ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
25 сентября 2018, 22:35

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
804 (484)
803 (483)
802 (482)
801 (481)
800 (480)
№ 799 (799)
28 июня
798 (478)
797 (477)
796 (476)
795 (475)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 15:01
Раздел: Общество

Размышления о политике и морали

За весь период независимого развития постсоветских республик Кыргызстан можно смело выделить как государство, где политические события, политическая элита, политические партии так быстро вносят разнообразие в жизнь общества, что некоторые чиновники едва успевают менять портреты лидера страны в своих кабинетах.

На заре независимости с легкой руки западных аналитиков Кыргызстан был отмечен как «островок демократии» и сегодня стал ареной политических экспериментов, сопровождающихся драматическими, а порой трагическими событиями. Если раньше смена элит происходила путем «революций», то на сей раз все завершилось «политическим суицидом» очередной политсилы, которая в течение последних лет тщетно пыталась «модернизировать» нашу политическую систему. Результат очевиден. Эти события натолкнули меня на некоторые размышления о сущности Политики и Морали.

Политика – это область целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно значимых запросов и потребностей – таково классическое определение сущности понятия. В современном, сложно организованном, противоречивом обществе с обостряющимися глобальными проблемами, достижениями научно-технического прогресса, способными и улучшать жизнь людей, и одновременно разрушать основы человеческой цивилизации, сфера политики расширяется. Политика может ввергнуть общество в пучину бедствий (что мы сейчас и наблюдаем в мире) или, напротив, поднять его на вершину славы и могущества. Политика, как вид общественной деятельности, демонстрирует способности ее вершителей, высвечивает их нравственные и деловые качества. Понимание природы политики неизбежно предполагает и осознание ее связей с другими сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, права, морали, равным образом и сама оказывая воздействие на эти и другие области человеческой жизнедеятельности, политика обретает определенные черты и свойства, которые более полно раскрывают ее структуру и сущность. Рост различных потребностей, опережающий возможности их удовлетворения, порождает у отдельных политиков ряд искушений получать блага за счет других людей, часто создавая тем самым реальную угрозу всему обществу. Это – искушение богатством и потребительством, обретением все более многочисленных и дорогостоящих благ; возможностью повелевать другими людьми, порабощать их и господствовать над природой, не считаясь с ее законами… [См. Гаджиев К.С. Философия власти. Под ред. Ильина В. В. М., 1993. С.15-16.]. Искушения создают опасность, опустошающую личность, формируют гипертрофированное сознание, что разрушает человеческое общество изнутри.

В этой ситуации именно Мораль должна удержать человека от опасных для него соблазнов, а также способствовать разрешению нарастающих противоречий между индивидом и обществом. Мораль – особая специфическая сфера общественной жизни, включающая сознание, нормы и реальное поведение людей, основанные на оценке любых поступков и действий с точки зрения идеалов добра и зла, справедливости и несправедливости и других критериев. Нормы морали основываются на определенном понимании смысла существования, цели и предназначении человека. Они не утилитарны для отдельных индивидов. Соблюдение этих норм и требований не сулит им какой-нибудь непосредственной личной выгоды или пользы. Нравственное поведение отличается бескорыстностью, высокогуманной мотивацией. Мораль характеризует достаточно высокий уровень развития индивидуального сознания, способность человека к опосредованной собственным внутренним миром духовной мотивации своего поведения и к самоконтролю. В отличие от права и политики, реализация нравственности не нуждается в специальном аппарате наказаний или в материальных ценностях, как этого требует экономическая регуляция.

Насколько же реальная политика восприимчива к требованиям морали? У человеческого рода больше не существует альтернативы гуманистической политике, ибо в противном случае ситуация может усугубиться глобальной планетарной катастрофой, дегенерацией или даже гибелью всего человечества. Еще мыслители древности рассматривали политику как одну из ветвей этики. Попытку разделить политику и мораль, а также учение о них впервые предпринял лишь в конце XV – начале XVI века Никколо Макиавелли. Мораль предполагает оценку общественных явлений не с индивидуальной, а с коллективной и, в первую очередь, с общечеловеческой точки зрения. В то же время мораль утилитарна для всего человечества как условие сохранения человеческого рода, поскольку отражает многовековой опыт человеческого общения и фиксирует те требования, выполнение которых необходимо каждому обществу. Как показывает опыт истории, аморальность приводит в конце концов не только к разрушению личности, но и к деградации всего общества. Неслучайно Гитлер, проводя человеконенавистническую политику национал-социализма, убеждал своих солдат в том, что он освобождает их от болезни, называемой совестью. [См. Кочкарова Т. Ч. Философия политики. Бишкек, 2007, с .94.]

Основные нравственные ценности абсолютны. Они не выводятся из каких-либо других, более высоких экономических, политических или других ценностей. Их высший статус определяется ценностью самого человека и всего человеческого рода. Безнравственное поведение не исключает определенных санкций со стороны общества или окружающих (остракизм, осуждение, критика и т.п.). В целом, влияние морали основывается на внутренних психологических механизмах самоконтроля личности, важнейшим из которых является совесть, которая превращает индивида из стадного животного или разумной машины-робота в Человека. На заре цивилизации небольшие человеческие коллективы (род, племя) могли обойтись без политики, регулируя взаимодействие людей и обеспечивая общественный порядок с помощью обычаев, традиций, различного рода табу и вырастающей на основе всего этого морали, а также таких естественно-исторических институтов социального контроля, как семья и община. Преобладание неполитического регулирования в обществе предполагает социальное равенство (следовательно, низкий уровень конфликтности), сравнительную немногочисленность общностей людей и весьма простые формы их взаимодействия. Со временем с возникновением сложных социальных общностей традиционных ритуально-нравственных форм регулирования поведения людей оказалось недостаточно. Развитие производства и дальнейшее разделение труда, обострение социальных конфликтов, усложнение структуры общества, в том числе новых форм взаимодействия людей – все это привело к возникновению политики как особого института и вида деятельности, регулирующих поведение людей с помощью специального аппарата принуждения. Итак, главные общественные функции морали и политики совпадают. Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач. Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали как ее специфическое дополнение.

Политика выступает своеобразной формой объективации, внешнего выражения и материализации механизмов нравственного самоконтроля. Вместе с этим существуют и принципиальные различия между политикой и моралью. Важнейшим из них является конфликтность политики. Как уже отмечалось, политика представляет собой деятельность, направленную на разрешение групповых социальных интересов, затрагивающих все общество и требующих применения власти. Непосредственным источником политики являются экономические и другие насущные интересы людей, крупных социальных групп: наций, классов, слоев и др. Непосредственным же источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следованию которым не сулит индивиду какой-либо выгоды. Поэтому соперничество моральных и политических мотивов поведения – это борьба духовных ценностей и непосредственных, прежде всего, материальных, личных интересов.

Политика ситуативна. Ориентируясь на успех или победу, она призвана учитывать реальную ситуацию, все факторы, способные повлиять на достижение целей. Моральные же требования в своей основе универсальны и, как правило, независимы от конкретной ситуации.

Мораль всегда индивидуальна. Ее субъект и ответчик – отдельный человек, сделавший свой нравственный выбор. Политика же носит групповой, коллективный характер. В ее рамках индивид выступает как часть или представитель класса, партии, нации и др. Его личная ответственность как бы растворяется в коллективных решениях и действиях. Поэтому часто отдельные политики демонстрируют полную безответственность. Если политик, как человек, нарушает общепринятые моральные нормы и принципы, то он совершает моральные преступления, и за это его могут морально осуждать. Последствия морального осуждения зависят от политических и нравственных традиций общества. От действенности не только морали, но и закона. «Где нет закона, нет и преступлений», – сказано в послании апостола Павла к римлянам. [Книги Нового Завета. М., 1995, с.202.]. В обществе, где соблюдаются и уважаются моральные принципы, нарушивший их политик может даже поплатиться карьерой, а в обществе двойных стандартов моральное отступление политика может быть проигнорировано, не замечено. Об аморальности в политике лучше всего говорят сами политики. Так, Р. Рейган в свое время отмечал: «…говорят, политика вторая древнейшая профессия. Но я пришел к выводу, что у нее гораздо больше общего с первой» [Большая Книга афоризмов. Состав. К. Душенко. М.,2002. С. 500.]. Политически безответственные деяния или преступления не совершаются одним человеком, а целой группой, например, государственным аппаратом, политическими объединениями, структурами, иногда придающим этим деструктивным действиям законный характер. Поэтому их часто трудно привлечь к какой-либо ответственности, особенно представителей власти. Такую картину часто можно наблюдать в новейшей истории нашего общества. Это и Аксыйские события 2002 года, и драматические Апрельские события 2010 года. А в последнее время – набравшие обороты коррупционные скандалы вокруг больших государственных проектов.

Таким образом, политика и мораль являются двумя автономными сферами общественной жизни. Они, как все в мире, взаимосвязаны, но тем не менее выполняют разные функции, смещение которых может негативно сказаться как на морали, так и на политике. Чтобы политика содействовала моральному очищению общества, необходимо выработать и проводить такую политику, которая отвечала бы интересам большинства членов общества, суть её сводится к уважению общечеловеческих ценностей. С точки зрения морали, признание этих ценностей в политике выступает как признак ее цивилизованности и гуманизма и предполагает признание всех основополагающих прав человека, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Объективно сфера политики – один из наиболее напряженных и ответственных видов человеческой деятельности, требующей не только воли, интеллекта, опыта, но и соблюдения моральных принципов. На шахматной доске политики, особенно высшего уровня, разыгрываются сложнейшие партии, от исхода которых нередко зависят судьбы сотен тысяч и миллионов людей, наше настоящее и будущее.

В истории становления парламентаризма, практики партийного строительства и выборного процесса в эпоху новейшей истории, на наш взгляд, «кыргызский опыт» может занять достойное место в учебниках по политологии как весьма своеобразный пример использования мирового опыта в государственном строительстве. Кыргызский народ, прошедший Аксыйские события, мужественно переживший трагические события Апрельских и Июньских дней, перенесший холодные январские морозы, и сегодня не теряет надежды на лучшее. Наш народ по праву может быть признан самым толерантным, терпеливым, оптимистичным, потому что выживал в самые трудные времена своей истории.

Недавно я впервые посетила Астану. Бесспорно, это город XXI века, но как-то дышится свободнее в моей стране…

Гульмира МАКЕНБАЕВА,
кандидат исторических
наук, КГЮА

28 июня 2018 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
15:29 // Общество
Наркомания – огромный бизнес, от которого страдают люди и, прежде всего, дети
15:23 // Общество
УБИЙСТВО «НЕВЕСТЫ» БУРУЛАЙ: иллюзии, реалии и предложения Часть II. Реалии
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2018 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей