ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
10 декабря 2018, 17:24

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
814 (494)
813 (493)
812 (492)
811 (491)
810 (490)
809 (489)
808 (488)
807 (487)
806 (486)
805 (485)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 10:43
Раздел: Общество

Праздники на крови

Про Указ президента А. Атамбаева «Об установлении Дней истории и памяти предков»

Начало в № 30

2. Как «охватить» все даты?

О каком «80-летии репрессий» идет речь в Указе? Репрессии в России и на ее окраинах начались вместе с Октябрьской революцией, с «Красного террора», которым большевики отвечали на «Белый террор». Расстрельный 10-й пункт «политической» 58-й статьи УК РСФСР 1922-го (и в последующих редакциях) назывался «контрреволюционная пропаганда или агитация» и активно «работал» почти сорок лет. «Репрессивная» статья 70 («Антисоветская агитация и пропаганда») УК РСФСР была отменена только в сентябре 1989-го. «Репрессивная» статья 196-1 («Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй») УК Киргизской ССР была исключена только в апреле 1989-го. Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» был принят в октябре 1991-го, аналогичный закон КР — почти три года спустя, в мае 1994-го. Закон определил порядок реабилитации всех жертв политических репрессий, «подвергнутых таковым» на территории Кыргызской Республики. Спустя три года после провозглашения независимости Кыргызстана реабилитация была еще не закончена.

День памяти жертв политических репрессий бывшие советские республики отмечают в разные дни. В России — 30 октября. В странах Балтии — 14 июня: в Литве — День скорби и надежды, в Латвии — День памяти жертв коммунистического террора, в Эстонии — День траура. В Украине День памяти жертв голодоморов — в четвертую субботу ноября, День памяти жертв политических репрессий — в третье воскресенье мая. 31 августа — День памяти жертв репрессий в Узбекистане. 31 мая — День памяти жертв политических репрессий и голода в Казахстане. Это скорбные, трагические, траурные дни.

Ни один руководитель ни одной из этих стран не сделал День памяти праздничным.

31 июля 2017-го постсоветские государства отмечали 80-летие Большого террора. (Весь июль о подготовке в РК к этой трагической годовщине печатала материалы «Казахстанская правда»). Видимо, Большой террор, пик политических репрессий, имел в виду сотрудник президентского Аппарата, который готовил текст Указа? На государственном уровне в Кыргызстане вспомнили о Большом терроре только 26 октября, спустя три месяца после его годовщины.

31 июля 1937 года нарком НКВД СССР Николай Ежов подписал приказ № 00447, который положил начало невиданным по жестокости и массовости сталинским репрессиям. С августа 1937-го по ноябрь 1938-го были арестованы более 1,5 миллиона человек, из них расстреляны почти 700 тысяч. Для всех регионов, в том числе и Киргизии, были установлены разнарядки — по количеству арестованных и осужденных «по первой категории», т.е. приговоренных к расстрелу. Если бы первый председатель Совнаркома Киргизской АССР Юсуп Абдрахманов, о котором идет речь в Указе, и не отказывался «следовать необдуманным решениям «центра», он все равно был бы арестован, осужден выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР и расстрелян вместе с Айдарбековым Иманалы, Джамансариевым Асанбаем, Исакеевым Баялы, Бенгардом Федором Егоровичем, Иманбаевым Мукашем, Кан-Тай-Дю, Кашеваровым Сергеем Афанасьевичем, Полинкашем Андреем Абросовичем, Юсуповым Абдуллой, Яцковским Брониславом Стефановичем.

84 человека были расстреляны во Фрунзе в ночь с пятого на шестое ноября 38-го. 53 человека — с восьмого на девятое ноября 38-го. Предписание № 84 наркома внутренних дел Киргизской ССР полковника И. Лоцманова: «Предлагаю Вам привести в исполнение решения НКВД и Прокурора Союза ССР и Особой Тройки НКВД Киргизской ССР по протоколам №№ 211,16, 20, 26, 29 и 30 над осужденными к РАССТРЕЛУ ниже перечисленных…» И огромная, похожая на перекрученную петлю цифра «8» коричневым карандашом, поставленная наркомом перед заранее напечатанным «ноября». (8 ноября — дата Дня памяти жертв политических репрессий, установленная в Кыргызстане двумя Постановлениями Жогорку Кенеша в 2008-м. Массовое захоронение жертв сталинских репрессий, обнаруженное на Чон-Таше, до сих пор остается единственным). 

Это расстрелы 138 (по списку — 137) безвинных людей (Янишевскому Александру Николаевичу было 66, Белоусову Ивану Захаровичу было 20) предлагает кыргызстанцам праздновать последней Указ ушедшего президента?

«Политические репрессии 30-х годов ХХ века», отмеченные в Указе, — это репрессии до начала Большого террора, до 1 августа 1937-го? Нет в тексте Указа обязательного уточнения временных отрезков в течение десятилетия: речь идет о начале 30-х годов? о середине? конце? Хотя хронологизация этого периода советской истории была в СССР еще 30 лет назад: «Об увековечении памяти жертв репрессий периода 30-40-х и начала 50-х годов» (Постановление Политбюро ЦК КПСС от 28 июня 1989-го), «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х годов» (Указ Президента СССР от 13 июня 1990 года).

— Судьба значительной части репрессированных остается неизвестной и по сегодняшний день, — отмечается в Указе. Неизвестной — если человек не был репрессирован официально. Если бумаги собрали кое-как. А уж если дело было оформлено… По официальным данным 1994 года, в Кыргызстане репрессировано 40 тысяч человек. Это сколько уголовных (архивно-следственных) дел? Из уголовного дела, как правило, должно быть известно — кем, когда, где, по какой статье УК был человек арестован, была ли на это санкция прокурора. Известны фамилия следователя, даты допросов, вопросы следователя, ответы арестованного. Часто — перечислены предметы и вещи, изъятые при аресте. Известны — тюрьма, в которой «враг народа» содержался под стражей, решение судебного или внесудебного органа о наказании и, в зависимости от этого, — в какой «лаг» «архипелага Гулаг» он отправлен. Известна дата немедленного приведения в исполнение приговора «в отношении осужденных к расстрелу». Известно — от какой болезни в лагере умер. Или когда — по «отбытии срока» либо по амнистии — отпущен на свободу.

Известно все, кроме точного места «захоронения» — глубоких ям, в которые по ночам сталинские палачи сбрасывали тела расстрелянных, безвинных людей.

«Судьба значительной части репрессированных остается неизвестной и по сегодняшний день»? Или дело все-таки не только в этом?

И государству, и обществу судьбы людей, репрессированных в годы сталинского террора, безразличны. За 26 лет существования демократического Кыргызстана не было найдено ни одного(!) захоронения жертв сталинских репрессий. За 17 лет после возведения «Ата-Бейита» в Бишкеке не было установлено ни одного памятника, ни одного памятного знака. До сих пор в столице Кыргызстана нет общенационального, символического Чон-Таша — Большого Камня из черного гранита с табличкой — «Жертвам политических репрессий». Который увековечил память 40 тысяч кыргызстанцев разных национальностей и вероисповеданий, репрессированных в 20-50-е годы ХХ века. И стал бы Большим камнем в основу действительного единения многонационального, разноконфессионального народа Кыргызстана. Установить его можно с восточной стороны исторического здания Ассамблеи народов Кыргызстана. В подвале здания в годы сталинского террора была тюрьма НКВД.

(В необходимости установки такого Камня-памятника ни личными письмами, ни опубликованными в газете «Общественный рейтинг» статьями убедить президента А. Атамбаева мне, к сожалению, не удалось).

Может быть, тогда по-другому выглядел бы «мононациональный список» репрессированных, приведенный в Указе «Об установлении Дней истории и памяти предков»? Мы же знаем: даже 137 фамилий, выбитых на плитах Ата-Бейита, принадлежали людям 19 национальностей. Не было в СССР национальности, которая давала бы индульгенцию от политических репрессий.

Как же попали в одну «обойму» такие разные и по смыслу, и по содержанию, трагические даты истории Кыргызстана? Приведенное в Указе «обоснование» данной «систематизации» представляется мне неубедительным: «В последние годы видные представители отечественной исторической науки рассматривают исторические события первой половины ХХ века в Кыргызстане в неразрывной связи между собой».

Но политические репрессии в СССР — «событие» не только первой половины ХХ века, но и второй: ХХ съезд партии, на котором Н. Хрущев «развенчал культ личности Сталина», состоялся в 1956-м, всенародная травля «антисоветчика» Бориса Пастернака продолжалась и в 1959-м, расстрел мирных жителей Новочеркасска произошел в 1962-м. История СССР, почти до самого его распада, — трагическая летопись репрессий государства. Сначала, четыре десятилетия, — против собственного народа. Потом — против собственных «инакомыслящих» граждан, которых тоже было немало. Лишение гражданства, выдворение за рубеж, суды, приговоры, тюрьмы. (Дата голодовки диссидентов, брежневских политзаключенных в пермских и мордовских лагерях 30 октября 74-го стала в России Днем памяти жертв политических репрессий).

Когда закончились депортация в Киргизию репрессированных народов и их реабилитация? Когда был реабилитирован последний репрессированный гражданин КР? Близкие родственники репрессированных рассказывали мне истории возращения домой, в Киргизию, бывших «зеков» из лагерей Магадана и Колымы, с берегов Охотского моря — Тихого океана. В одной из публикаций я рассказала о Наталье Духаниной, которая вернулась во Фрунзе из лагеря с Карского моря, с Северного Ледовитого океана. Они добирались домой долго — и в 57-м, и в 58-м, и в 59-м. Еще не реабилитированные, но — живые… Знали бы видные ученые побольше о репрессиях — может быть, не объединили бы «события первой половины ХХ века» в одном Указе.

Репрессии заканчиваются тогда, когда реабилитирован последний осужденный незаконно. К тому же общеизвестно: видные представители исторической науки не раз меняли свои «показания». В зависимости от конъюнктуры…Что касается «неразрывной связи между собой» восстания 1916-го (его подавления?) и репрессий 20-50-х... Очевидно: системообразующий признак этих, как говорится в Указе, «событий» — географический пункт «отправки»: Российская империя, СССР. Дело рук «белого царя» и «красного вождя». Объединение исторических событий по принципу «дерусификации» и «десоветизации», однозначно чреватое неприятными последствиями, может завести так далеко, что выбираться потом будет сложно. Или — невозможно. Согласимся с отдельными политологами: роль политической культуры состоит в снижении политических рисков?

…Сколько памятников Ленину ни сноси, сколько «7 ноября» ни отменяй — дело Ленина живет и побеждает во всех наших бумажных и электронных календарях, во всех электронных и механических часах, во всех компьютерах и смартфонах. 26 января 1918-го Совет народных комиссаров за подписью Предсовнаркома В. Ульянова (Ленина) принял Декрет о введении нового календаря — «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Дата «по новому стилю» была равна дате «по старому стилю» плюс 13 дней: день Великой Октябрьской социалистической революции — 7 ноября (25 октября) 1917 года.

По какому летоисчислению мы называем даты событий 1916-го? Очевидно — по старому, дореволюционному. А надо — в соответствии с летоисчислением, в котором наши предки на территории бывшей Российской империи и бывшего Советского Союза начали жить почти сто лет. И ко всем известным нам датам восстания на территории сегодняшней Киргизии: его начала (6 августа), подавления (конец сентября — начало октября), начала и конца Уркуна мы должны прибавлять 13 дней. Современные историки этого не делают, адаптируя время по юлианскому календарю со временем по календарю григорианскому. Посмотрим на некоторые эпизоды лета 16-го, не нарушая общепринятого порядка летоисчисления.

Получив возможность, благодаря Интернет-проекту Росархива «События в Семиречье 1916 года по документам российских архивов», читать электронные копии подлинных, ранее секретных документов, определяя даты, как и положено, по новому стилю, каждый из нас может сказать: официальная дата начала восстания на территории нынешнего Кыргызстана — 19 августа 1916 года. Общепринята практика делать памятным именно первый день сколько-нибудь заметного в истории восстания, независимо от его исхода.

Какая же дата — по новому летоисчислению — должна стать не только памятной, но и достоверной? «…Самые драматичные события и наибольшие человеческие жертвы во время Уркуна относятся к осеннему периоду 1916 года», — говорится в Указе. Но «осенний период» — не конкретная дата. Почему же «праздником» был назначен хорошо известный не одному поколению кыргызстанцев праздничный ноябрьский день? Потому что — уже праздничный, по закону? Но историческая дата — не тачка на базаре, которую можно толкать в любом заданном направлении и с любым грузом, не пластиковая бутылка: выплеснул ненужное — набрал нужное, не место в маршрутке — «парень, встань, уступи место бабушке!» Почему 100-летняя историческая дата конкретного, определенного, незаурядного в свое время исторического события «освободила место» дате символической, выбранной?

— Мы уделяем особое внимание восстановлению исторической памяти, — часто говорил президент Атамбаев. Как же должна быть восстановлена историческая память о вынужденном исходе народа с родной земли, через обледенелые перевалы, страх, голод, болезни? Назначением дня — символа беды на привычный, известный с детства праздник?

Как Уркун может быть праздником? Возможно ли восстановление исторической памяти вне постулатов политической культуры?

Против отмены 7 ноября — Дня Октябрьской революции были депутаты ЖК И. Карамушкина и И. Масалиев. Заметив, что у президента нет права устанавливать исторические даты, депутат от фракции «Онугуу-Прогресс» сказал: «…Значение Октябрьской революции безгранично. Это нельзя забыть в один момент. Как бы ни было, что бы ни было, кыргызов сохранила Октябрьская революция».

Было бы вполне справедливо, на мой взгляд, оставить 7 ноября — в год 100-летия революции — памятной датой в календаре Кыргызстана. В благодарность к Октябрьской революции, которая сохранила кыргызов.

А какие вопросы вызвала «аргументация» других депутатов ЖК при обсуждении Указа! Иса Омуркулов, лидер фракции СДПК: «…Эти дни будут охватывать все исторические даты в Кыргызстане. В том числе и 7 ноября — День Великой Октябрьской революции… Кроме того, охватываются 1937 и 1941 годы, а также последние исторические события. Поэтому указ президента верный с той точки зрения, что не надо делать каждый праздник в отдельности».

Какие-какие «праздники» не надо делать в отдельности»? Год Большого террора? Год начала Великой Отечественной войны? Какие советские праздники еще остались в календаре Кыргызской Республики? Новый год, 8 Марта, 9 Мая? Их ведь тоже «можно охватить»!.. Установленные «Дни истории (я так и не поняла, что это) и памяти предков» в принципе могут поглотить любой памятный день, любой праздник. Было бы желание.

Спикер ЖК Дастан Жумабеков: «…Мы хотим быстрее закончить с проектом и пораньше принять его. Здесь нет необходимости в политизации вопроса. 7 и 8 ноября мы хотим вспомнить все исторические события».

Что такое «все исторические события»? И почему мы не можем вспомнить хотя бы некоторые из них в другие дни?

Поправки в Трудовой кодекс КР, согласно которым 7 и 8 ноября становятся Днями истории и памяти предков и праздничными, ЖК одобрил 1 ноября. Из зарегистрированных 83 депутатов «за» проголосовали 66, против — 17. Во втором и третьем чтениях проект закона был одобрен через две недели. «За» были 87 депутатов, «против» — четыре.

15 ноября 2017-го Жогорку Кенеш Кыргызской Республики утвердил 7 и 8 ноября Днями истории и памяти предков.

В момент вступления в силу Указ стал противоречить Закону о празднике Октябрьской социалистической революции, который отмечался в Кыргызстане последние 15 лет. Закон — нормативный правовой акт высшей юридической силы, Указ — акт подзаконный и отменить Закон не может. Содержание указа не должно противоречить закону. ЖК рассматривал Указ президента, не отменив действие Закона об этой же дате?

А может быть, соблюдая все же принципы исторической правды и исторической достоверности, без которых увековечение памяти в цивилизованном, демократическом, правовом, светском государстве невозможно, следовало вместо двух Постановлений ЖК 2008 года издать два нормативных правовых акта высшей юридической силы? Два Указа президента. Об установлении Дня памяти жертв национального восстания 1916 года — в первую пятницу августа (плюс 13 дней) и Дня памяти жертв политических репрессий— 8 ноября.

Не делая их нерабочими, праздничными.

Не делая очевидно трагические, скорбные даты в истории Кыргызстана праздниками на крови.

Не вызывая столько недоумения, обид, споров и разногласий.

И не только в Кыргызстане.

22 ноября 2017-го, за два дня до окончания своего президентского срока, Алмазбек Атамбаев одобрил Закон о двухдневном праздновании Дней истории и памяти предков.

Регина ХЕЛИМСКАЯ

14 декабря 2017 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
КомментироватьВсего 1 комментарий
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2018 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей