ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
22 июня 2018, 15:34

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
798 (478)
797 (477)
796 (476)
795 (475)
794 (474)
793 (473)
792 (472)
791 (471)
790 (470)
789 (469)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 16:48
Раздел: Политика

Тамерлан Ибраимов: «И самое главное – в стране накопилось очень много проблем, которые требуют незамедлительного решения»

Интервью с директором Центра политико-правовых исследований Тамерланом ИБРАИМОВЫМ.

– Тамерлан мырза, какой вам видится политическая ситуация в стране сегодня?

– На мой взгляд, политическая ситуация выглядит относительно стабильной, несмотря на то, что весна у нас традиционно является периодом всплеска политической активности. Поскольку верховная власть, в частности Президент страны, была избрана недавно, то существующие проблемы в стране пока ещё не ассоциируются с новой властью. Таким образом, ещё есть запас времени, в течение которого они могут формулировать способы решения накопившихся проблем. При этом оппозиционная деятельность в отношении новой власти достаточно аморфна. В этом смысле особой напряженности, присущей нашей политической весне, пока нет. Вся наша так называемая политическая весна будет проходить под флагом кадровых перестановок, а серьёзных причин для обострений я на данный момент не вижу.

– Кадровые пертурбации могут повлечь за собой обострение, ведь за каждой рокировкой будет стоять определённая политическая группа?

– Не думаю, что напряжённость от этого возрастёт. Все рокировки будут направлены на укрепление президентской власти, и кадры начнут расставляться именно для этого.

– Тогда центр политического влияния станет смещаться в пользу президента.

– Да. Насколько долго может продолжаться такой период, сказать сложно, так как существует определённое неформальное двоевластие. Вот там как раз, возможно, появится напряжённость между политическими группировками. В целом же, институционально, президентская власть является всенародно избираемой, и серьёзных осложнений я не вижу. Там могут быть конфликты, связанные с конкретными персоналиями, но потенциально широкомасштабного конфликта не видно.

– Когда новоизбранный глава государства может обрести полноту политической власти?

– Сложный вопрос. С одной стороны, у него есть определённый, как я ранее сказал, временной резерв для спокойного переформатирования. С другой стороны, есть иные политические силы, в частности экс-президент А. Атамбаев. К тому же существует ещё и оппозиция, пусть даже аморфная. И самое главное – в стране накопилось очень много проблем, которые требуют незамедлительного решения. То есть если за кадровой пертурбацией не последуют конкретные проекты по решению данных проблем, то рано или поздно все они начнут подниматься и ставиться перед новой властью. Насколько длительным станет этот период, я сказать затрудняюсь. Он может продлиться только весну, а может и затянуться до осени, зимы.

– В процессе становления новой власти отставка глав силовых и правоохранительных ведомств станет неизбежной? Если так, то уйдут Абдиль Сегизбаев, Улан Исраилов и Индира Джолдубаева?

– Не исключаю такой вариант, хотя не могу сказать однозначно, что так будет. Видите ли, сама логика власти автоматически предполагает, что новый президент будет ставить новых. Всё зависит от персоналий. Мы видим, что новый глава государства – человек достаточно размеренный, и пока непонятно, кто находится в его ближайшем окружении, а ведь этот круг тоже очень сильно влияет на решения президента. Мы примерно видим персоны, но по-прежнему много неясностей. Поэтому сложно сказать, как быстро будет протекать этот процесс.

– Сегодня все твердят о сохранившемся влиянии А. Атамбаева на политические процессы. Но меня поражает, как ему это удаётся в условиях отсутствия официальных полномочий?

– Хороший вопрос. Влияние той или иной фигуры является вопросом комплексным, который обеспечивается и степенью влияния внутри политической партии СДПК, и наличием собственной команды, которая может реализовывать проекты, и ресурсами. На мой взгляд, новый лидер страны пока не сформировал до конца свой план действий. Сейчас всё находится на стадии его формирования, что называется, с колес. Кроме того, в пространстве СНГ есть несколько примеров, когда политики, не имеющие формальных должностей, продолжают оставаться влиятельными фигурами. Например, Бидзина Иванишвили в Грузии, Владимир Плахотнюк в Молдове. Там задействовано много инструментов, начиная от финансовых, заканчивая политическими. Совершенно ясно, Кыргызстан является другой страной, но какие-то отдельные механизмы здесь тоже могут быть применены. То есть это целый комплекс, и за путями его развития надо наблюдать.

– Может ли А. Атамбаев вновь вернуться в большую политику?

– Он особо и не уходил. Конечно, сейчас он не обладает формальными рычагами, и неясно, насколько сильно он хочет погружаться в политическую деятельность. Ведь любая политдеятельность – это борьба, трата ресурсов, времени и сил. Но тут тоже могут быть различные механизмы, скажем, как произошло в Армении. Могут инициировать конституционную реформу с дальнейшим переходом на чисто парламентскую систему. Но для этого требуется обеспечить исключительное влияние в самом парламенте. А сейчас обеспечить такую степень влияния в парламенте достаточно проблематично, так как депутатский корпус чутко реагирует и смещает своё внимание на ту фигуру, у которой в руках реальная сила. Но меня волнует другое. Не забудутся за всеми этими кадровыми перестановками и политическими играми реальные реформы? Вот это достаточно большой риск для страны в целом. У нас существует такая опасность, когда кадровые рокировки затмят реформы. Тогда через полгода или через год все накопившиеся проблемы вылезут и встанут перед новой властью. Вот такой риск и вызов должен стать понятным для новой власти.

– Если А. Атамбаев вернётся в активную фазу политики, то в каком качестве? В должности премьера? Ведь не случайно проводился Всенародный референдум…

– Гипотетически он может вернуться в качестве премьер-министра или лидера партии, которая имеет достаточно большое представительство в парламенте. Мы помним момент, когда во времена Бакиева СДПК присутствовала в парламенте, но А. Атамбаев не был депутатом, и при этом он контролировал деятельность своей фракции. Работа в парламенте – достаточно серьёзный инструмент влияния на всю политику в стране. Гадать можно сколько угодно, и как экс-президент всё это будет реализовывать, если, конечно, вообще будет, от этого все зависит.

– Стало известно, что глава, точнее, уже экс-глава Аппарата президента покинул должность ради работы в СДПК. Какие истинные мотивы кроются в этой отставке? Может, его деликатно деклассировали?

– Сложно сказать. Но я полагаю, там есть некая неудовлетворённость своей ролью в цепочке принятия решений. Наверное, это основная причина решения об уходе.

– Это должно позитивно отразиться на политической системе?

– Вопрос в том, кто придёт ему на смену, с какими задачами и целями.

– В последнее время все активно обсуждают «точку бифуркации», возникшую по причине трансформации политической власти. Можем ли мы говорить о закате эпохи А. Атамбаева?

– Здесь тоже множество факторов. Я ранее говорил, что сама логика власти предполагает, что одна из сторон стремится получить всю полноту власти и отодвинуть другую от центра принятия решений. Но, учитывая роль А. Атамбаева на прошедших выборах, учитывая личностные характеристики С. Жеенбекова и А. Атамбаева, возможно, данный процесс будет относительно не быстрым. Каким образом достигнут они политического консенсуса, если вообще его добьются, зависит от них. Наряду с этим не исключаю, что в какой-то момент времени произойдёт серьёзное обострение в их отношениях. С. Жеенбекову тоже нужно понимать, что ему необходимы точки опоры в виде социальной базы – партии, группы поддержки. Сейчас у действующего главы государства период оценки ситуации, анализа своих возможностей. Но логика будет вести к усилению президентской власти, и это очевидно. Вопрос в том, будут ли при этом проводиться реформы или о них благополучно забудут. Стране требуются реформы, и это архиважный вопрос.

– С. Жеенбекову потребуется новая политическая архитектоника. Целесообразно ли в данном контексте говорить о досрочных парламентских выборах?

– Роспуск парламента – достаточно сложный процесс с точки зрения исполнения. К тому же, чтобы идти на досрочные выборы, необходимо иметь чёткое представление по части конечных результатов. На текущий день не вижу, что С. Жеенбеков или А. Атамбаев имеют ясное представление о том, какие результаты они могут получить. Поэтому сильно сомневаюсь, что в этом или даже будущем году могут произойти досрочные выборы парламента. Для любой власти нынешний парламент достаточно удобный и послушный. Зачем его менять, если через него можно проводить любые решения?

– В политической жизни страны, как показывает практика, премьеры редко работают больше года. Какая судьба ожидает Сапара Исакова?

– Для правительства Сапара Исакова сегодня наступают непростые времена. С одной стороны, ему требуется постоянно заручаться поддержкой парламента, а там не всё так гладко; с другой стороны, ему нужно иметь поддержку Президента, там тоже есть вопросы. Самое главное, правительству нужно предъявлять результаты своей работы. В этом смысле есть хорошие планы, но с их реализацией много проблем. Если в ближайшее время кабмин под руководством С. Исакова не выставит конкретные результаты, то есть вероятность, что они станут тем самым слабым звеном в политической системе власти, по которому будет нанесён первый удар. Весенние месяцы станут временем кадровых перестановок. Это важно, но более важно – это формулирование задач и проведение реальных реформ. Если народ не увидит изменений, то начнётся обострение. Если сегодня больших рисков для власти нет, то в будущем они могут появиться. Проблем крайне много, и их необходимо решать. Если же заниматься только кадровыми перестановками, то все проблемы рано или поздно вылезут.

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ

7 марта 2018 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2018 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей