ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
16 апреля 2024, 23:44

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 15:13
Раздел: Общество

ПОЧЕМУ МОЛЧИТ МАРИЯ ЗАХАРОВА

О премьере канала Россия-1 – сериале «Оптимисты»

Премьеры сериалов на основных федеральных каналах – Первом и Россия-1 давно приучили меня «уплотнять» время. За просмотром очередного, навязанного рекламой «телешедевра», я успеваю позвонить подруге, прочитать очередную рассылку новостей, «отстучать» письмо, заварить чай и даже спуститься вниз за квитанцией. Ничего при этом не упуская в «восприятии» очередного «замороженного-заторможенного» художественного произведения ТВ.

Но начался в последнюю неделю апреля на России-1 новый сериал – «Оптимисты». Чай остался не заваренным, новости – не прочитанными, квитанции «ночевали» в почтовом ящике.

Здание МИДа СССР на Смоленской площади в Москве – одна из семи сталинских высоток, заложенных в один день в сентябре 47-го. 172 метра, 27 этажей и две башни по бокам, по 15 этажей каждая. На площадку одной из них, на четырнадцатом этаже, и «выходят в окно» – покурить, недавние выпускники
МГИМО из придуманной авторами ИАГ – Информационно-аналитической группы, призванной помочь советской дипломатии в разгар холодной войны говорить молодым, новым, энергичным языком.

И когда в конце титров над силуэтом здания МИДа вдруг загорается красная звезда, которой по техническим причинам на шпиле высотки никогда не было, понимаешь – «Оптимистов» делали молодые люди: и по возрасту, и по мироощущению.

Подводная лодка в стакане чая. Кортеж машин – по телетайпной ленте. Ракета-карандаш плавно поднимается из стопки карандашей. Руководители партии и правительства – с Хрущевым в центре – на трибуне Мавзолея. Сначала – Ленина и Сталина, потом – опять только Ленина, у основания Мавзолея – Дипломатический словарь. Одновременно, в противоположных направлениях, начинают движение две машины – по сигналу зеленой панели телефона «специальной связи», который – больше, выше и главнее всего вокруг. В разные стороны, одновременно, закрываются параллельные шлагбаумы на страницах настольного календаря: слева – герб ФРГ, справа – ГДР. И летит пассажирский лайнер в просвете шкалы включенного радиоприемника. Изысканная компьютерная графика «иносказаний»-символов, меж— и внутрикадровое их движение, и фамилии создателей фильма, и ритм саундтрека «Soviet surf» («Советский прибой) Михаила Идова создают зрительное «энергетическое поле» большой эмоциональной силы. В знаковых предметах эпохи авторы элегантно «шифруют» темы и идеи фильма. И априори относясь к нашей исторической и эмоциональной памяти с уважением, предлагают нам разбираться в событиях «оттепели» самим. Начальные титры – камертон сериала, один из первых признаков «хорошего кино».

…Самый толстый и тоскливый учебник моих студенческих лет – темно-синий том «История КПСС» (не считая еще более тоскливого светло-красного «Научного коммунизма»). Даты всех съездов и пленумов партии – с момента ее организации – надо было знать наизусть… Ну кому из нас было интересно, что скрывалось за расхожим-привычным: антипартийная группировка Молотова, Маленкова, Кагановича и «примкнувшегокнимшепилова»… Нас приучали «думать» советизмами, и мы прилежно изучали неоднозначную, полную драматизма историю своей страны, изложенную не учеными, а пропагандистами. Никто, кроме нещадно глушимых «вражеских голосов», ничего не объяснял, а прочитать, к примеру, о «примкнувшем» было просто-напросто негде. Дмитрий Трофимович Шепилов, фронтовой генерал-майор, осмелился упрекнуть Хрущева в том, что тот претендует на «всезнание»: «…теперь вы знаток по всем вопросам – и по сельскому хозяйству, и по науке, и по культуре!» И Хрущев, спросив у члена-корреспондента АН СССР об образовании, сказал: «А я учился всего две зимы у попа за пуд картошки!» Он преследовал бывшего соратника и во Фрунзе, куда Шепилов был вынужден уехать, и не успокоился до тех пор, пока «примкнувшего» не перевели с должности директора Института экономики АН Киргизской ССР в замы. В свободное время Дмитрий Трофимович медленно поднимался вверх по Дзержинке и долго смотрел вслед уходящим поездам. Но какое дело нам, советским студентам, комсомольцам, а то уже и членам КПСС, было до первопричин исторических событий?

«Образование» советского лидера доставляло немало забот тем, кто пытался профессионально и современно налаживать добрые отношения со всем миром и, прежде всего, с Соединенными Штатами.

«Оптимисты» начинаются в 59-м, на американской выставке в Сокольниках, где Никита Сергеевич Хрущев, обещая вице-президенту США Ричарду Никсону догнать и перегнать Америку, очень озадачил переводчиков, решив показать американцам «кузькину мать!» (Он будет потом повторять эту фразу не раз, и на 15 Ассамблее ООН в октябре 60-го, и на 22 съезде КПСС в октябре 61-го). Слова Хрущева не очень разборчивы, идут фоном, мы видим происходящее на отдаленных, приглушенных, вмонтированных в стену редких тогда в СССР телеэкранах. И видим реакцию на его речь – быстрые, по ходу дела, между собой, реплики дипломатов из МИДа. И – уже постоянное, хроническое напряжение в глазах одного из них, Игоря Степановича (Александр Феклистов). Слушая Хрущева, он уже думает – как комментировать, исправлять, объяснять мировому сообществу то, что сейчас, уверенно минуя политкорректность, эмоционально излагает Первый.

Реальные события 1960-го: советская ракета сбила над Свердловском американский самолет-шпион U-2, в Париже сорвана четырехсторонняя конференция по разоружению, спасена четверка советских моряков с баржи Т-36 – 49 суток в открытом океане, вынуждены были есть кожаные ремни, полет Белки и Стрелки, которые проложили дорогу в космос Юрию Гагарину. О какой же вольности, какой игре с серьезными фактами истории говорит режиссер-постановщик «Оптимистов» Алексей Попогребский? Оставляя факты серьезными и всамделишными, авторы убедительны в своих доказательствах – за кулисами это выглядит несколько иначе. И при «воссоздании» правды, которая по разным причинам не попала ни тогда, ни потом в официальную хронику, сценаристы и режиссер опять опираются на реальные факты. Ракета для самолета-шпиона U-2 была не одна. В фильме названы реальные имя и фамилия советского летчика, погибшего от советской ракеты. Телеграмма от Хрущева: гордимся и восхищаемся, желаем скорейшего возвращения на Родину – придет в Америку, к измученным мальчишкам-морякам, спасенным не своими, только через неделю после того, как о них расскажут все газеты мира. Парижскую конференцию в мае 60-го, печальным последствием которой стало строительство Берлинской стены, сорвал Хрущев, который потребовал личного извинения от президента США Эйзенхауэра за самолет-шпион.

Привычная полуправда вновь воспитывала очередное поколение резонеров и догматиков – но так было задумано.

И новый начальник 1-го отдела, дипломат-оптимист, завербованный американской разведкой, тоже не фантазия авторов. Были в истории МИДа и Александр Огородник – «Трианон» (роман Ю.Семенова и телевизионный фильм «ТАСС уполномочен заявить…»), и высокопоставленный невозвращенец Аркадий Шевченко. Знаем – были перебежчики и в КГБ.

«Оптимисты» – редкое явление российского телевизионного кино последних лет: отличным актерам есть что играть.

«Сосланный в МИД» из международного отдела ЦК Григорий Владимирович Бирюков не так прост, как кажется. Ради престижа страны он может «оказаться не в состоянии «перепить» в самолете самого Билла Конвея из «Нью-Йорк таймс», но вполне – «оказаться в состоянии» его перехитрить! И ради этого же престижа, на глазах у автора бросить в огонь рукопись его романа о депортации народов в СССР. Владимир Вдовиченков подчеркнуто сдержан в эмоциях, и оттого его поступки еще интереснее.

Северия Янушаускайте, актриса из Литвы, два года назад получила две российские «Ники»: «Открытие года» и «За лучшую женскую роль» в трагикомедии Анны Меликян «Звезда». Янушаускайте – дипломат Рута Карловна Блаумане – очень органична в «Оптимистах»: воля и выдержка делают ее ранимой и беззащитной, но никогда – слабой.

Интересны и убедительны в ролях выпускников МГИМО Муратова, Корнеева и Голуба молодые актеры Егор Корешков, Артем Быстров и Риналь Мухаметов. В сериале – отличные, одна лучше другой актерские работы Анатолия Белого (начальник 1-го отдела), Виктории Исаковой (сестра Муратова), Людмилы Чирковой (секретаря Бирюкова). В сериале практически нет проходных, второстепенных персонажей, нет «маленьких» ролей. У Андрея Смирнова, тестя Бирюкова, всего несколько фраз, но какой драматический характер он создал!

Актер Юрий Кузнецов беспощаден не только к своему Варейникову. Руководитель Международного отдела ЦК КПСС, «преданный» служака, – несомненный лицемер и мерзавец. Сколько таких, «с партбилетом», было «при должностях, спецбуфетах, спецпайках и спецраспределителях»? Завистливых, подлых, наглых? Актер беспощаден к системе, которая расплодила подобных «партийных функционеров» видимо-невидимо, Варейников – одна из больших актерских удач фильма.

Так и жили эти люди в далеком 60-м: верили в коммунизм, любили или уже не любили, изменяли или нет, перекладывали с себя – на кого укажут ответственность «за государственную измену», относили по мере надобности докладную на начальника или заявления на мужа (замечен в разговоре с иностранкой!) в 1-й отдел. И в тот же отдел были обязаны представлять «запись беседы» с «любым иностранцем» – даже если это любимая женщина, которую не видел 15 лет и с которой провел ночь.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров, отвечая на вопрос об «Оптимистах», сказал, что при всей необходимости художественного вымысла сериал на самом деле будет помогать тем, кто хочет выбрать профессию дипломата.

Официальный представитель МИДа Мария Захарова заметила: история вымышленная, но с элементами исторического экскурса. На этом публичная реакция внешнеполитического ведомства на сериал о «своих предшественниках» периода «оттепели» закончилась. Хотя мы хорошо знаем – как «в случае чего» умеет «не молчать» Мария Захарова.

Жанр «Оптимистов» определяют по-разному: Алексей Попогребский – как авантюрно-психологическую драму, «высокую мелодраму», один из продюсеров, Валерий Тодоровский – как теленовеллу, канал «Россия 1» – как драму, историю, приключения. Отличная идея сериала (Михаил Шприц и Михаил Идов) – через призму «международных» событий конкретного года отечественной истории не только показать советскую действительность, но и предложить зрителю самому разобраться в первопричинах и последствиях этих событий. И сделать собственные выводы. И в «ненавязывании», в интересе и доверии к мнению «отдельно взятого зрителя» – одно из главных достоинств этого талантливого фильма. Крепкий сюжет, отлично сделанные диалоги, интересные, психологически убедительные характеры (сценарий – Михаил Идов, Лили Идова, Михаил Шприц, Юлия Лукшина, Елена Ванина, Евгений Майоров, Алексей Попогребский). «Эпоха оттепели» – в конкретных человеческих судьбах и судьбы в контексте времени «до» и «после» «оттепели». Уж не телероман ли появился на наших экранах в завершении очередного телевизионного сезона – с новой темой, неожиданными, не идеализированными характерами и крутыми виражами сюжета?

Оператор-постановщик Евгений Привин, художник-постановщик Павел Пархоменко, художник по костюмам Александр Осипов сделали фильм красивым, убедительным, с «теми» костюмами и прическами, с «теми» радиоприемниками, машинами, шкафами, шляпами, пирожками «с сердцем» и дамскими сумками – только в руках, никаких «через плечо»!

…Уже приезжал в Москву Ив Монтан, уже получил первую премию I Международного конкурса имени Чайковского Ван Клиберн, уже читали Евтушенко, Рождественского, Ахмадулину, Аксенова, Вознесенского, уже были изданы «На Западном фронте без перемен» и «Три товарища» Ремарка.

Но советские танки уже были в Будапеште, Бориса Пастернака заставили собственноручно отказаться от Нобелевской премии за «антисоветский» роман «Доктор Живаго» и затравили до могилы, Хрущев разгромит выставку в Манеже, расстреляет «голодный бунт» в Новочеркасске, фильму Марлена Хуциева «Застава Ильича» о поколении, которое вошло в жизнь после ХХ съезда партии, разрешат – сокращенному и «спрямленному», под названием «Мне двадцать лет» – выйти на экран только в 65-м.

«Оптимисты», безусловно, кино альтернативное повседневной сериальной продукции каналов, которая в последние годы вызывает все меньше интереса у «немассового зрителя». Спасибо каналу Россия-1 за пять апрельских вечеров, в которые мы смогли посмотреть 13 серий первого сезона «Оптимистов». Кино элитное, элитарное, произведение явно не «массовой культуры».

Андрей Соболев, член Комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре назвал «Оптимистов» пасквилем на отечественный дипкорпус: в тяжелое с точки зрения международной обстановки время 60-х годов дипломаты пьют водку, занимаются адюльтерами, непрерывно курят зарубежные сигареты. Для чего был сделан этот фильм, что создатели хотели им сказать?

Классический, уже хрестоматийный, но всё еще воинственный вопрос поборников соцреализма. Оттуда, из 60-х, из «до» и «после» «оттепели».

Регина ХЕЛИМСКАЯ

11 мая 2017 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg