ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
19 апреля 2024, 10:09

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 14:04
Раздел: Общество

ПЛАН АТАМБАЕВА

Часть I

Атамбаева недооценивали. Акаев. Бакиев. Текебаев. Политики, эксперты. Возможно, его и сейчас недооценивают. Зря. Потому что он, как показала практика, всегда имел План. И претворял его в жизнь, хотя до поры это выглядело, как стечение внешне не связанных между собою событий и обстоятельств. За имиджем импульсивной и не совсем стабильной политики скрывался четкий и далеко идущий расчет…

Парламентские выборы 2010 года не выявили явно лидирующей политической партии. В Жогорку Кенеш прошли пять партий. Причем любые три из них могли создать коалицию большинства и распределить между собою ключевые должности. Карты могли тогда лечь по-разному, а легли в пользу Атамбаева, который выжал из этого розыгрыша максимум возможного: пост премьер-министра. И это не было везением. Атамбаев знал, что и зачем делал.

В ситуации, перспективы которой мало кто понимал, в обстановке, когда никто никому не доверял и надеялись обмануть и подставить друг друга, он пошел на то, чего сознательно или неосознанно опасались все остальные. Взял на себя ответственность, рискуя пойти ко дну вместе с дышащим на ладан бюджетом и рухнуть вместе с расшатанной общественно-политической ситуацией в стране. Смело вышел на сцену, «доверчиво» открыв спину для заклятых друзей в правительстве и парламенте. Его премьерское кресло стояло на зыбких ножках коалиции, подтачивать и подпиливать которые начали с первого же дня. Держать вместе эту шаткую конструкцию предстояло долгих десять месяцев, остававшихся до президентских выборов. Атамбаев осознанно рисковал.

Коалицию пытались развалить, причем не один раз. Она шаталась и кренилась, как тройка обнявшихся собутыльников, но так и не упала. Даже после массовой драки в парламенте. Зыбкий союз продержался до самых президентских выборов. К глубокому разочарованию конкурентов и союзников. Удержав за собой позицию премьера, Атамбаев предопределил свою победу на выборах 2011 года и стал Президентом Кыргызской Республики.

***

Анализируя дальнейшие действия Атамбаева, нужно признать, что он прекрасно понимал, что победа на президентских выборах не обеспечивает ему всей полноты власти. За время президентства Розы Отунбаевой члены парламента и правительства отвыкли оглядываться на «седьмой этаж». Некоторые политики даже предлагали перенести аппарат президента в гостиницу «Иссык-Куль» или в исторический музей (то ли с намеком, то ли без)…

Парламент во главе с Ахматбеком Кельдибековым вел себя независимо, а Правительство пришлось передать чрезвычайно энергичному и предприимчивому союзнику — Омурбеку Бабанову. Если бы молодые торага и премьер начали работать друг с другом напрямую, то президенту грозило превращение в «английскую королеву». Кого-то из них надо было сместить. Выбор пал на спикера.

Кельдибекова снимали чужими руками. К его несчастью, в «Ата-Журте» в тот момент уже накопились разногласия и взаимные обиды. Поэтому ни одна из пяти фракций парламента однозначно на стороне спикера не выступила. Парламентом была создана депутатская комиссия по проверке деятельности торага. Тем не менее Ахматбек Келдибеков готовился бороться до последнего, а для его смещения требовалось набрать 80 депутатских голосов из 120. В результате стороны согласились на компромисс. Торага подал в отставку по собственному желанию, а вопрос о недоверии к нему был снят с повестки дня парламента…

Следующим шагом стали брожения внутри фракций «Ата-Журт» и «Ар-Намыс». Позднее эта болезнь поразила «Республику», «Ата Мекен» и даже СДПК. В результате парламент утратил осмысленную фракционную структуру, вокруг которой можно было бы построить что-либо независимое или самостоятельное.

Затем наступила очередь Бабанова. Хотя со стороны Атамбаева в его адрес не прозвучало ни единого критического замечания, пропрезидентская коалиция в парламенте отстранила лидера «республиканцев» решениями двух фракций из трех. В ответ команда последнего запустила против «Ата Мекен» мощную пиар-кампанию с обвинениями в мародерстве, которая причинила имиджу социалистов невосполнимый урон. Правда, «Республику» это не спасло от распада. На фоне дробления оставшихся фракций от партийной структуры парламента образца 2010 года остались только руины.

Тем временем отнятое у Бабанова премьерское кресло занял предложенный Атамбаевым Жанторо Сатыбалдиев, ранее возглавлявший президентский аппарат. После этого вариант «английской королевы» и переезда аппарата президента в гостиницу или в музей никто не вспоминал…

***

Важную роль в Плане Атамбаева должны были сыграть парламентские выборы 2015 года. На это указывали настойчивое лоббирование изменений избирательного законодательства и скандальное продвижение биометрической регистрации избирателей. Если судить по разочарованию, которое он не смог или не захотел скрыть при оглашении их итогов, 38 мандатов СДПК из 120 были для него неудовлетворительным результатом. Вероятно, по их расчетам, президентская партия должна была получить однопартийное парламентское большинство, то есть 61+1(5) мандатов.

Однако карты смешала возросшая активность политических партий, которые тоже строили планы и готовились к выборам за 2-3 года до их начала. К старту избирательной кампании не менее девяти ведущих партий успели заручиться поддержкой групп избирателей на местах и выстроить в каждом регионе эффективные механизмы привлечения, контроля, биометрической регистрации и защиты набранных голосов. К официальному старту кампаний борьба между агитаторами шла за каждый дом и каждый отдельный голос. Неприятным сюрпризом для «кураторов» стало слияние партии «Республика» Бабанова и партии «Ата-Журта» Ташиева. Поодиночке как минимум одна из них (если не обе) рисковала остаться за бортом. Вместе же они не просто прошли в Жогорку Кенеш, но и заняли в нем почетное второе место с солидными 28 мандатами. Возможная коалиция СДПК с «Республикой — Ата-Журт» обеспечивала бы двухпартийное парламентское большинство в 66 мандатов, но не подходила, поскольку взамен Омурбек Бабанов запросил бы пост спикера парламента или должность премьер-министра. Что в План не входило.

Именно результаты выборов 2015 года замедлили реализацию Плана, так как вынудили президента собирать разношерстную коалицию и многопартийное правительство. Будь в его распоряжении однопартийное большинство, многие последующие события произошли бы намного раньше. Не вышло. Исполнители «подвели». Попали в немилость. Но это уже другая история…

***

План не был сорван. Он просто затянулся по времени. Позже многие удивлялись, почему повышенная активность Атамбаева пришлась именно на завершающий год его правления, хотя предшествующий период прошел в более сдержанном стиле. Как показало развитие событий, это объяснялось тем, что подготовительный этап потребовал больше времени и ресурсов, чем изначально предполагалось. Он, надо отдать должное, продолжил готовить почву и терпеливо ждать походящего момента. Поэтому резкое наступление, начавшееся во второй половине 2016 года, для других политических игроков стало неожиданностью. Они не успели выстроить оборону, уступили инициативу и закономерно проиграли…

Продолжение следует
Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

24 мая 2018 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg