы нельзя, если мы конечно хотим продолжать существовать. Почему философия возникла в Древней Греции? Почему Мартин Хайдеггер говорил, что «атомная бомба взорвалась уже в поэме Парменида»? Что такого было в европейском человечестве, что неудержимо влекло его за все пределы и границы? Недаром Освальд Шпенглер называл западное человечество – «фаустовским». Почему христианство преимущественно распространилось в Европе настолько, что стало синонимом европейского? Почему европейцы отвергли собственную Традицию? Почему именно в Европе возникла парадигма Модерна, возник капитализм?

Попытаемся ответить, опираясь как раз на традиционные знания. Сакральная география говорит о качественности пространства, о его связи с метафизическими принципами, с неведомыми нам провиденциальными планами. В начале истории нынешнего человечества, если угодно, в протоистории на Земле существовало четыре древних континента: Гиперборея на севере, Гондвана на юге, Лемурия на востоке, Атлантида на западе. Последняя погибла в водах того самого «всемирного потопа», о котором, наряду с Библией, имеются свидетельства почти во всех мифологиях мира. Причиной гибели Атлантиды стала, как утверждают древние источники, «чрезмерная гордыня» из-за высокого материального развития. Вообще, Запад как сторона света, как символическая территория в культуре и мифологии очень многих народов имеет негативный, зловещий смысл.

Например, в древности и отчасти в средневековье существовал запрет на плавание в Атлантическом океане, который в античности назывался Морем Мрака. Величайший греческий герой Геракл поставил на Гибралтаре Геракловы или Геркулесовы Столпы как границу мира людей. То, что было к западу от Столпов, считалось инфернальным, невозможным для нормальной жизни. На древних картах там помещали вход в подземное царство. По православному преданию, Люцифер упал с неба на земли Запада, поэтому при крещении христиане трижды плюют в сторону Запада, произнося: «Отрицаюсь сатаны!» Запад повсеместно рассматривался как сторона смерти, тьмы, ада. Желающие могут найти множество примеров этому в мифологии и фольклоре самых разных народов во всех частях света; от древних египтян, называвших Запад «зеленой страной» (зеленый цвет во многих культурах связан со смертью и «демоническим»), до папуасов, у которых страна мертвых Адири «находится там, где заходит солнце». В качестве анекдота: по некоторым пророчествам, «конец света» должен был случиться в 1492 году, в этом году Колумб открывает «Новый Свет», Америку. Что-то символическое в этом есть.

Понятно, что это не научный ответ (а здесь и невозможен «научный» ответ), но, видимо, Европа, Запад провиденциально избраны для неких колоссальных мировых задач, о которых мы можем только строить предположения. Именно отсюда началось наступление на Традицию.

В чем самая суть новоевропейской цивилизации, возникшей благодаря Ренессансу и Реформации, окрепшей в эпоху Просвещения и к началу ХХ века ставшей эталоном и моделью для всего человечества? Это цивилизация Человека, отказавшегося от Бога и от Традиции, как живого невербального присутствия божественного в человеческом обществе. Почему подобная установка победила традиционные ценности всего незападного человечества?

Предлагаем еще один вопиюще ненаучный ответ (а вы заметили, что когда говорится «научный», имплицитно подразумевается западный рационалистический подход, всё остальное репрессируется как «ненаучное»?) И вновь обратимся к традиционным данным, к представлениям о времени и истории. В индуизме история мира, в том числе человечества, делится на циклы убывающей продолжительности: кальпы, манвантары, юги. Кальпа состоит из 14 манвантар, манвантара делится на четыре юги. Это Сатья-юга, Трета-юга, Двапара-юга, Кали-юга. Они совершенно идентичны в качественном отношении Золотому, Серебряному, Бронзовому или Медному, Железному векам греко-римской античности и периодам в традициях доколумбовой Центральной Америке, «четырем солнцам». Как уже упоминалось, согласно Традиции в мире всё символически аналогично, и 4 века соотносятся с 4 сторонами света (север, юг, восток, запад),
4 стихиями (огонь, воздух, земля, вода), 4 временами года (весна, лето, осень, зима), 4 неделями лунного месяца, 4 периодами суток (утро, день, вечер, ночь), 4 возрастами человека (детство, молодость, зрелость, старость). А также с четырьмя варнами (кастами) традиционного индийского общества: брахманами (жрецы), кшатриями (дворяне, воины), вайшьями (купцы, ремесленники, крестьяне), шудрами (слуги, рабы, «пролетарии»). Это деление точно совпадает с сословной организацией средневековой Западной Европы (духовенство, дворянство, купечество и ремесленники, крепостные крестьяне). Города в древности заселялись в соответствии с кастовым делением и делились по их числу на четыре части, что и отражает слово «квартал», «четверть». Согласно, традиционной доктрине циклов, мы, т.е. человечество, находимся в Швета-Вараха-кальпа (кальпа Белого Вепря), в седьмой манвантаре, в Кали-юге или Темном веке. Считается, что человечество с каждой югой все более деградирует, увеличиваются невежество и пороки, пока не происходит очистительная космическая катастрофа (в индуизме «пралайя», в христианстве Апокалипсис) и начинается новый цикл, новый Золотой век, новое другое человечество. Кстати, подобные представления также есть у многих народов и культур. То есть само состояние человечества в Темном веке было «предрасположено» к западному заражению. Образно говоря, мир вступил в позднюю осень, мы в сгущающихся сумерках наступающей ночи.

В ХХ веке было два очень важных для нашей темы явления всемирного значения – коммунизм и фашизм. Точнее, они были реализованы как политико-государственные проекты в этом веке. Мы не будем говорить о них, потому что наша тема – судьба Традиции. Но вот что необходимо заметить. Это идеологии новоевропейские, модернистские, сугубо современные, а значит антитрадиционные. Но что получилось на самом деле, если смотреть в самый корень явления? И не обращать внимания на внешние декларации, идеологические одежды и т.д. Коммунизм и фашизм стали на самом деле авангардными формами Традиции! Это была попытка охватить всё человеческое бытие, человеческое общество неким новым Законом, имеющим мистические основания, отказ от материалистической потребительской ориентации, квазирелигиозность. Именно поэтому эти государства были идеократическими и тоталитарными (и не могли быть другими). Самые яркие примеры, имеющие статут символа, – это СССР и национал-социалистическая Германия, государства-архетипы двух идеологий, коммунизма/социализма и фашизма/нацизма. Примеры этих идеологий дают нам важный урок: Традиция может проступать даже сквозь нетрадиционные (антитрадиционные) формы и идеологии. Традиции не столь важны собственно традиционные формы, особенно утратившие подлинное содержание. В то же время и фашизм, и социализм проиграли либерализму, как самому чистому воплощению Модерна, «религии человека» как человеческого, слишком человеческого (а «это всегда нечто животное», как заметил проницательный Акутагава).

Либерализм превратил весь мир в рукотворный хаос. Для этого он и был нужен. Мавр сделал свое дело, мавр уходит. Но уход либерализма не означает автоматического возрождения Традиции. Пока мы наблюдаем только увеличение беспорядка и, кажется, полную невозможность строительства чего бы то ни было.

Но обратимся вновь к свидетельству самой Традиции. Говорится, что перед самым «концом света», когда человечество уже деградирует, казалось бы, бесповоротно, вдруг, внезапно на некий срок будет восстановлен «порядок». И вот здесь, в этом пункте существуют разные версии в разных традициях, даже «разночтения». По одним свидетельствам, перед Концом будет «тысячелетнее царство Христа», или «Мессии», по другим же «царство Антихриста». В последнем случае это будет пародией на Традицию. Как известно, мы не знаем сроков, но мы можем читать знаки и толковать пророчества.

В оживлении во всем мире интереса к своей культурно-национальной идентичности есть несколько уровней, требующих рассмотрения. В условиях всё увеличивающегося хаоса люди обращаются к своим корням, чтобы обрести почву под ногами, найти какой-то безусловный смысл в обваливающейся современности. Психологически это очень похоже на уход современного человека в частную, семейную жизнь в результате разочарования в возможности общественных и политических изменений к лучшему, недоверия к власти, осознания бесполезности низовых инициатив. Поиск и изучение национально-культурной идентичности – это реакция на нивелирующий каток глобализации, уродство потребительской идеологии, агрессию чуждых ценностей. Но есть ли обращение к корням – подлинное полноценное восстановление Традиции? Мы прошли через столетия и десятилетия Модерна, мы все модернисты, что бы ни воображали о себе. Сам строй современного бытия совершенно не традиционный, и это не прикроешь внешней этнографией, да еще с туристическим уклоном. Нет ли здесь воистину дьявольской пародии? Не обманываем ли мы самих себя?

А может, мы вспомним уроки коммунизма и фашизма и увидим, что Традиции не обязательно быть традиционализмом? В случае с отказом от Модерна мы, похоже, выплеснули вместе с водой ребенка. Есть глобализация как окончательное смешение и нивелирование, и это одно. Но есть глубоко заложенное в человеке, как духовном существе, созданном по образу и подобию Божьему, стремление к универсальности, «всечеловечности» по Достоевскому, к тому, что выразили великие мировые религии, преодолевшие племенную и культурную ограниченность. Это чрезвычайно тонкое различение, и именно на нем будут играть агенты Антихриста. Есть ощущение, что в конце Кали-юги, на фоне действительной человеческой деградации «национально-культурное», как замкнутое на себе, вполне может стать новым идолопоклонством, уводящим нас от подлинного истока всех традиций.

Давайте не будем забывать, что дух дышит где хочет, а Традиция – это не человеческий феномен, а божественное присутствие (в индуизме Санатана Дхарма, «Вечный Закон») Если мы сделаем нашу жизнь познанием, Традиция проявится сама, появятся некие формы, возможно, совершенно авангардные, в которых будет всё, что на самом деле требуется человеку. Да, похоже, цикл заканчивается, но семена будущего Золотого века сеются уже сейчас, в преддверии Финала. Совершив вместе с человечеством путешествие по истории, Традиция освобождается от всего временного, человеческого, этнического, культурного, от всего материального и вновь предстает перед нами как дыхание Бога, гул Апокалипсиса, мистерия жизни и смерти.

Эмиль ДЖУМАБАЕВ
кинорежиссер, публицист

13 апреля 2017 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg