ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
25 сентября 2018, 22:54

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
804 (484)
803 (483)
802 (482)
801 (481)
800 (480)
№ 799 (799)
28 июня
798 (478)
797 (477)
796 (476)
795 (475)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 15:03
Раздел: Политика

ТОЧКА ВОЗВРАТА

(можно ли сохранить власть после власти?)

Политическая карьера Алмазбека Атамбаева еще долго будет привлекать к себе внимание не только и, возможно, не столько достигнутыми успехами, сколько неожиданным итогом. Это и неудивительно, учитывая, что он остался в проигрыше, не проиграв никому из соперников. Пытаясь объяснить такой парадокс, некоторые специалисты, например, казахстанский политолог Досым Сатпаев или местный эксперт Тамерлан Ибраимов, пришли к выводу, что это было неизбежно, что удержать власть после сложения президентских полномочий Атамбаев не мог в принципе. Не оспаривая их аргументы и во многом с ними соглашаясь, считаю, что субъективных причин в провале плана экс-президента все же больше, чем объективных. Его ошибки, выражаясь теннисным языком, были невынужденными. Их можно было избежать. И тому есть живые примеры.

Власть после власти – тема старая почти как мир. Сулла в Древнем Риме, Пиночет, Ли Куан Ю, Дэн Сяопин и другие выходцы из разных народов и эпох показали, что лидер может сохранять большое влияние, даже сложив полномочия. Черчилль, Де Голль, Демирель, Чавес сумели вернуться к власти после перерыва. Конечно, есть и обратные примеры. Худояр-хан, Теодор Рузвельт и так далее. Но нас интересуют два примера, которые гораздо ближе нам и по времени, и по менталитету. Реджеп Эрдоган и Владимир Путин. Лидеры, которые сумели сохранить и свое влияние, и свою команду, несмотря на то, что ведущую позицию в государственном механизме какое-то время занимали не они.

Рецепт Путина, который в период с 2008 по 2012 год освободил должность президента России для своего соратника Дмитрия Медведева, заключался в увеличении объема выполняемой работы и возлагаемой на себя нагрузки. Экс-президент выбрал не комфортный пост спикера Государственной Думы или Совета Федераций, а нагрузочную, особенно в таком огромном государстве, позицию премьер-министра. Это означало, что в течение четырех лет все сбои и проблемы, каждая чрезвычайная ситуация и катастрофа, любой спад и подъем в экономике ложились именно на его плечи.

Путину нужно было четыре раза защищать бюджет, четыре раза давать отчет по работе всего правительства перед парламентом. В котором, кстати, заседали Жириновский, Зюганов, Миронов и другие лидеры (сравним с «атамбаевским» Жогорку Кенешем, заранее «очищенном» от Келдибекова, Текебаева, Ташиева, Исаева и т.д.?). Ему предстояло удержать равновесие в сложном уравнении, где его внимания требовали отношения с президентом, взаимодействие с парламентскими фракциями, организация работы правительства, управление партийным аппаратом, поддержание контакта с крупным бизнесом и т.д. и т.п. Плюс хозяйство, которое в России не чета нашему – большое и проблемное. Паводки, лесные пожары, плохие дороги, депрессивные регионы, мигранты, скинхеды, террористы и т.д. Плюс борьба за контроль над ресурсами в такой богатой стране, как Россия…

Все это время Путин не давал президенту, располагавшему по конституции огромными полномочиями, повода лично заняться проблемами страны. Потому что подключался к их решению раньше, чем глава государства о них узнавал. Находился на шаг впереди. В гуще событий. На «линии фронта». Попробуй отодвинь такого в сторону. Себе дороже выйдет.

Был ли у третьих сил соблазн рассорить президента с премьером и предотвратить возвращение Путина? Конечно. Интриги – это соль любой политики. Запад с удовольствием поменял бы ВВП на кого-нибудь менее жесткого и более либерального. Да и в России многие желали больше свободы. Массовые оппозиционные выступления в Москве (Болотная площадь, проспект академика Сахарова) и других городах, начавшиеся в преддверии президентских выборов, в 2011 году – не совпадение. Кто-то это движение поддерживал. Не только «оттуда», но и «отсюда». Путин об этом знал, но не давал ни повода для обвинений в излишней жесткости, ни причин подумать, что он ослаб.

Отношения премьера Путина с Медведевым – ювелирная работа. За четыре года ни одного сомнительного высказывания. Никакого панибратства с президентом. Строгая субординация при уверенном и достойном поведении. Трезвый расчет. Блестящая выдержка. Тонкая игра и безупречное исполнение.

Для сравнения, в нашем случае терпения бывшего хватило до первой пресс-конференции…

«Возвратные» президентские выборы 2012 года Путин тоже отработал по полной программе. Собрал в свой штаб интеллигенцию и активистов. Зажигал на мега-митинге, поднимая волну в Лужниках, пока оппозиция шумела на других площадях.

В политике нет ничего надежного. Путин ни на кого и не надеялся. Потому не разочаровался сам и не разочаровал других. Как следствие, смог вернуться без потерь для репутации и для команды. Не разрушил «химию между нами», как он сам описал свои отношения с Дмитрием Медведевым перед тем, как сделать его своим преемником. Сохранил и власть, и друга.

В другой близкой нам по менталитету стране – Турции – лидер победившей партии Реджеп Тейип Эрдоган выдвинул в 2002 году на пост премьер-министра своего соратника Абдуллу Гуля, так как ранее Эрдоган сидел в тюрьме и не мог принимать участие в парламентских выборах из-за запрета заниматься политической деятельностью. Но, даже отсидев за решеткой, этот политик оставался лидером своей партии и лидером по рейтингу поддержки избирателей. Поэтому после специального для него изменения законов Эрдоган возглавил правительство в 2003 году, а позднее стал и президентом Турции. При этом он постоянно ощущал сопротивление как со стороны армии, так и депутатов от оппозиции. Однако ни разу за 20 лет он не дал своим оппонентам и союзникам повода сомневаться и гадать, кто тут главный…

Поэтому не думаю, что в Кыргызстане невозможно быть лидером, не занимая пост президента. Вопрос в другом. Во-первых, власть не терпит долгого отсутствия. С этой «дамой» нельзя встречаться по выходным. Во-вторых, Путин и Эрдоган являлись олицетворением политики, которая устраивала большую часть населения их стран. Поэтому их сложно заменить кем бы то ни было. Видимо, либо Атамбаев не являлся таким олицетворением, либо его политика не имела той массовой поддержки, о которой он любил говорить на своих пресс-конференциях.

Атамбаев мог сохранить влияние и даже власть без должности президента. Но это требовало постоянной работы и полной ответственности, а не долгих отпусков и творческого настроя. Он должен был стать премьер-министром и лично держать ответ перед Жогорку Кенешем за модернизацию и за аварию на Бишкекской ТЭЦ. Когда его кадры «горели» в парламенте, там не хватало политика, который не снимал бы с себя ответственность, а принял ее на себя…

Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

28 июня 2018 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
15:29 // Общество
Наркомания – огромный бизнес, от которого страдают люди и, прежде всего, дети
15:23 // Общество
УБИЙСТВО «НЕВЕСТЫ» БУРУЛАЙ: иллюзии, реалии и предложения Часть II. Реалии
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2018 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей